КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
II Нарушение подвижности
3«Полет» мыслей (по Каплану) – быстрая, непрерывная вербализация, со сдвигом с одного на другую, тенденция к логическим построениям. Богатая образность мыслей – игра ума. В рамках: маниакального Sd, у здоровых людей Мышление: ускоренное, высокоподвижное Речь: ускоренная Ограничение подвижности ассоциативного процесса: 3Обстоятельность – замедленное образование новых ассоциаций за счет длительного доминирования предыдущих ассоциаций. Вследствие патологического торможения. Затруднение или невозможность выделение главного и второстепенного. 3Вязкость - «утопание» в деталях ® невозможность оторваться от деталей. 3Детализация – увлечение деталями в ущерб единому и целостному содержанию. Мышление – тугоподвижное (ригидное, обстоятельное, вязкое, детализированное) Речь: медленная, детализированная, вязкая.
III Нарушение целенаправленности Целенаправленность обеспечивает выполнение кокой либо мыслительной задачи, которая в свою очередь определяется мотивом. Т.о. при нарушении мотива (или мотивационного компонента) происходит нарушение целенаправленности Þ качественные нарушения мышления. В основе - факторы влияющие на нарушение мотивации: • Скорость протекания психических процессов (чрезмерная) ® сверхпродукция ассоциаций.
• Эмоциональная сфера
----- С нарушением грамматического строя Скачкообразное течение ассоциаций – чрезмерное ускорение ассоциативного процесса (переход количества в качество c потерей смысла) Fuga idearum – скорость ассоциаций достигает такой выраженности, что пропуски между отдельными ассоциациями не могут быть заполнены какими либо дополнениями. Слабость, поверхностность мышления при «скачке идей» выражается в нарушении выбора необходимого материала для последовательного течения мыслительного процесса при наличии быстрой смены цели мышления. Основным расстройством - при скачке идей является, по Липману, ослабление внимания, выражающееся в его отвлекаемости. Это ведет к нарушению связи представлений (Вернике, Крепелин), к неумению "удерживать главную ассоциацию" (Вернике), к нарушению целенаправленности мышления (Крепелин,А.А.Перельман). Невозможно по речи больного составить последовательный рассказ, например: (А.А.Перельман "Очерки расстройства мышления") - на вопрос о здоровье маниакальный больной отвечает: "Я много раз бывал в амбулаториях... я верю врачам... у вас красивый галстук... я тоже носил белые воротнички... мне нужно переменить сорочку... как часто у вас в больнице стирают белье?... у меня тоже есть очки... видит глаз, да зуб неймет... мне нужно полечить зубы, пошлите к зубному врачу". Тип мышления – апрозектическая (маниакальная) бессвязность. Речь – апрозектическая (бессвязная) Дополнительный специфический признак – маниакальный аффект. Виды «скачки идей»: 1. Мысленная скачка идей: а) богатая образами (живость и большое количество представлений, обилие острот, отвлекаемость, повышенная потребность общения с окружающими). Характерна для маниакального состояния; б) бедная образами (течение мыслей вихревое, но представлений возникает мало. Ассоциации больше по созвучию. Нарушение соотношения между речевым "натиском" и бедностью образов. Характерна для маниакальных состояний при МДП и шизофрении); 2. " Немая скачка идей " - "вихревой наплыв мыслей" по Перельману, близка к ментизму. Наплыв мыслей при затрудненной речевой формулировке их, "вихревая заторможенность мышления", согласно формулировке К.Шредера. Этот вихревой наплыв мыслей носит субъективно тягостный, насильственный характер. Встречается при маниакальном ступоре, МДП и начальных стадиях шизофрении. 3. Вихревая спутанность - высшая степень скачки идей со сверхпродукцией представлений и невозможностью отклонить ни одно из них (на высоте маниакального возбуждения в состоянии "маниакального неистовства").
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СКАЧКИ ИДЕЙ. В основе лежит ослабление тормозного процесса с усилением возбудительного процесса и его иррадиацией в областях коры головного мозга, связанных со 2-ой сигнальной системой (А.А.Перельман). По И.П.Павлову - при ослаблении торможения отсутствует необходимая дифференцировка, благодаря чему, "что близко лежит, не различается, сливается, сменяется одно другим". При гипоманиакальных состояниях кроме ослабления активного (условного) торможения, обнаруживается и недостаточность запредельного торможения, представляющего собой один из видов пассивного (безусловного) торможения. При умеренных степенях маниакальной фазы новые ассоциации возникают стремительно, а активные тормоза - с трудом. При значительно выраженных маниакальных состояниях наблюдается появление чрезмерного запредельного торможения во 2-ой сигнальной системе, что выражается в резком замедлении и снижении качества словесных ассоциаций наряду с растормаживанием яркой аффективной пантомимики. Т.о. патофизиологической основой маниакальных состояний со скачкой идей является корковая иррадиация раздражительного процесса с его инертностью. При этом возможно появление отрицательной индукции во 2-ой сигнальной системе, ведущее к качественному снижению мышления при скачке идей.
БЕССВЯЗНОЕ ТЕЧЕНИЕ АССОЦИАЦИЙ (инкогеренция) Возникает у больных с аментивным помрачением сознания вследствие распада целостного восприятия окружающей действительности (дезинтеграция) с нарушением понятийной оценки событий т.к. в самом понятии должны присутствовать связи. При аменции – макс. выражена астения ® нет Е для образования связей. Тип мышления: инкогерентный 1.Астеническая 2.Адинамическая спутанность (как бы этапы собственно инкогеренции) 3.Аментивная
3 Астенический этап возникает на начальных этапах развития аменции. Характерно: • Нерезко выраженная бессвязность, иногда возможны короткие предложения, внутри которых, прослеживается грамматическая связь, но за счет нарастания (ухудшения) состояния, эта связность будет все меньше и меньше • Обязательно должна быть истощаемость Þ на первые вопросы возможны правильные ответы, затем повторение вопроса, укорочение фразы, уменьшение смысла внутри фразы. • Нарастает эмоциональная лабильность Þ раздражительность, слезы 3В адинамическом этапе > грубо нарушается последовательность, связность изложения, грамматический строй нарушен. 3 Аментивный этап Полная инкогеренция: речевая бессвязность - бессмысленное повторение слов, звуков + их «нанизывание» = вербигерация. DDs с апрозектической бессвязностью (сопровождается маниакальными симптомами) При инкогеренции – речь по темпу замедлена с длительными остановками (тенденция к истощаемости) до вербигераций.
------ Без нарушения грамматического строя 3 Соскальзывания – постепенное отклонение ассоциативного процесса от основной цели (задачи, линии разговора) без нарушений логических связей между отдельными отрезками общей мысли + сохранение грамматического строя. Переходы мыслей одного содержания к другим происходит неожиданно, внешне не мотивированно по ложной неадекватной ассоциации (часто абстрактной) и несоответствующей конечной цели мышления. Останков называл эти переходы – атактические замыкания. Больного иногда можно вернуть в русло разговора, но продуктивность мышления снижается. По Каплану и Седу – тангенциальность – неспособность к целенаправленным ассоциациям, невозможность дойти от начала до желаемой цели. 3 Расплывчатость (аморфность) – это нарушение последовательности вследствие неясно представляемой конечной цели. Частенько цель отсутствует и непонятно «о чем хочет сказать больной». Грамматический строй не нарушен в отдельных отрезках мысли, но характерно не четкое использование понятий, в связи с чем речь становится труднопонимаемой даже в контексте. «Замыкание» в самом начале, на уровне понятия. Рассматривается как вариант соскальзываний. При активной коррекции извне – необходимо фиксировать отдельные отрезки мыслей и тормозить больного. Можно добиться понимания смысла передаваемого на уровне отдельных отрезках мыслей. Более грубое нарушение чем соскальзывание. 3 Разноплановость – постоянная немотивированная смена оснований для построения ассоциаций, соскальзывания, в виду чего мысли лишаются основного стержня; в ней (мысль) объединяется порой не сочетаемые (взаимоисключающие) понятия, а суждения о каком либо явлении или факте, одновременно складываются на разных уровнях.
3Разорванность – различают два вида: 1. Логическая разорванность – это течение ассоциаций с отсутствием логических связей между отдельными компонентами при формальном сохранении грамматического стиля речи. Речь представляется связной, но лишенной смысла. 2. Грамматическая разорванность – это полная утрата логических связей между мыслями и их отдельными компонентами и грубые нарушения грамматического строя речи (речь не облечена в предложения) Þ нарушается понимание смысла высказываемого. Соединяются в произвольном порядке разнородные
Нередко происходит разрыв мыслей (с последующим соединением)
Иногда «замыкания «происходят как бы внутри слова Þ вербигерации (словесная окрошка) Все вышеперечисленное характеризует атактическое мышление, син. – атимическое, ассоциативная атаксия, интрапсихическая атаксия – включает в себя атактическое мышление + + эм. нивелировка + грубые волевые нарушения
АТАКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – нарушение взаимодействия мышления, эмоций, воли (интерес к цели мышления). В целом, характеризуется относительной грамматической связностью высказываний и нарушением понимания внутреннего смысла отдельных его частей и конечной цели. Грамматическая разорванность появляется на крайних этапах развития. Речь – разорванная. Признаки атактического мышления: æ Единство с другими нарушениями психической деятельности (эмоциональная и волевая сфера) ® интрапсихическая атаксия. æ Непонимание смысла высказываний в контексте æ Сохранность логико-грамматической структуры (кроме грамматической разорванности) æ Присутствие неологизмов, паралогий, дислогий и т.д. æ Постоянство проявления (в разной степени выраженности), т.е. возможна (-) и (+) динамика под влияние ПФТ (трифтазин, атипичные нейролептики). Однако полностью не могут исчезнуть. - чем более грубое нарушение – трифтазин + мажептил - чем менее грубое нарушение – трифтазин + галоперидол æ Относительная сохранность мнестико-интеллектуальных функций с возможностью сложных аналитических операций.
Шизофазия (во многих руководствах она отождествлялась с разорванностью) По Случевскому – это форма нарушения мышления для которой характерно сочетание неуместно используемых слов, не имеющих между собой полной грамматической согласованности и логической последовательности, при общей понятности содержания высказываний в контексте. Т.о. при шизофазии речь аграмматичная, недоступна пониманию в отдельных частях, но понятна по основной направленности, т.е. по конечной цели мышления. Характерные признаки: æ Преобладание нарушений мышления при относительной сохранности эмоционально-волевой сферы æ Аграмматизм речи, незаконченность фраз, неправильные сочетания, персеверации. æ Конкретность и бытовой характер высказываний æ Многоречивость до речевого напора æ Преобладание ассоциаций по смежности æ Непостоянство проявлений (обратимый характер) æ Нередко возникает на фоне мнестико-интеллектуальной недостаточности æ В структуре речи преобладают парафизии ® подмена одного слова другим, нередко более сложным и непригодным для данного контекста. æ Шизофазия сопровождается боле адекватным эмоциональным реагированием, соответствующим тематике высказываний. Rs: Шизофазия менее специфична чем атактическое мышление, может встречаться при других заболеваниях, не только при Sch, например при органических болезнях ГМ. Шизофазическое мышление - шизофазическая речь. Виды шизофазий: u Ш. как форма атактического мышления v Ш. как самостоятельная форма ассоциативного расстройства w Ш. как отдельная форма shc, в realtime не выделяется, но некоторые авторы отмечают шизофазический тип дефекта.
Другие формы ассоциативных расстройств Неологизмы – новые словообразования, не связанные с имеющимся языком. Основаны на символическом замещении понятий. Могут быть разделены: • Пассивные (несистематизированные) – бессмысленные звукосочетания (конгломераты обломков слов). Больные не могут объяснить смысл своих высказываний (смысл не вытекает из контекста). • Активные – возникают в следствие искажения мыслительной переработки словесного материала. Символическое замещение (сгущение,) понятий. Они могут быть объяснены по Каплану – конденсация – сгущение (агглютинация, слияние) понятий. “ Я чувствую себя шоколадно” (на самом деле больного лечили электрошоком, и он чувствует себя хорошо (ладно): шок - о - ладно). Неологизмы являются структурной единицей атактического мышления. Речь: манерная, вычурная, глоссолалии (непонятная речь, «другой язык»)
ПАРАФАЗИИ – это грубое искажение слов, замена близкими по смыслу и звучанию, приводящие к потере их первоначального смысла. Смысл их иногда можно понять в контексте. Пример: «коротконогие мысли», «сомневание пенсионерное». Многие авторы отождествляют парафазии с неологизмами и считают их специфичными для шизофрении. Т.е. при sch парафазии могут быть одни или в сочетании с неологизмами. Если в изолированном виде – соответствуют шизофазическому мышлению. Парафазии – структурная единица шизофазии. Речь: шизофазическая, а также манерная до глоссолалий. Афатические парафазии – при афатических расстройствах (чаще при моторной афазии), также при сенсорной афазии (вербальные парафазии – замена отдельных элементов речи близкими по созвучию). Моторная афазия – нарушение структуры слова. При тяжелых афатических расстройствах: литеральные парафазии – перестановка, пропуски слогов (при сохранении слова).
ЭХОЛАЛИЯ – автоматическое повторение вопроса или любых слов, произносимых в присутствии больного. Впервые описал Вернике 1900г. 1.Истинная эхолалия. Пик 1902г. 2.Митигированная (облегченная) – повторение слов с незначительной трансформацией. Эхопалии высокоспецифичны для кататонического Sd (особенно истинные) в рамках атактического мышления. Речь: эхопалическая.
Стереотипии – это постоянное повторение одних и тех же слов, фраз, часто бессмысленных, в т.ч. неологизмов, парафазий. 1.Кататонический Sd (кататонические речевые стереотипии), часто сочететаются с эхолалиями. 2.Состояние тревожной вербитерапии – постоянное повторение отдел. слов в состоянии о. ажитированной депрессии (аффективный генез). 3.Органические заболевания – стереотипии часто сочетаются с персеверациями. Болезнь Пика (стоячие обороты речи Штенберг Э. Я.), особенно при высокой локализации.
Персеверации – это длительное доминирование одной какой-то мысли или представление на фоне резко выраженного затруднения ассоциативного процесса (также встречаются в письме). Некоторые авторы рассматривают как вариант стереотипий. Высокоспецифичны для орган. з-ния ГМ. Мышление: персеверативное. Высокоспецифичны для органических заболеваний
Мимо-ответы (иррелевантные ассоциации) – ответ не соответствует вопросу:
Речь: мимоговорение
Паралогии – неправильные, ложные ассоциации, суждения, с НЕ намеренными ошибками в выводах и умозаключениях в следствие нарушения законов логики («кривая» логика). При этом часто объединяются несопоставимые факты и явления. Мышление: паралогичное. Высокоспецифично для Sd интрапсихической атаксии: - атактическое мышление; - нарушение эмоций; - нарушение воли.
Амбивалентность – это одномоментное сосуществование одинаковых или противоположных мыслей, а также взаимоисключающего отношения к предмету или явлению (люблю и ненавижу; доброе и злое). Мышление: амбивалентное. Если амбивалентность в отношениях, деятельности – то называется амбитендентностью. Амбивалентность, противоречивость и паралогичность высокоспецифичны для атактического мышления.
3 Витиеватость – это пространные рассуждения с излишними доказательствами, цитатами, научными или псевдонаучными терминами с сохранением грамматического строя и внешней логичности речи. Речь при этом громоздкая, с множеством деталей, псевдонаучная, вычурная, может носить разноперсный характер. Доступна пониманию.
3 Резонерство – это пустое рассуждательство, часто по незначительному поводу, факту. «Бесплодное мудрствование». Цель мышления как бы отодвигается на задний план («предмет рассуждения вдали»). На ПЕРВЫЙ план – рассуждательство, оперирование ассоциациями. Доступна пониманию, но лишена конкретного смысла. Характеризуется чрезмерной потребностью в речевом самовыражении, как правило сопровождается аффективной неадекватностью. В основе: недостаточная критичность мышления. Высокоспецифично для атактического мышления: - при sch – сочетается с другими р-вами мышления; - при эпилепсии - сочетается с детализированием, тугоподвижностью, вязкостью, обстоятельностью + фон интеллектуальной недостаточности (здесь резонерство носит компенсаторный характер); - при психопатиях – пример: шизоидная психопатия. Часто встречается синдром монолога – непрерывная речь обращена к собеседнику, но обусловлена не потребностью в общении, а внутренним состоянием больного (потребность говорить). Грамматический строй речи часто не нарушен. Если в структуре монолога улавливаются отчетливые атактические замыкания, то это свидетельствует о признаках атактического мышления.
Символическое мышление – оперирование образами и понятиями, которые имеют иносказательное значение, часто непонятное для других, но имеющих для больного определенный смысл. Замещение общепринятых понятий определенными символами. В отличие от общепринятой символики (например: астрологическое знание), здесь содержание символов вычурно, нелепо и часто для самих больных затруднена интерпретация. При попытках объяснить, больные делают это паралогично, в чем проявляются глубокие аутические механизмы + атактическое мышление.
Аутизм (аутистическое мышление = ирреальное мышление) – это «отщепление» от действительности, фиксация на внутренних переживаниях (на внутренних аффективных комплексах при sch). Введен Блейером в 1911г. Характеризуется уходом в себя, отгороженностью, потерей эмоционального контакта с окружающим. Мышление подчинено аффективным потребностям. Проявления по Блейеру: Ø уход от действительности с преобладанием «внутренней» жизни; Ø «освобождение» субъективных желаний, в т.ч. противоположных от общепринятых установок (совесть, цензура); Ø непродуктивность мышления Ø подчинение мышления субъективным аффективным потребностям (элементы аффект. мышления имеются в реальной жизни); Ø отсутствие логики, как руководящего начала, т.к. именно логика репродуцирует реальные отношения; Ø выход на первый план подавленных влечений, особенно эротических комплексов и подавленной сексуальности; Ø оперирование символами; Ø игнорирование временных отношений (жизнь в другой эпохе); Ø интеллектуальных нарушений при аутизме не бывает. «Инструмент» интеллекта не нарушен, но умение пользоваться им страдает (глубоко дефектные больные (sch) играют в шахматы и выигрывают). Пользоваться могут только тем, что было до болезни.
Аутизм характерен: • Шизофрения • больные с истерией – жизнь подчинена аффективным потребностям – может быть временным компенсаторным явлением, по типу «ухода в болезнь»; • у детей – элементы аутистического мышления как на определенных этапах физиологического развития (за счет аффективной заряженности); • в сновидениях; • временные явления «аутизма» у здоровых людей. В 1943г. – Канчер описал детский аутизм, как патологическое состояние. Признаки: 1. нарушение способности устанавливать отношения с людьми с начала жизни; 2. крайняя отгороженность от внешнего мира с игнорирование раздражителей пока они не становятся болезненными; 3. недостаточность принятия позы готовности при взятии за руки; 4. недостаточность коммуникативного пользования речью; 5. прекрасная механическая память; 6. эхолалии; 7. буквальность в употреблении слов; 8. извращенное употребление личных местоимений; 9. нарушение пищеварения на 1-м году жизни; 10. ранний страх определенных громких звуков и резких движений; 11. страх изменений в окружающей обстановке (феномен тождества ® стремление поддерживать неизменной окружающую обстановку с бурной реакцией на ее изменение); 12. монотонное повторение звуков, движений; 13. однообразие спонтанной активности; 14. монотонные механические игры с неигровыми предметами; 15. хорошее физическое здоровье; 16. впечатление хорошего интеллекта благодаря успешности в отдельных навыках, хорошей механической памяти и «умного» выражения лица; 17. серьезные выражения лица, напряжение в присутствии посторонних; 18. синдром Колана – отсутствие звукоизобразительных и звукоподобных образных слов; 19. синдром мимической атаксии – постоянное сонно-задумчивое выражение лица.
Специфические нарушения при sch: - аутизм (аутич. мышление); - интрапсихичская атаксия (атактическое мышление + изменение эмоциональной и волевой деятельности); - амбивалентность; - символическое мышление; - паралогичность; - резонерство; - неологизмы; - конденсация; - шперрунги; - стереотипии мышления и речи; - эхолалии; - манерность речи.
Аффективное мышление – это суждения и умозаключения, основанные не столько на логических предпосылках и реальных обстоятельствах, сколько на преобладающих в данный момент эмоциях и желаниях. Не всегда – патология. При определенных обстоятельствах, любой здоровый человек, находящийся в ситуации выраженного эмоционального реагирования временно утрачивает (частично) логику и на первый план выступают аффекты. Поэтому решения могут быть неадекватные. Патологическое аффективное мышление приводит к выраженной дезорганизации мышления, иногда напоминает атаксию. Также способствует аффективному бредообразованию. (Аффект управляет логикой). Типы: r Кататимное (кататимия) – влияние эмоциональных факторов на течение ассоциативных процессов, которые соответствуют аффект. зараженным комплексам. В данном случае – кратковременность аффективных влияний на мышление. Характерно для психогенных психозов, неврозов. r Голотимное (голотимическое) – определяется НЕ сиюминутным аффектом, а длительно существующим устойчивым, клинически выраженным патолог. аффект. состоянием в форме: • патологически повышенного настроения (мания); • патологически пониженного настроения (депрессия). Это наиболее отчетливо проявлено в МДП (нозология исследуется аффект. р-вами). Мышление характеризуется односторонней направленностью, формирует определенный круг представлений. • При депрессивной фазе – пессимистический окрас мышления. Лежит в основе голотимического бредообразования. Пример: депрессивный бред (содержание целиком вытекает из аффекта); идеи виновности (конгруэнтны аффекту), греховности, ущербы, самообвинения. • При маниакальном аффекте голотимический бред – идеи переоценки собственной личности, бред величия (без нелепостей) ® только в рамках переоценки (называют – бред сверхоценки).
Инфантильное мышление – является нормой для детского возраста. Патологическое – если проявляется у взрослых. Характеризуется поверхностностью, незрелостью, «детскостью» суждений, скоропалительностью выводов. Конкретностью мышления. Особенность: оно не проводит различий между субъективными представлениями и объективными явлениями действительности (не учитывает реальность при удовлетворении желаний, потребностей). Встречается: - Органические заболевания ГМ (не всегда коррелирует с интеллектуальной недостаточностью). Инфантильное мышление может не мешать выполнению какой-либо высокоспецифичной деятельности. - При sch. Особенно выражено у тех больных, у которых sch процесс начался в детском, подростковом, юношеском возрасте. Проявляется в определенных «детских» привязанностях (длительное время с оттенком боязни остаться одному). Сверхценная привязанность к родителям. Непрактичность, неприспособленность к реальной жизни. Речь: пуэрильная – с детскими интонациями, нарочитой картавостью, сюсюканьем, детским искажением слов, употреблением уменьшительно-ласкательных суффиксов, упрощенный граммат. строй. Иногда упоминание себя в 3-м лице.
Другие нарушения речи: Диспродия – монотонность речи (утрата модуляционных свойств). Очень характерно для sch, т.к. она является следствием эмоционального оскудения. Бывает при органических заболеваниях ГМ (паркинсонизм, эпилепсия).
Телеграфная речь – отрывочные, короткие фразы. Без соединительных союзов.
Слащавая речь – вкрадчивая, ласковая, употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов, шаблонные хвалебные обороты. Высоко характерно для эпилепсии.
Заикание – преходящие выключенные словообразования. Судорогоподобные явления с непроизвольными заиканиями, спотыканиями на начале слова. Характерно для логоневроза.
Афония – отсутствие звучания речи при сохранности шепотной речи. Характерно: орг. з-ния ГМ, но бывает в рамках психогенных: истерия.
«Органические» нарушения речи: 3Дизартрия – нарушение артикуляции речи. Проявляется в неудобных сочетаниях согласных. Речь характеризуется нечленораздельностью, смазанностью, неотчетливостью, прерывистостью. Патология - мозжечок. Клинические проявления (классические) –прогрессивный паралич.
3Логоклония – форма речевой персеверации органического генеза. Это ритмичное повторение слогов. В начале – повтор первого слога, а затем посередине и в конце. Патология - стриарные тела в ГМ. Клинические проявления – прогрессивные паралгии, болезнь А, некоторые энцефалиты.
3Скандированная речь – речь с разделением слов на слоги, с нарушением слитности произношения слов. Замедлен «звуковой нажим» и затруднена артикуляция. Патология – мозжечок. Клинические проявления – рассеянный склероз.
3 Палилалия – речевые стереотипии органического генеза. Это стереотипные, многократные повторения одного и того же слова (или 2, 3-х), часто в нарастающем темпе. При этом звучность голоса может постепенно убывать. В отличие от персевераций может меняться изложение слов в фразе. Патология – стриарные тела в ГМ. Клинические проявления: - псевдостриарный Sd; - постэнцефалитный паркинсонизм; - распад речи при болезни Пика.
3Акатофазия – грубые нарушения грамматической и синтаксической организации речи + своеобразные парафазии, которыми речь исчерпывается. Малодоступны пониманию. Характерна для глубокой олигофрении (имбецильность).
3Жаргонофазия – речь состоит из «неологизмов», повтор бессмысленных слов с разными интонациями.
3Брадилалия – замедленное произношение слов.
3Афазия:
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |