Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Позитивизм — негативизм




Примеры

Гипотезы

Аналогия

Деклатим и квестим как бы ведут повествование в различных литературных жанрах. У деклатима это законченное повествование — рассказ, где есть завязка, кульминация, раз­вязка, а у квестима это жанр пьесы, состоящей из диалогов.

Вертность усиливает проявления данного признака: экстраверсия усиливает деклатим­ность, интроверсия усиливает квестимность.

Невербальный контакт с собеседниками у квестима более ярко выражен, чем у декла­тима (контакт глаз, поворот корпуса, жесты).

В письменной речи деклатим склонен заменять вопросительное по смыслу предложение на повествовательное. Квестим же склонен заменять повествовательное предложение вопросительным или восклицательным (как бы требующим ответа, «провоцирующим» читателя на отклик).

Квестимы:

«Есть ли к цели более чем один путь? Да» (человек полностью повторил заданный ему вопрос, прежде чем ответить). «О чем бы вам рассказать? Что бы вы хотели узнать? Вчера я ходил…» (ответ на просьбу рассказать, что он делал вчера, человек начал с серии вопросов, по сути, не требующих ответа).

Деклатимы:

«Когда люди перечисляют десятки своих интересов, я не понимаю, то ли они "го­нят", то ли что?» (вопрос звучит как утверждение).

< Деклатим >: «Как ты доехала?»

< Квестим >: «Кто? Я? Хорошо».

Позитивисты (экстраверты I и III квадр, интроверты II и IV квадр):

Позитивист изначально обращает внимание на то, что в ситуации есть (присутствует, наличествует) или может реально произойти, что может быть трактовано как положи­тельное видение окружающего мира, каких-либо ситуаций, возможностей, перспектив.

Позитивист настроен в большей степени на то, что ему может принести какая-либо ситуация, контакт с людьми, чем на то, чего он мог бы вследствие этой ситуации ли­шиться, потерять и т. д. Для позитивиста более характерен настрой на успех, а не на из­бежание неудачи.

Позитивисты лучше усваивают положительный опыт. Склонны «преобразовывать» от­рицательный, негативный опыт в положительный (выделяют позитивные стороны).

Больше говорят о позитивном; о негативных моментах говорят на общем позитивном фоне («Да, есть такие проблемы, но…» — дальше позитивное). Разговоры о «плохом» (когда другой человек акцентирует, чего в ситуации не хватает) зачастую раздражают по­зитивистов.

В речи позитивистов звучат, в основном, позитивные формулировки. Если дают другому человеку инструкции, формулируют их в «положительном» ключе: что нужно делать (например: «звонить туда следует в такое-то время»).

Негативисты (интроверты I и III квадр, экстраверты II и IV квадр):

Негативист обращает внимание прежде всего на то, чего в ситуации нет или не хватает, что может быть трактовано как видение в отрицательном ракурсе перспектив, событий, ситуаций.

Негативист настроен в большей степени на то, чего он может лишиться, потерять вслед­ствие определенной ситуации, контакта с людьми, чем на то, что ему может данная си­туация принести. Для негативиста более характерен настрой на избежание неудачи («по­ложительное развитие» ситуации заключается уже в том, что что-то плохое просто не произошло).

Негативисты лучше усваивают отрицательный, негативный опыт. Выделяют в проис­шедшем негативные стороны.

Больше говорят о негативных моментах. Позитивные моменты упоминают на фоне нега­тива («Это хорошо, но…» — дальше негатив). Негативистов может раздражать «чрез­мерно положительный» взгляд (когда другой человек «забывает» упомянуть об «отрица­тельных моментах», недостатках и т. п.).

В речи негативистов много негативных формулировок (отрицательных частиц, предло­гов). Например: «негативный опыт не всегда необходим, мне он не нужен», «не будет поводов ни к чему», «не могу сказать, что это не так» и т. п. Если дают инструкции, го­ворят прежде всего о том, чего делать не нужно (например: «в такое-то время туда зво­нить нельзя»).

Примечание

Предыдущие исследования по данному признаку, по большей части, сводились к оценочным факторам (позитив/негатив в «житейском» смысле слова). По нашему мнению, такие установки могут являться лишь следствием более глубокого механизма работы дан­ного признака: одни люди воспринимают и описывают некое множество через относящиеся к нему свойства (позитивисты), а другие описывают это множество, выделяя не относя­щееся к нему (негативисты). Позитивисты описывают предмет, явление, стремясь обозна­чить его через присущие ему характеристики, негативисты более склонны указать на те ха­рактеристики, которых у явления нет. Поверхностное впечатление об опти­мизме/пессимизме оценок, соответственно, позитивистов и негативистов, происходит именно из-за этого. В реальности же и одни и другие могут вести речь в равной степени о хорошем или о плохом (в обычном смысле этих слов), разница заключается в форме изло­жения — например, о недостатках: «Я не могу сказать, что вы лишены недостатков» (нега­тивизм) и «У вас есть некоторые недостатки» (позитивизм).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.