Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творчества как область народной культуры 7 страница




щим в своем однообразии, что по этому поводу складывались песни, снимались фильмы. В этой связи именно секционная мебель, именуемая как мебель, так называемого дизайнстиля, сделалась предметом творчества народных дизайнеров. Из нее можно было сделать всевозможные комбинации - ставить на пол, друг на друга, развешивать по стенкам, декорировать ею углы, создавать дополнительные конструкции, доделывать, перекраивать. Мебельные секционные гарнитуры (впоследствии их вытеснили так называемые стенки), позволили владельцам квартир, применяя смекалку и фантазию делать свои жилища нестандартными, во многом оригинальными, хотя, конечно, общий характер «ящиковидной» мебели оставался.

Весьма примечательно, что, избегая стандарта в своем жилище, горожане, сконструировав помещения по-своему, заполнив их предметами собственного изготовления, не смогли не прибегнуть к изделиям декоративно-прикладного и народного искусства. Лишь очень немногие хозяева малогабаритных квартир стремились к поддержке «чистого» дизайнстиля - нескрываемому геометризму форм мебели, сверкающей полированными поверхностями, синтетическими покрытиями, пластмассовыми изделиями в виде плафонов, настенных ламп и т. п.

Большая часть населения, которую можно причислить к дизайнерам, формирующим стиль своего жилища, обращались к предметам декоративно-прикладного искусства и народного творчества. Это тем более важно, что в 60-80-е годы продолжался процесс сближения народного творчества с профессиональным декоративно-прикладным искусством. Народное традиционное искусство служило своеобразной школой мастерства для всех специалистов и самоучек, работающих в этой области. Мир форм, приемов обработки материалов народного искусства был на редкость богат и разнообразен, в его основе лежала фольклорная традиция. Вот почему в быт наших современников, в их новые жилища стали входить изделия народных промыслов - миниатюрная лаковая живопись, изделия из дерева с хохломской и городецкой росписью, плетения из соломки, бересты, тканые изделия, ковры, кружева и многое другое. Знакомство с образцами народного искусства и увлечение ими развивало инициативу и творческую фантазию самодеятельных дизайнеров. Отсюда - стремление к изготовлению всевозможных полочек из дерева в сочетании с металлом, украшенных чеканкой, литьем и т.п., кухонной мебели - табуреток, скамеек, сундучков, расписных кухонных досочек. Однако, если

в профессиональном «дизайнстиле» был объявлен поход против всякого украшательства вещи, особенно против орнамента, узорности и декора вообще, то в народном творчестве наоборот. В нем всячески приветствовалось и процветало декоративное начало - орнаменты наносились повсюду, лишь бы не оставалось пустых мест на том или ином предмете. Очевидно, в таком отношении к плоскости бытовой вещи проявилось исконное народное мироощущение - стремление к орнаментальной стихии, к узорочью, свойственное даже городским жителям.

В последние десятилетия можно отметить постепенный переход в профессиональном дизайне и художественной промышленности к новым современным художественным приемам - возрождение роли орнамента и тех основ, на которых строится декор в прошлых высокохудожественных культурах (взаимосвязь материала, формы, декора). Основными стилевыми приемами и чертами следует считать стремление художников отойти от рационального конструирования к «барокко» и «рококо», а в целом к стилю «ретро». В изделиях отечественного и зарубежного дизайна отчетливо проступает желание создать красивые вещи, сделать значимой каждую деталь.

Изменения, происходящие в бытовой культуре в эпоху «рыночных» отношений не могли не сказаться на творческом потенциале населения. Состоятельные владельцы новых квартир и загородных резиденций пошли по пути «европеизации» -делаются переоборудования жилых помещений и офисов по принципу так называемого евроремонта (меняются полы, стены и потолки украшаются зеркалами в переплетах, в прихожих - мини-бары, арочные перекрытия и т.п.). Если вспомнить о загородных резиденциях чиновников и коммерсантов, прежде именуемых дачами, то их проекты заимствуются из каталогов западных мировых достижений в области архитектуры, без учета ландшафта, природы, времен года. Декоративные кованые решетки, фонари, дверные ручки, переплеты окон, двери - все свидетельствует о сформированных вкусах с учетом установившихся ценностных ориентации.

Другая часть населения, которая не входит в эту элитную группу, отчасти от недостаточности средств по-прежнему прибегает к собственному творчеству как и во времена «геометрического» стиля. Происходит смешение стилей особенно в тех случаях, когда покупается единичная вещь современного дизайна или старинное кресло, резной стул, буфет, которые придают жилищу особенно неповторимый облик и уют.

Но по-прежнему, как и в предыдущий период, новизна интерьера, его привлекательность и «обновление» достигаются с помощью предметов народного и декоративно-прикладного искусства. Так, полы покрываются паласами, а коридоры устилаются домоткаными половиками, такие же коврики вешаются на стенах (горизонтально или вертикально в несколько рядов). Иногда «коврами» в целую стену служат деревянные жалюзи, на которые вешаются всевозможные красочные предметы, картины. Мебель покрывается салфеточками, как в далекие 20 -30-е годы (кружевными, вышитыми). Большую роль в украшении интерьера, особенно шкафчиков, полок играет игрушка (дымковская, пензенская, филимоновская) - всевозможные барыньки, всадники, павлины, а также керамика, фарфор. Гжельские изделия занимают одно из важных мест в квартирах многих горожан, их коллекционируют, выставляют на специально изготовленных полках, шкафах и т.д. В коридорах развешиваются деревянные маски, керамические тарелки, устанавливаются «галошницы», вазы для зонтиков, ставятся стулья-чурбачки. Кухня у многих превращается в разноцветную шкатулку -разные досочки, ложки, прялки, плетеные абажуры, полочки, подставки, в которых много выдумки, изобретательства.

Так в условиях современности возрастает особенно роль декоративно-прикладного искусства, его задача - наполнить абстрактное пространство живыми эмоциями. Теперь мы уже хорошо знаем, что человек рассматривает свое предметное окружение не только как средство обеспечения функциональных процессов, но и как необходимую ему индивидуальную сферу, связанную с особенностями и своеобразием самой личности. Поэтому народные дизайнеры постоянно выходят за рамки определенного специалистами «обязательного ассортимента» в заранее отведенном пространстве.

Если говорить о дизайне в условиях сельской местности, то возможности здесь сужаются по сравнению с городскими условиями, а сфера деятельности, наоборот, расширяется -это использование ландшафта и типа жилища, его связь со средой, убранство дома, оформление пристроек, покрытий и т.п. Так, даже в массовом типовом строительстве жилищ, осуществляемом индустриальными методами, делаются попытки введения в декор индивидуальных элементов дизайна (пристройки, террасы).

Несмотря на то, что связь с традициями на селе в основной своей массе прервалась, однако, структурные элементы

убранства домов во многом повторяются. Как и в прежние времена: это пояса пропильного ажура, торцовые доски, защищающие концы бревен сруба от дождя и ветра, причелины, украшающие крышу. Узорная (или геометризированная) обшивка тесом также ограждает бревна от влаги. Наконец, нельзя обойтись в хозяйстве без пристроек, без террас, без ворот и забора, без печных труб и заверший над ними, сточных дождевых труб на крыше.

В современном индивидуальном сельском строительстве из средств декора дома (крыльца, террасы, светелки, навеса во дворе или на воротах) наиболее распространена пропильная резьба (она известна еще со второй половины XIX века) и просечное железо (дымники). Менее распространена обшивка стен дома тесом в виде декоративной мозаики цветного кирпича, фигурной кладки, лепнины или штамповки по сырой штукатурке.

Резные деревянные (накладная резьба) и просечные железные украшения (дымники, водосточные трубы) часто встречаются и сегодня в сельской местности как средство декора. Каждый элемент декора жилища, по сути, представляет новое явление, если учесть новые технологии, материалы и орнамент.

Скорее всего - это новая стадия развития когда-то хорошо известного. Пути поиска художественных решений, изобразительных и декоративных средств различны в каждой области и районе.

Каждый индивидуальный дом (в той или иной области, регионе) несет яркую печать своего времени, своей эпохи и обладает своими чертами «дизайнстиля» - конструкторских и художественных способностей своего автора. Каждый вновь созданный образ или мотив в украшении жилища это не столько образ этнический, сколько эстетический знак. В одних случаях функционирование «чистой» традиции более заметно, в других менее, а то и вовсе отсутствует. Но нельзя не признать того, что многие современные ремесленники-умельцы, применяя тот или иной декоративный комплекс в украшении своего жилища, как бы попадают в сферу функционирования традиционной художественной культуры, испытывают ее воздействие. Они усваивают отдельные приемы, вбирают в себя то, что созвучно современности. Это касается и обшивки домов, и окраски срубов, и росписи стен домов, печей, украшения фронтонов и мезонинов и др. Особенно характерным является в этом смысле наличник как один из важных видов украшения дома. В его выступающем арочном карнизе можно встретить

и растительные мотивы, и фантастические орнаменты, изображения невиданных животных, а ныне и летающие объекты - НЛО, космические корабли, элементы современной и старой геральдики - серп и молот, кремлевские звезды, двуглавый орел и др. То же можно встретить и на воротах, и на дверях дома, на его фасаде.

В целом разнообразие декора жилища обусловлено как отдельными локальными художественным традициями, так и новыми веяниями, активно привносимым опытом из других регионов, под воздействием городской культуры - под влиянием телевизора, радио, печатной продукции. Так, не без влияния города некоторые сельские жители украшают свои садики скульптурными изображениями животных, сказочных персонажей. Выполненные в натуральную величину они порой пугают своим реальным обликом посетителей.

Нельзя не отметить и другую тенденцию - растет интерес к традициям архитектурного декора старого жилища. Нередко можно видеть, как на новые дома переносятся наличники со старых изб. Заботливо ремонтируются и обновляются созданные ранее наличники, заказываются новые -копии со старых. Заметен поиск смелых декоративных решений, например, современные торцовые доски, оформленные, как пилястры, выполняются столь же творчески и старательно, как некогда делались переработки с «глухой» долотной домовой резьбы наличники формы ампир и классицизма.

Подобные стремления замечаются нередко в просечных железных украшениях (на водосточных трубах, на фронтонах домов, гребнях кровли дома или воротах). Разнообразие композиционных построений этих изделий велико - образы коня, петухов, белок, растительных и геометрических орнаментов и мн. др. Для современных изделий характерна все же большая иллюстративность и конкретность, чем обобщенность и символичность. Богатство впечатлений, чувств, которые вызывает в творческой натуре мастера окружающая действительность, способствует появлению образов современного мира в сплаве с традицией.

Интерьер разных регионов России также подвергается художественной «обработке» - мебель нередко выполняется в старорусском стиле с элементами росписи или резьбы. Расписываются потолки, печи. Большое место отводится «мягкому» убранству - полотенцам, половикам, вышивкам и вязанию.

Быт - это весьма традиционная область жизни, к тому же «нераскрытая» в общественную сферу, как, например, одежда

или предметы туалета. Многое в сфере быта и его предметной среде «контролируется» малыми неформальными группами (знакомые, коллеги, семья), где формируются свои потребительские предпочтения, ценностные ориентации и вкусы. Вот почему так трудно говорить о бытовом дизайне, о его глобальных чертах и тенденциях. Но и дизайн (как и сами его создатели) естественно связаны с общей культурой данного общества, с модой, стилистическими процессами, хотя в сфере быта действуют и свои правила.

На современном этапе истории развития предметно-пространственной бытовой среды, характеризующемся насыщенностью рынка изделиями массового спроса, по которому так «изголодалось» население нашей страны, происходит активная переоценка системы ценностных ориентации. В подобных условиях определенные слои населения сталкиваются со все возрастающей массой изделий и товаров, дизайнерских новшеств европейской культуры. По отношению ко многим из них у наших умельцев нет еще сформировавшихся критериев эстетической оценки. Теперь стало все намного сложнее и в характере народного дизайна. На фоне общей устремленности к «стильным» европейским гарнитурам и увлеченности стилем «ретро», как и антиквариатом, все труднее создать собственную модель интерьера. Здесь уже требуется не одна смекалка или фантазия. Принцип - что хочу или что могу, то и делаю, уже не всегда состоятелен. Нужен особый вкус, мастерство, изобретательность, чтобы встать вровень с элегантными, красивыми вещами, привозимыми из-за рубежа. Это обстоятельство усложняет деятельность наших дизайнеров, сужает круг их деятельности.

И все же, какова природа личных предпочтений в творчестве бытовых предметов и в каких взаимоотношениях они находятся с социально-экономической и психологической ситуацией в целом, какие социальные механизмы влияют на ценностные ориентации человека с общими процессами формообразования в предметно-пространственной сфере творчества?

Одним из таких социальных механизмов, как считают некоторые специалисты, является не что иное, как престижное отношение человека к вещам, а не только необходимость, как это было в крестьянском творчестве, или жажда творить. Раньше к проблеме престижности относились негативно, и с любым ее проявлением надлежало бороться. Теперь многое изменилось. Но престижность всегда была свойственна человеку при формировании индивидуальной предметной среды. Появ-

ление престижа в этой сфере связано с нормами и моралью данного общества, с характерным для него образом жизни.

К сожалению, анализ многих социально-психологических механизмов, связанных с этой проблемой и обусловленных новой ситуацией конца XX в., затруднен ее полной неразработанностью. Но всем ясно, что четко выявленная материально-предметная престижность, подчеркивание своего материального благополучия не противоречит новому образу жизни. Это касается и жилья, и транспорта, и телевизоров, и холодильников и др. Многие проявления «вещизма», устремленность разных слоев населения к тому, что показывают по телевизору, на экранах кино, в журналах, всех этих образцов западного дизайна - это результат былого «голода» на хорошую продукцию, и, конечно, отсутствие культуры. Но все это скорее внут-рипрофессиональные, чем социально-этические проблемы. И все же хочется думать, что престижность в нашем обществе проявляется в стремлении выразить свою личность (в том числе свой вкус, свою творческую энергию, свое представление), чем стремление подчеркнуть свое материальное положение.

Бесспорно, что уровень художественных предпочтений в реальной жизни постоянно растет, хотя вкусы при этом дифференцируются. Художники, как профессионалы, так и непрофессионалы, интуитивно улавливают их, как и происходящие процессы в обществе. Не случайно именно в сфере декоративно-прикладного искусства наблюдается бум формально-эстетических поисков. Здесь наиболее расширены и стерты границы стилей и предпочтений. Это связано с тем, что сфера предметно-художественного творчества, в наибольшей степени удовлетворяет специализированные ориентации формирования индивидуального облика жилища, его интерьера.

В конечном счете дифференциация художественных устремлений, вкусов, предпочтений, самого ассортимента «дизайн-вещей» связано с повышением культурного уровня потребителя и одновременно проектировщика-художника и любителя-дизайнера.

И все же самое главное во всех происходящих в конце 90-х годов XX в. процессах заключено не в качественной оценке того или иного результата или его стремления к чему-то. Гораздо важнее не умирающая, а все возрождающаяся тяга жителей города и села к самотворчеству, к внесению красоты в свой дом, в свою квартиру, в свой мир. Обраще-

ние наших дизайнеров к традиционным изделиям народной культуры - особо важный показатель отечественного дизайна.

Заключение

В предложенных очерках рассмотрены далеко не все возможные и реально существующие формы деятельности и культурные объекты, которые могут быть отнесены к народной культуре в том понимании, которое представлено авторами. Систематическое изложение курса «Народная культура» в ее прошлых, настоящих и перспективных будущих формах - дело дальнейшей работы. Ведь народная культура прошлого, фольклор классической поры при немалом количестве фундаментальных фольклористических исследований также нуждается не только в филологическом, лингвистическом, искусствоведческом изучении и комментировании, но и в некотором интегральном культурологическом осмыслении, рассматривающем в непосредственной связи культуру как таковую, ее социального носителя и социально-временной срез, в рамках которого эта культура живет, развивается, умирает, возрождается, трансформируется.

Данная книга посвящена обоснованию и реализации подобного подхода применительно к разному материалу, так или иначе инкорпорированному в современную социокультурную ситуацию.

Ее главный пафос - культура, и в частности народная культура, - это не только текст, изображение, мелодия, действо, материальный объект, но и тот социокультурный контекст, в котором изначальный текст обретает тот или иной смысл или утрачивает, изменяет его в процессе постоянного культурогенеза, не знающего стадии завершения, но вполне допускающего взлеты и падения. Поэтому важнейшей перспективой дальнейшего исследования народной культуры с культурологических позиций становится проблема динамики народной культуры и представлений о ней, складывающихся в разных областях современной науки, а также региональных особенностей ее развития.

Примечания

1 Морфология культуры: структура и динамика. - М., 1994.

2 Каган М.С. Философия культуры. - СПб., 1996.

3 Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. - СПб., 1994; Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: Теория и практика. - М., 1983; Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 4: Народные знания. Фольклор. Народное искусство. - М., 1991; Фольклор. Народная культура // Культурология. XX в. Энциклопедия. - СПб., 1998 - Т. 2; Гусев В.Е. Русская народная художественная культура: Теоретические очерки. - СПб., 1993.

4 Культурология. Культурологические науки // Культурология. XX в. Энциклопедия. - СПб., 1998. - Т. 1; Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М. 1994; Флиер А.Я. Культуро-генез. - М., 1995.

5 Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. -М., 1983; Богатырев П.Г. Фольклор как особая форма творчества // Вопросы теории народного искусства. - М., 1971.

6 Богатырев П. Г. Фольклор как особая форма творчества // Вопросы теории народного искусства. - М., 1971.

7 Чистов К.В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории. - П., 1986.

8 Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - С. 95.

9 Там же. - С. 399.

10 Бердяев Н.А. Душа России. Централизм и народная жизнь. Судьба России. - М., 1990.

11 Морфология культуры: структура и динамика. - М., 1994.

12 Топоров В.Н. Модель мира // Мифы народов мира. -М., 1982. - Т. 2; Филатов Б.Н. Живой космос: Человек между силами земли и неба // Вопр. философии. - 1994. - № 2.

13 Ожегов СИ. Словарь русского языка. - М., 1964. - С. 794.

14 Словарь русского языка: В 4 т. - М, 1988. - Т. 4. - С. 396.

15 Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Сов. этнография. - 1982. - № 2.

16 Традиция // Философская энциклопедия. - М., 1970. -Т. 5. - C. 253.

17 Там же.

18 Белоусов И.А. Ушедшая Москва // Московская старина: Воспоминания москвичей прошлого столетия. - М., 1989.

19 Басилов В.П. Через сто лет после Маклая // Сов. этнография. - 1972. - № 4. - С. 143-144, 152.

20 Сарингулян К.С. О регулятивных аспектах культурной традиции // Сов. этнография. - 1981. - № 2. - С. 99.

21 Маркарян Э.С. Указ. соч. - С. 81.

22 Бапбурин А.К. Этнические аспекты изучения стереотипных форм поведения и традиционная культура // Сов. этнография. - 1985. - № 2. - С. 37.

23 Арутюнов С.А. Обычай, ритуал, традиция // Сов. этнография. - 1981. - № 2. - С. 98.

24 Проблема устности рассматривается в работах П.Г. Богатырева, Б.Н. Путилова, К.В. Чистова, Ф.А. Рубцова и др.

25 Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Сов. этнография. - 1981. - № 2. - С. 80.

26 Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. -М., 1971. - С. 372.

27 Сидоренко В.Ф. Идея проектной культуры // Науки о культуре: Итоги и перспективы. - М., 1995. - С. 24.

28 Морфология культуры: структура и динамика. - М., 1994.

29 Богатырев П.Г. Указ. соч. - С. 472-473.

30 Проблема интонационных формул в музыкальном фольклоре рассматривается, например, в работах Ф.А. Рубцова «Интонационные связи в песенном творчестве славянских народов» и «Статьи по музыкальному фольклору», в статье И.И. Земцовского «О композиции русских [«квартовых»] лирических песен» и др.

31 Жирмунский В.М. «Народный героический эпос»; Меле-тинский Е.М. «Миф и историческая поэтика фольклора»; Чистов К.В. «Народные традиции и фольклор: Очерки теории».

32 Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - П., 1946.

33 Ошанин Д.А., Шилок Л.Р., Конрад Э.И. О природе образа-эталона в процессе опознания вариативных объектов // Вопр. психологии. - 1968. - № 5. - С. 2.

34 Земцовскип И.И. Проблема варианта в свете музыкальной типологии // Актуальные проблемы современной фольклористики. - П., 1980. - С. 43.

35 Некрасова М.А. Народное творчество как часть культуры. - М., 1983. - С. 293.

36 Русский фольклор. [Вып.] 37: Межэтнические фольклорные связи. - СПб., 1993. - С. 30-31.

37 Земцовскип И.И. О композиции русской [«квартовой»] лирической песни // Вопросы теории и эстетики музыки. -М.; Л., 1989.

38 Асафьев Б.В. О народной музыке. - Л., 1987. - С. 106.

39 Воронов B.C. О крестьянском искусстве. - М., 1977. - С. 150.

40 Василенко В.М. Русское народное искусство VI11—XIX вв.: (Художественная культура русской деревни): Автореф. дис.... д-ра искусствоведения. - М., 1970.

41 Василенко В.М. Народное искусство: Избр. тр. о нар. творчестве Х-ХХ вв. - М., 1974. - С. 122.

42 Бапбурин А.К. О жизни вещей в народной культуре // Живая старина. - 1996. - № 3. - С. 2.

43 Воронов B.C. Указ. соч. - С. 152.

44 Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. - М., 1985. - С. 78.

45 Мамонтова Н.Н. Проблемы изучения традиционных форм культуры и понятие «народное искусство» //Научные чтения памяти В.М. Василенко: Сб. ст. - М., 1997. - Вып. 1. - С. 23.

46 Там же.

47 Воронов B.C. Указ. соч. - С. 173.

48 Там же. - С. 144.

49 Некрасова М. А. Указ. соч.

50 Культурология. XX век. Словарь. - СПб., 1997. - С. 295

51 Интервью проведены автором раздела в 1997-98 гг. В качестве экспертов выступили: Н.Н. Гилярова, и. о. профессора, декан историко-теоретического факультета, научный руководитель лаборатории народной музыки Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского; Н.М. Савельева, канд. искусствоведения, доцент Московской государственной консерватории; А.С. Кабанов, фольклорист-музыковед; С.Н. Старостин, режиссер программы «Мировая деревня» Российского ТВ; В.В. Асанов, директор Новосибирского Центра русского фольклора и этнографии. Автор выражает свою признательность экспертам за содействие в данной работе.

52 В работе над разделом использованы материалы социологических исследований 1988-89 гг. и 1998 г.: опрос населения по теме «Социально-культурные проблемы участия населения в самодеятельном творчестве», проведенный отделом народного творчества НИИ культуры в конце 1980-х годов (основные разработчики программы и социологического инструментария: Э.В. Быкова, Н.Г. Михайлова, В.Ф. Чеснокова); анкетирование руководителей и участников любительских фольклорных ансамблей в 1989 и 1998 гг. (разработчик анкет Е.Э. Гавриляченко). О некоторых результатах этих исследования см.: Михайлова Н.Г., Быкова Э.В. Социально-культур-

ные проблемы развития любительского художественного творчества: Аналит. обзор. - М., 1991; Ориентиры культурной политики: Информ. вып. № 10. - М., 1997; Мороз Е.Э. Молодежные фольклорные ансамбли с точки зрения социолога // Некоторые тенденции развития фольклорного творчества. -М., 1992. - С. 29-43.

53 Можепко 3. Песенная культура белорусского Полесья. Село Тонеж. - Минск, 1971. - С. 29.

54 Можейко 3. Указ. соч. - С. 28-29.

55 Медведева В. Казаки-некрасовцы в Турции: Этносоцио-культурный контекст традиции // Музыка. Миф. Бытие. -М., 1995. - С. 113-134.

56 Гусев В.Е. Виды современного фольклора славянских народов // История, культура, фольклор и этнография славянских народов: VI Междунар. Съезд славистов. Прага, 1969. Докл. сов. делегации. - М., 1969. - С. 297-298.

57 Смирнов Д.В. Собирательская работа лаборатории народной музыки Московской консерватории // Живая старина. - 1996. - № 2. - С. 51-52.

58 Кулагина А.В. Русская свадьба: традиции и новации // Славянская традиционная культура и современный мир. / Сб. материалов, науч.-практич. конф. - М.,1997.- Вып. 1. - С.111-112.

59 Скрынник Т.Н. Хореография в народном празднестве (на основе народной традиции весенне-летних хороводных игрищ): Метод, рекомендации. - М., 1986. - С. 50-60.

60 Медведева В. Казаки-некрасовцы... - С. 131.

61 Там же. - С. 132.

62 Гусев В.Е. Жив ли фольклор? // Живая старина -1995. - №2. - С.9-10.

63 Смолицкип В.Г. Судьба былевого эпоса у оренбургских казаков // Славянская традиционная культура и современный мир: Сб. материалов науч.-практ. конф. - М., 1997. - Вып. 1. - С. 94.

64 Западные районы Брянской области, где доселе бытует древний обряд вождения «Стрелы», особенно сильно пострадали от Чернобыльской катастрофы. Поэтому, по мнению нашего эксперта Н.М. Савельевой, это традиция уходящая, которая прервется с уходом старшего поколения, поскольку молодежи и детей там не осталось - все уехали из-за радиационного загрязнения и некому перенимать и продолжать вековые традиции.

65 Впрочем, и сама песня, являясь, видимо, осколком традиции известных по летописям княжеских «слав», хранит следы

замещения рубежа XVI 11— XIX вв.: в наиболее ранних вариантах «России» упоминается имя знаменитого в XVIII в. бригадира Краснощекова.

66 Сысоева Г.Я. Троицкие обряды русских сел Воронежской области // Славянская традиционная культура и современный мир: Сб. материалов, науч.-практ. конф. - М., 1997. -Вып. 1. - С. 98, 108.

67 Жуланова Н.И. Молодежное фольклорное движение // Самодеятельное художественное творчество в СССР: Очерки истории, конец 1950-х - начало 1990-х гг. - СПб., 1999. - С. 107.

68 Михайлова Н.Г. Ориентация на традиционную культуру в современном народном творчестве // Ориентиры культурной политики: Информ. вып. № 10. - М., 1997. - С. 88-90.

69 Путилов Б.Н. Фольклорное наследие русского народа и современная культура // Русский фольклор. - М.; П., 1964. -Вып. 9. - С. 77.

70 Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. - СПб.,

1994. - С. 11.

71 «В нашу гавань заходили корабли» (М., 1995); серия «Библиотечка тематического анекдота»; Ю. Борее «Сталиниа-да» (М., 1990), «Фарисея» (М., 1991); «Правдивые рассказы о полтергейсте и прочей нечисти на овине, в избе и бане» (Пермь, 1993); «Тосты» (М., 1994) и др.

72 Неклюдов СЮ. После фольклора // Живая старина. -

1995. - № 1. - С. 4.

73 Комовская Н.Д. Народный рассказ Великой Отечественной войны // Современный русский фольклор. - М., 1966. - С. 162.

74 Равинскип Д.Н., Синдаловскип Н.А. Современные городские легенды Санкт-Петербурга //Живая старина. - 1996. - № 1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.1 сек.