КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Народная художественная культура в структуре культуры общества
С позиции исторического опыта необходима справедливая оценка традиционной художественной культуры и ее особой роли в жизни народов России. Без этого останутся не осознанными до конца ни огромные масштабы потерь, понесенные народной культурой, ни значение сохраненных ею, несмотря на неблагоприятные условия, живительных корней, ни мощь народных традиций. Чтобы понятьсегодняшнее состояние народной художественной культуры, необходимо обратиться к ее истории, осмыслить критически весь комплекс проблемее функционирования и развития. Толькона этой основе можно выстраиватьконструктивную стратегиювозрождения традиций,не превращая эту деятельность в пропагандистскую кампанию. Нельзя выбросить из истории народной культуры трагические ее страницы, но неверно ограничиться только постоянным перелистыванием этих страниц. Она продолжала сохранять и сохранила вплоть до настоящего времени многие свои традиции и вопреки сложным условиям развивалась в своеобразно огосударствленных формах художественной самодеятельности, ремесел и промыслов, в бытовом исполнительстве. Способность к выживанию в неблагоприятных условиях подтверждаег открытую испанским фольклористом Р.М.Пидалем закономерность о скрытых, или латентных, способах развития и существования народной художественной культуры.(Пидаль Р. Избранные произведения/Пер. с исп. М., 1961. С. 102.) Однако сохранившиеся ее формы требуют умного и чуткого обращения, специальной поддержки со стороны общества и государства, профессионально подготовленных кадров. Формы народной художественной культуры исторически изменяются. Она такова, каков человек, его образ жизни, философия, мироощущение, менталитет. В частности, "структура фольклора любого социального коллектива, - по мысли Б.Н.Путилова, - на данном историческом этапе соответствует структуре его быта". (Путилов Б.П. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. Л., 1976. С. 181.) Структуру, характер фольклора, других форм художественного творчества определяет культурно-историческая, бытовая и социальная практика человека. Поэтому кажутся бессмысленными споры о том, жив ли фольклор, жива ли традиция, жива ли народная культура. (Гусев В.В. Жив ли фольклор?//Живая старина. 199 5. №2.) В фольклоре, как и в целом в жизни, постепенно отходит в прошлое то, что перестает соответствовать парадигме народной жизни, но нарождается и развивается то, что ей соответствует. Естественно, что изменяются не только формы народной культуры, но и стилевые, социальные, эстетические черты ее существования. Она не означает отмену роли традиций в народной культуре. Преемственность – глубокая, диалектичная, историческая закономерность эволюции народной художественной культуры. Это дает возможность, с одной стороны, достаточно точно судить о принадлежности образцов народной культуры к конкретной эпохе, с другой видеть неразрывность и диалектику в ее движении. Нельзя понимать народную художественную культуру как установленную однажды заданность, развивающуюся только в крестьянской среде. Об особой роли крестьянства, деревни в истории народной культуры в дальнейшем повествовании придется много говорить, но народная культура – результат творчества всего народа, а не одной только его части. Народную культуру можно представить как процесс творчества разных социальных групп и одновременно постоянного накопления, фиксации, обогащения, отторжения, видоизменения ее разнообразных форм, жанров, элементов и как результат длительного исторического развития, наложения, наслоения пластов разных субкультур, включающих прошлое и современное, индивидуальное и коллективное, устное и письменное. В народную художественную культуру можно включить процесс коллективного и индивидуального создания ценностей (творчество), результаты этого процесса (материализованные, вещественные и духовные) и бытование, распространение; функционирование произведений культуры в обществе. С одной стороны, народная художественная культура входит в общую систему народной культуры (наряду с народной медициной, народной метрологией, народной кухней, народной моралью и др.); с другой – она является одной из подсистем более глобальной системы художественной культуры общества, включается в ее структуру, взаимодействует со всеми ее образованиями. Очевидно, народная художественная культура предстает в этих связях как многомерное явление, имеющее сложные пограничные образования как с народной культурой в целом, так и с элитарным и массовым искусством. Отсюда задачи изучения народной художественной культуры не сводятся лишь к изучению народного изобразительного искусства или фольклора, прикладного творчества или современных форм любительского самодеятельного искусства. Перечисленные явления предстают как составные части народной культуры, но одновременно через них выявляются её основополагающие системообразующие элементы, которые образует архитектонику этого типа культуры. Народная художественная культура не рассматривается ни как низший этап культурного развития человечества, ни как определенная ступень в развитии культуры, а как самостоятельный исторически обусловленный тип культуры, имеющий свои формы, механизмы, социальную стратификацию и т.д. Предложенный подход к народной культуре уже выводит за пределы традиционных методов ее изучения, сложившихся в этнографии, искусствознании и фольклористике. В поле внимания оказываются не столько такие вопросы, как образ, стиль, художественная система, орнамент, язык, выразительные и изобразительные средства или жанрово-видовая система народного искусства и ее историческая трансформация, но сущность, исторические формы, морфология и структура народной культуры, статус ее творцов и потребителей, ее социальные функции, связь с этническим и социально-психологическим менталитетом этноса. Для подобного историко-культурологического подхода сегодня есть определенные историко-теоретические основания. В XX в. при изучении народного искусства, фольклора, любительского творчества были опробованы самые разные подходы и методы: социально-психологические, педагогические, философские, этнографические, социологические, культурологические, эстетические, психологические. В центре внимания оказывались проблемы, вовсе не сводимые к произведениям народного искусства, фольклора. Затрагивался широкий круг вопросов, связанных с социальным функционированием различных частей народной художественной культуры, ее трансляцией и коммуникацией, воздействием на духовный мир человека. Сделаны попытки выявить космологические, мифологические, религиозные, нравственные, магические, этнические, психологические, социально-психологические, социологические и исторические закономерности народной культуры. Современный этап изучения народной художественной культуры требует ее соотнесения с универсальными, стабильными или динамичными картинами жизни общества, находящимися в зависимости от того или иного исторического состояния государства. При этом в поле внимания должны оказываться и начальные этапы развития народной культуры, и ее функционирование на поздних этапах истории. Не менее важно при изучении предмета, сущности, границ народной художественной культуры выявление ее места в структуре культуры на любом этапе истории того или иного народа. Своеобразие народной художественной культуры станет очевидным лишь в случае, если ее соотнести с другими слоями культур, существующими в тот или иной период истории. В науке существует стремление анатомировать структуру народной культуры, выделить в ней наиболее мощные пласты. Известна попытка вычленить слагаемые языческой, дохристианской, средневековой народной культуры, а также народной культуры нового и новейшего времени. Если исходить из безусловного положения о том, что каждый социальный слой или группа общества выступает творцом и носителем определенного типа субкультуры (крестьянство – крестьянской, духовенство – религиозной, рыцарство – рыцарской, ремесленники, мещане, рабочие – городской и т. д.), то, очевидно, и слагаемые культуры будут весьма различаться в разные исторические периоды. Наличие перечисленных слоев в культуре приводит не к разрушению ее как целостного организма, а к постоянно меняющейся архитектонике и соподчиняемости слагаемых. Самостоятельность каждого из выделяемых слоев культуры не отрицает их внутренних взаимоотношений и взаимовлияний. В реальности не существует жесткого разделения, например, крестьянской и религиозной культуры или культуры рабочих и мещан. Наоборот, религиозная культура нередко проявляется в фольклорных формах, последние несут ее заданность, а народные представления отражаются в религиозном искусстве. Кроме того, из возникающей в этом случае картины мира, в которой переплетается языческое и религиозное, сакральное и мирское, предстает культура не только мещан, рабочих, крестьянства, но в то же время дворянства, интеллигенции, купечества. При все более дифференцирующейся социальной жизни, когда одни группы общества отделялись от других, ценности традиционной культуры функционировали в каждой из них, несмотря на социальное расслоение. Можно также отметить, что основной бесписьменный механизм функционирования ценностей традиционной культуры, сложившийся в древности и получивший всестороннее развитие в крестьянской среде, был задействован представителями всех слоев, причем естественно изменялся с учетом особенностей культурных традиций этих слоев. Народная художественная культура, очевидно, единственная из всех типов культур, имеет такие механизмы функционирования, которые в том или ином виде заимствованы и трансформированы другими слоями культуры, в том числе элитарной и массовой. В этой связи возникает проблема распространения и сфера функционирования народной художественной культуры. По нашему мнению, если на стадии нового и новейшего времени народная художественная культура функционировала и функционирует в виде одного из пластов культуры, то на предшествующих этапах истории (язычество, средневековье) она оказывалась универсальным пластом культуры всего человеческого сообщества. "Подходя к делу исторически, – писал В.Пропп, – мы должны будем сказать, что для доклассовых народов фольклором мы назовем творчество всей совокупности этих народов". (Пропп В.Я. Фольклор и действителъность//Избр. статьи. М, 1976. С. 18.) То, что обычно подразумевается под народной традиционной культурой, оказывается наиболее древней культурной системой, имеющей на разных этапах истории разную степень распространения и дошедшей до наших дней как один из пластов культуры общества. В условиях социальной дифференциации народная культура сохраняет свое универсальное значение как общенациональная ценностная система. Поэтому в нашем понимании народная художественная культура – целостная и самодостаточная система духовной жизни народа, результат и процесс бытовой, а также социально-организованной творческой деятельности всех слоев общества (крестьянства, рабочих, мещан, интеллигенции, купечества, студенчества и множества других групп), осуществляемой ими в соответствии с архетипами народной философии, эстетики, морали, психологии, народной веры и менталитета. В определении учтена мысль Б.Н.Путилова о двух – частью независимых, частью пересекающихся и взаимодействующих – фольклорных системах. Одна из них принадлежит среде с господствующим фольклорным сознанием и фольклорным способом сохранения и передачи культурной традиции, другая функционирует в среде, культура которой определяется письменной, "ученой" традицией. (Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994. С. 46-47.) Предлагаемое определение вытекает из логики современного художественного процесса, состава его носителей и хранителей. Картина здесь весьма противоречивая. Сохранение равновесия в развитии народной художественной культуры сопряжено сегодня с повсеместным разрушением патриархального уклада жизни, который обеспечивал один тип культурного производства, уже невозможный в современных условиях. Формируются иные формы организации культурной деятельности, другие механизмы передачи культурных традиций. Поиск таких механизмов – дело трудное, требуется иное понимание места и роли народной художественной культуры в современном мире. Педагоги, мастера, руководители множества возникших в последние годы студий, школ, центров, домов ремесел, фольклора, традиций нащупывают формы и методы передачи традиционной культуры детям и подросткам, молодежи, взрослым. На смену семье, общине приходят школа, система образования, сеть специальных внешкольных культурно-просветительных учреждений, средства массовой коммуникации. Каждый из них ведет поиск своих механизмов включения человека в культурно-художественную деятельность, в каждой из них складывается своя методика преодоления отчужденности личности от своих традиций. Поэтому одной из основных задач учебника является не только изложение теоретических, исторических, эстетических проблем народной художественной культуры, раскрытие их причинно-следственных связей, но и поиск путей ее поддержки и развития в новых условиях. В народной художественной культуре очевидны два взаимодополняющих слоя – традиционных и инновационных образований, системообразующих содержательных, жанровых, стилевых, функциональных ее элементов. Это касается фольклора, традиционного прикладного и изобразительного народного искусства, всех форм современного любительского творчества, художественной самодеятельности. Безусловно, что соотношения традиционных и инновационных элементов в этих формах будут различными. С учетом изложенного предлагается следующее определение основных структурных образований современной народной художественной культуры – фольклора, художественной самодеятельности, неофольклора, фольклоризма, декоративно-прикладного и художественно-прикладного искусства. Фольклор (устно-поэтический, музыкально-драматический) – бытовая традиционная для этноса духовная философско-эстетическая культура, отражающая его менталитет, сложившаяся в результате многовекового коллективного творчества путем устной коммуникации, проявляющаяся в бесконечной множественности индивидуально-личностных вариантов. Художественная самодеятельность – социально-организованное творчество, ориентированное на воспроизводство и развитие существующих образцов (произведений, изделий) элитарной, массовой или фольклорной культуры посредством специального обучения определенной части населения художественным навыкам и умениям. Неофольклор – бытовое художественное творчество, творчество неформализованного досугового характера, включающее одновременно формы фольклора, массового и профессионального искусства, художественной самодеятельности, отличающееся эстетическим многообразием, стилевой и жанровой неустойчивостью и выступающее "второй" волной в современной фольклорной культуре. Фольклоризм, или вторичный фольклор, – сценическая форма фольклора, подготовленная и осмысленная с учетом закономерностей демонстрации зрителям, слушателям как художественного явления. Декоративно-прикладное и художественно-прикладное искусство, изобразительный фольклор – овеществленный, материализованный слой народной культуры, отражающий в образно-эстетической форме самосознание, менталитет этноса, имеющий как фольклорные, так и специализированные формы. Понятие "современная" в данной работе используется в плане конкретно-историческом, т. е. отражает временные содержательные, эстетические, формообразующие характерные явления инновационные по существу. В понятие "народ" включается все население страны или ее региона, имеющее либо географический, либо административно-территориальный, либо этнический статус, который выступает субъектом (творцом) и одновременно объектом художественной культуры, отвечающей определенным, характеристикам и нормам, присущей ей как народной. В связи с тем, что понятия "архаическая", "традиционная", "аутентичная" по отношению к народной культуре используются нередко как равнозначные, необходимо определить смысл каждого из них. Архаическая культура имеет древнее крестьянское происхождение и связана с эпохой земледельческого календаря. Традиционная культура определяет качественные и наиболее устойчивые, сложившиеся, проявившие свою безусловную ценность параметры (качество, свойства, характеристика) народной культуры; это культура, ставшая общезначимой для всех или по крайней мере для большинства социальных групп. Аутентичная культура – наиболее типический слой культуры, существующий в любой маргинальной среде. Это первичная, изначальная и сохранившая свою актуальность народная культура, образец и символ самого ценного в эстетическом и духовном отношении слоя культуры любой социальной группы. Поэтому можно говорить об аутентичной культуре крестьянства, рабочих, интеллигенции и т.п. Понятия "аутентичная" и "традиционная" тесно соприкасаются в характеристике народной культуры. При этом в каждом случае, в каждой теме, лекции в ходе дальнейшего изложения будут даны и более пространные, конкретизированные определения как указанных основополагающих явлений народной художественной культуры, так и более локальных, производных, частных ее характеристик. Безусловно, читателю необходимо учитывать некоторую условность, обобщенность трактовки предложенных определений. Они отражают тот уровень научного раскрытия сущности народной культуры, который сложился в современной фольклористике и теории художественной культуры.
Раздел I. НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ
Интерес к фольклору, народной культуре возникает во всем мире, а не только в России на рубеже XVIII-XIX вв., в период становления и расцвета романтизма, который в известном смысле реабилитирует и идеализирует старину. Романтизм подверг критике процесс обособления и гипертрофии профессионального художественного творчества, взяв за образец прошлое, когда искусство создавалось всем народом. Романтизм явился отправной точкой развития науки о народном искусстве, его природе, особенностях поэтики и функций. Народное устно-поэтическое искусство во всем многообразии его форм стало ассоциироваться с народной культурой в целом. Хотя это и было одностороннее и неполное представление о народной культуре, оно стало наиболее распространенным вплоть до начала XX в. Образцы этого творчества представляли возможность сравнивать, изучать и выявлять типологические, социальные, эстетические его особенности. В России интерес к устно-поэтическому творчеству как феномену духовной жизни начинается в XIX в. Одной из основных причин этого интереса Г.В.Флоровский считает пробуждение исторического чувства– одного из самых характерных признаков русской культуры XIX в.(Флоровский Г. Пути русского богословия. К., 1991. С. 232.) В этот период наблюдалось в известной степени поверхностное отношение к истории, сентиментальная идеализация прошлого. Тем не менее актуализация проблематики народной культуры явилась следствием пробуждения исторического и национального сознания. Через народную традиционную культуру происходило открытие национально-этнического своеобразия менталитета русской нации. Фундаментальные труды А.Н.Афанасьева, М.Забылина, И.М.Снегирева, А.В.Терещенко, Н.И.Костомарова, других ученых как бы явились фактологическим основанием для разработки проблем народного искусства. В большинстве работ не только описывались быт, бытовая культура, нравы и порядки, праздничное поведение, но и приводились художественные тексты сказок, поверий, песен, обрядов. Именно в середине XIX в. развернулись первые дискуссии о русской идее, русском характере, особом пути исторического развития России. Здесь столкнулись точки зрения славянофилов (К. и И. Аксаковы, И.Киреевский) и западников (П.Чаадаев, П.Анненков, Т.Грановский, К.Кавелин). Вся история XIX в. неотделима от поисков содержания понятий "народ", "народность", "этнос", "нация", "национальное своеобразие". Для этого периода характерны и напряженные поиски русским народом своего места среди других народов мира и, конечно, осознание им своей роли в развитии культур Востока и Запада. В связи с этим возникает необходимость понять в широком историческом контексте вопрос об отношениях народной культуры России с мировой культурой, осмыслить ее контакты с ней. Своеобразным переломом и новой точкой отсчета в истории таких контактов стало крещение Руси, когда, по словам Флоровского, через христианство Древняя Русь вступила в творческое и живое взаимодействие со всем окружающим культурным миром. (Флоровский Г. Пути русского богословия. С. 4.) Это взаимодействие оценивалось и оценивается весьма неоднозначно, оставаясь одной из самых сложных проблем исторической науки до последнего времени. Особый интерес к народной культуре формируется в России в 1830-1840 годы, когда вновь оказывается актуальным вопрос о ее отношениях с Западом. Именно тогда со всей решительностью ставится вопрос о месте России во всемирной истории. Противопоставление романо-германскому миру потребовало углубленного изучения исторической судьбы русского народа. Фундаментальная "История государства Российского" в 12 томах (М., 1816-1829) Н.Карамзина была одной из первых попыток ответить на этот вопрос. Своеобразный ответ давали и славянофилы, в частности И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.С.Хомяков, сочинения которых не только идеализировали допетровскую Русь, ее патриархальность, консерватизм, православие, но и способствовали расширению знаний о народной культуре, народной жизни. Мировосприятие славянофилов, связанное с идеализацией допетровской Руси, было спровоцировано стремлением России к планетарным контактам со всем миром, которое стимулировало сначала христианство, а затем бурная ассимиляция ценностей западного мира, начатая реформами Петра Первого. Из противоречия между защитой самобытности и стремлением к объединению со всем миром и возникает напряженная духовная, религиозная, государственная и светская жизнь в России. Активизация мысли о народном искусстве своим следствием имела возникновение специальных исследований по его истории. Возникает фольклористика, появляются исследования по русской мифологии. (Азадовский М.К. История русской фольклористики. Т. 1. М., 1958; Т. 2. М. 1963.) На протяжении всего XIX в. к изучению народного искусства обращаются разные науки: история, филология, этнография, искусствоведение. Научные методы определили плюрализм научных подходов и отразили исторические особенности научного мышления XIX в., например недооценку гуманитарного знания. Тем не менее многие исследователи расширяли границы исследования, рассматривали народное искусство в широком контексте культуры. Можно утверждать, что именно потребность в изучении народного искусства стимулировала необходимость развертывания культурологических исследований, которая будет окончательно осознана в XX в. Вопрос о генезисе народной культуры требовал изучения архаики, проявляющейся в мифе, религии, ритуале, празднике, обряде. Поскольку в XIX в. собственно культурологии еще не существовало, необходимо было найти ту область, которая включала бы культурологические аспекты народного искусства. Пожалуй, такой дисциплиной была этнография, в границах которой и предпринималось изучение общих вопросов народной культуры, а также народного искусства. (Пыпин А. История русской этнографии: В 4-х т. СПб., 1890-1892.) Правда, долгое время эта наука оставалась достаточно описательной, претендовала на изучение фактов, быта, обрядов и обычаев того или иного народа. Важно отметить, что в XIX в., рассматривая народное искусство, фольклор, по сути дела, рассматривали народную художественную культуру. В этом плане любопытно привести одно из определений фольклора, данное в конце XIX в. В.Лесевичем. По его мнению, к фольклору "относятся басни, сказки, легенды, сказания, песни, загадки, детские игры и присказки, знахарство, ворожба, свадебные и иные обряды, метеорологические и иные приметы, пословицы, поговорки, присловья, рассказы о луне, звездах, затмениях, кометах и всякого рода суеверия: различения легких и тяжелых дней, повествование о ведьмах, упырях, вовку-лах, виях и т. д. - словом, все то, что народ унаследовал от отцов и дедов путем устного предания". (Лесевич В. Фольклор и его изучение//Памяти В.Г.Белинского. Литературный сборник, составленный из трудов русских литераторов. М, 1899. С. 343.) И далее дается определение фольклора как "древнейшего фазиса" культуры, сохраняющей "исторические основы всего того, из чего слагается наша духовная жизнь". (Там же. С. 344.) Очевидно, речь здесь идет, в современном понимании, о фольклоре как художественной народной культуре в целом. Определенность в соотношении этих понятий возникает лишь во второй половине XX в. Изучая народное искусство, исследователи поднимали вопросы, актуальные именно для народной художественной культуры. В частности, они интересовались не только вопросами развития народного искусства, но и процессами его социального функционирования. Это было присуще работам А. Н.Афанасьева, Ф.И.Буслаева, А.Н.Веселовского, классическим трудам Б.М. и Ю.М. Соколовых, В.Я.Проппа, Д.К.Зеленина, М.К.Азадовского, А.В.Бакушинского, П.Г.Богатырева, М.М.Бахтина, Э.В.Померанцевой, Н.И.Толстого, А.Б.Салтыкова и др. Однако с 20-х и по 60-е годы XX в. русская фольклористика, определяя свой предмет, как бы в противоположность своей предшествующей истории все более дифференцировала предмет своего изучения до устно-поэтического творчества и искусства слова. Изучение народной художественной культуры сегодня вступает в новый этап своей истории: от разрозненных, разных по объему и полноте исследований по фольклору, декоративно-прикладному творчеству, художественной самодеятельности, народному костюму, народным праздникам переходит к системному изложению наиболее общих вопросов теории и истории народной художественной культуры как целостного, синкретичного, комплексного явления, включенного в ткань духовной жизни народа и выступающего важной составной частью этой жизни. Естественно возникает вопрос о месте и особенностях народной культуры среди других типов культуры – элитарной и массовой. Только соотнося их, выявляя специфическое, можно открыть широкие возможности для углубления знаний о каждом из типов культуры. В конечном счете тот или иной тип культуры по-разному соотносится с народным, профессиональным и массовым искусством. В зависимости от ценностных ориентаций культуры оказывается и ее статус, и иерархические отношения между типами культуры. При изучении каждого из слоев народной культуры по-настоящему плодотворной будет методология, которая рассматривает их развитие и функционирование в соотнесенности с характером особенностей народной культуры, присущих ей на том или ином этапе истории. Лишь в рамках этой соотнесенности можно ставить вопрос о социальных функциях народной культуры в целом. Итак, во-первых, нужно констатировать факт большей изученности русской народной художественной культуры и наличия огромного количества источниковедческих и фундаментальных работ. Во-вторых, исторически сложившиеся интернациональные связи русской культуры с национальными культурами всех народов, населяющих Россию и близлежащих государств, позволяют в известной степени экстраполировать выводы и закономерности в целом к любой другой культуре, в том числе неславянской. В-третьих, русская культура в силу ее выдающегося вклада в мировую художественную сокровищницу на протяжении XIX-XX вв. оставалась одной из наиболее притягательных в плане познания ее менталитета и влияния на другие культуры. Выделяя в русской народной культуре три периода (языческий, архаический и урбанистический), основное внимание мы акцентируем на современном этапе ее развития. Это означает, что судьбу народной культуры мы не связываем лишь с архаическими ее формами. Тем не менее архаический пласт культуры – это "золотое" ядро народной культуры. На всем протяжении истории России, пока архаическая культура сохранялась и в своем развитии не испытывала противоречий, сдерживания, ограничений, она развивалась как доминанта художественной культуры. Это в полной мере имеет отношение к средневековой русской культуре, к культуре допетровской Руси, к культуре Золотого и Серебряного веков и т.д. Народная культура продолжала составлять значительный слой в русской художественной культуре и на том этапе, когда в недрах архаической культуры стали возникать различные субкультуры, сменять друг друга, культивируя различные личностные и социальные ценности, получившие затем выражение в профессиональном и массовом искусстве. Безусловно и другое. Современная русская народная культура связана своими истоками не только с языческим и архаическим миром, но и с миром европейских и византийских ценностей, унаследовав и развив их в своей системе художественных традиций. Можно отметить как бы несколько направлений в развитии русской народной культуры: взаимодействие и взаимную ассимиляцию ценностей с народами, исторически населяющими Россию; ассимиляцию языческих ценностей, предшествующих введению христианства на Руси, и их переработку и приспособление к новой религиозной системе; наконец, активное взаимодействие и обмен ценностями с профессиональным искусством. Подобные разновекторные горизонтальные и вертикальные процессы, совпадающие или расходящиеся по времени, составляют архитектонику развития русской народной культуры. ЛЕКЦИЯ 1
Художественная культура общества – сложное, многомерное и полиэлементное образование. К середине 1990-х годов специалисты насчитывали от 300 до 400 определений культуры, в которых с большей или меньшей полнотой были сделаны попытки понять, что такое культура, ее предмет, структура, функции, закономерности развития. (Категории и понятия теории культуры. М., 1985; Кребер А., Клакхон С. культура. Критический анализ концепций и функций. М., 1992; Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 1989; Орлова Э.А. Культурная антропология: Учебное пособие. М, 1995; Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение: Учебное пособие. М., 1996.) Оправданным представляется вопрос: можно ли вообще дать ее определение, устраивающее социологов, философов, культурологов, педагогов, искусствоведов, представителей ряда других наук, изучающих разные исторические типы и пласты культуры? Весьма вероятно, что ответ на этот вопрос предопределен самим характером явления, выступающего как всеобщая духовная среда существования и жизнедеятельности человека. Художественная культура – часть более общего явления – культуры. Это также среда, в которую вступает человек с момента рождения. На каждом жизненном этапе, в каждом конкретном проявлении человек так или иначе соприкасается с миром художественной культуры, с ее определенными сторонами, пластами, явлениями, институтами, носителями, исполнителями, образами и т. д.(Все эти вопросы являются предметом специального курса истории и теории культуры (культурологии). В данном курсе они освещаются лишь в той мере, которая диктуется его собственными задачами.). И вновь возникают вопросы: сводима ли культура в целом к некой сумме ныне существующих ее образований? Каков характер их взаимоотношений на разных этапах истории культуры и истории России? Каковы при этом роль и место народной художественной культуры в жизни общества? Если исходить из представления о параллельном развитии в современной художественной культуре культур разных типов и социальных групп, вероятно, истоки каждого из них необходимо искать в наиболее древнем, первичном образовании – народной культуре. Однако отношения между культурой в целом и народной художественной культурой не исчерпывают всех богатств отношений их составных частей, структур, элементов. Культурные образования, возникающие в границах каждой из культур, самостоятельно взаимодействуют как по вертикали, так и по горизонтали с образованиями других культур.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 6376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |