Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура современной народной художественной культуры




 

Традиционные формы Инновационные формы

Архаический (традиционный) фольклор Неофолъклор Бытовое художественное творчество Фольклоризм Художественная самодеятельность
устно-поэтический, музыкально- драматический, художественно- изобразительный, декоративно- прикладное творчество драматический, устно- поэтический, музыкальный и т.д. бытовое поэтическое творчество, бытовое драматическое творчество, изобразительное творчество, бытовое прикладное творчество бытовой фольклоризм самодеятельное литературное творчество, хореографическая самодеятельность, самодеятельное изобразительное искусство, художественное производство изделий прикладно­го искусства

Если рассматривать традиционный фольклор и самодеятельное худо­жественное творчество как разнополюсные явления, то между ними ока­зываются неофольклор, фольклоризм, любительское творчество, обра­зующие между собой сложную гамму смешанных явлений и форм.

Каждый вид фольклора и художественной самодеятельности имеет свой набор (морфологию) жанров и их разновидностей. Например, музы­кальная самодеятельность включает оркестры (народные, эстрадные, симфонические), инструментальные ансамбли, хоры и певческие ансамбли в том числе фольклорные, и т.д.

 

Таким образом, в самой народной культуре можно вычленить слой собственно традиционных образований, слой новообразований и слой, функционирующий по смешанному типу, который занимает значительно большее пространство. Речь идет о том, что слои чистого, аутентичного крестьянского, рабочего или студенческого фольклора в отдельности занимают значительно меньший объем в народной культуре, чем слои их образований; слой вторичных форм их бытования также мощнее, чем слой оригинальных образцов. Это характерно, очевидно, лишь для конца XX в. с его "смесительным упрощением" художественной жизни.

Слои новообразований в культуре образуют самостоятельное разновекторное поле, обладающее мобильностью, открытостью. Это касается как их самостоятельности в плане заимствований из других слоев культур (они и рождены этим процессом), так и динамики происходящих в них трансформаций, изменений, обновления. Сегодня наблюдается процесс заимствований не только маргинальными культурами из первоисточников, их образовавших, но и последние в свою очередь пользуются новациями от маргиналов, ибо творческий потенциал "чистых" культурных об­разований все более иссякает или даже иссяк. Новые открытия в народной культуре случаются на стыке разных культурных слоев, субкультур или даже с учетом заимствований от других типов культур. В качестве одного из характерных примеров можно ука­зать на формирование фольклорных явлений на основе двуязы­чия. Этот тип явлений имеет существенные особенности, связанные с полиязычной или поликультурной средой, причем такие явления могут возникать как в пределах одной этнической группы (но пользующейся двумя-тремя языковыми), так и смешанных этнических групп, взаимодействие которых осуществляется по различным аспектам культурной деятельности. Этот тип фольклорных образований можно отнести к одному из неофольклорных.

Речь идет о постепенном сокращении слоя прежнего, бытовав­шего еще столетие назад моноэтнического фольклора, приклад­ного искусства и их пополнении за счет новых форм народной культуры, которая перерабатывает образцы, жанры, приемы, сред­ства из профессиональной и массовой культур и превращает их в новую традицию. Поэтому использовать родовые определения, сло­жившиеся в народной культуре (традиционность, устность, коллек­тивность, вариативность), можно с учетом их современного прочте­ния, с известной долей исторической условности.

То, что вчера было традиционным, сегодня получает новое прочтение, включает в себя новые элементы. Одновременно про­исходит отторжение еще недавно весьма важных живых элемен­тов, образцов, произведений, институтов.

Таким образом, можно говорить о том, что народная культура сегодня включает по меньшей мере следующие слои: архаический или крестьянский, традиционный (конкретно-исторический) фольклор, неофольклор, бытовое массовое творчество (для каждой из групп населения), фольклоризм, художественную самодеятель­ность. При этом не только на уровне системообразующем, но и конкретно-жанровом разделить их порой весьма трудно, ибо в ка­ждом из них легко обнаруживаются черты и приметы других слоев народной культуры. Современный народный мастер или худож­ник, например, являясь профессионалом, старается отражать в своем творчестве лучшие традиционные черты, но в то же время он включает новообразования, старается отвечать законам массо­вого искусства или рынка.

Если взглянуть на народную культуру изнутри, то в ней легко обнаружить системообразующие элементы, которые представляют собой самостоятельную инфраструктуру со своими образованиями, элементами, жанрами, функционирующими по собственным за­конам, специфическим только для данной системы. Структура на­родной художественной культуры является открытой полиэле­ментной системой, объединяющей разнопорядковые образования, в том числе действующие в пограничных с другими слоями куль­туры областях.

При этом в народной художественной культуре все типы обра­зований действуют одновременно как культуровоспроизводящие, культурорегенерирующие и культуротранслирующие. Это касается и народного мастера, и фольклорного ансамбля, и самодеятель­ного любительского объединения. Каждый из них выполняет свои специфические социальные, творческие, организационные задачи. В то же время внутри самой народной культуры они формируют переходные или смешанные образования, которые относятся к двум или даже к трем типам образований, например, фольклор­ный ансамбль является любительским самодеятельным коллективом, предметное поле деятельности которого фольклор, но в его вторичных сценических формах. Из представленных трех основ­ных типов образований в структуре народной культуры вытекает, что их структуру нельзя ограничивать одним типом культуровоспроизводящих или культуротранслирующих элементов.

В каждый из блоков (культуровоспроизводящий, культурорегенерирующий и культуротранслирующий) включаются следующие элементы: в первый – формы народного творчества во всем их многообразии; во второй – формы деятельности социально-культурных институтов, в третий – морфология пограничных зон народной художественной культуры. Такое соотношение и взаи­морасположение структурных элементов может существовать лишь на разной степени структурирования.

Отметим, что на каждом уровне структурирования элементы народной художественной культуры образуют целостность незави­симо от того, какой слой народной художественной культуры (архаический или современный) они представляют. Это относится как к культурно-творческим образованиям, так и к институтам, разрабатывающим, например, научное, методическое обеспечение народной художественной культуры или ее трансляцию. Большая дифференциация наблюдается на уровне элементов конкретной художественной практики (школ, студий, ансамблей), но и в этом случае их отношение к народной художественной культуре может носить весьма условный характер.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.