Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Постимпрессионизм и развитие европейской живописи на рубеже XIX – XX вв




Тема 6. Французское искусство 1860-х — 1880-х гг.

Творчество Э. Мане: характеристика основных периодов и влияний; воззрения на искусство, особенности работы в портретном и бытовом жанрах, основные черты живописной манеры в разные периоды творчества. Жизнь Парижа и образы парижан в живописи Э. Мане. Влияние Э. Мане на формирование импрессионизма.

Импрессионизм как главное явление художественной жизни Франции 1870-х годов. Основные события, связанные с формированием группировки и выставочной деятельностью импрессионистов. Программные высказывания импрессионистов и критика их творчества. Особенности творческого метода импрессионистов и основные черты манеры изображения. Представления о целях и задачах пейзажного жанра, бытовой картины, портрета. Творчество К. Моне: основные периоды; особенности использования выразительных средств живописи; принципы работы в пейзажном жанре. Пейзаж у импрессионистов (К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей). Творчество О. Родена и его подход к портретному жанру. Э. Дега: основные темы творчества и особенности изобразительной манеры.

Программа дивизионизма и творчество Ж. Сёра и П. Синьяка (1880-е гг.).

Произведения французских художников 1860-х — 1880-х годов в отечественных музейных собраниях.

Основные термины: импрессионизм, дивизионизм

 

Контрольные вопросы:

1. Общая характеристика творчества Э. Мане

2. Общая характеристика деятельности и творческого метода импрессионистов

3. К. Моне — пейзажист: основные периоды, особенности работы в пейзажном жанре

Общая характеристика художественной и выставочной жизни во Франции 1880-х — 1900-х гг. Понятие постимпрессионизма (П. Сезанн, П. Гоген, В. Ван Гог). Творчество А. Тулуз-Лотрека (портрет, бытовой жанр).

П. Сезанн: творческий метод художника и его основные цели в искусстве. Принципы работы П. Сезанна в пейзажном жанре, натюрморте и бытовой картине. Влияние метода П. Сезанна на развитие искусства в Европе к. XIX – начала XX вв. Творчество П. Гогена: основные этапы, тематика и особенности изобразительной манеры. Влияние П. Гогена на дальнейшее развитие европейской живописи. Творчество В. Ван Гога: формирование живописной манеры, подход к различным жанрам в живописи, основные произведения последнего периода (с конца 1880-х гг.)

Основные термины: постимпрессионизм

Контрольные вопросы:

1. Понятие постимпрессионизма

2. Общая характеристика творчества П. Сезанна

3. Влияние художников-постимпрессионистов на развитие искусства в Европе начала XX в.

 

Словарь основных терминов

Классицизм — стиль в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, наиболее актуальный в XVII - XIX вв. Основной тезис классицистических программ — сохранение и развитие творческого метода греческой и римской античности, в том числе и при помощи специальной образовательной системы (академий художеств).

Неоклассицизм в изобразительном искусстве — первоначально: отклик на пересмотр и переоценку античности в археологии и теории искусства XVIII в., который привел к изменению работы с пропорциями и мимикой человеческого тела, новому отношению к жанру исторической картины и др. Основные представители в XIX столетии: Ж. Л. Давид, А. Канова, Б. Торвальдсен, Ж. О. Д. Энгр.

Романтизм - эпоха в культурной истории Европы (конец XVIII — первая треть XIX в.), связанная с окончательным переходом от аристократической культуры к буржуазной.

Историзм - один из аспектов романтической культуры, научное изучение и творческое художественное переосмысление всего спектра культурных событий всемирной истории, прежде всего, стилей (архитектуры, искусства, литературы и др.).

Бидермейер (бидермайер) — идейное и стилистическое явление в художественной культуре Центральной Европы около 1840-х годов, связанное с поздним романтизмом. Основная тема бидермейера: жизнь бюргера-обывателя, далекого от вмешательства в современную ему общественную и политическую борьбу. Наиболее значимые жанры для искусства бидермейера: портрет, бытовая картина, городской пейзаж.

Барбизонцы — группа французских художников-пейзажистов, названная по месту проживания некоторых из них около середины XIX в. (деревня Барбизон в лесу Фонтенбло). Отталкиваясь от голландского пейзажа XVII в., барбизонцы решали задачи, подобные тем, что ставили перед собой Дж. Констебл и К. Коро: достоверное отображение реальных ландшафтов родной страны, передача красоты момента через эффекты светотени, колорита, работы с характером мазка и других аспектов красочного слоя. Барбизонцы оказали большое влияние на пейзажистов импрессионизма. Основные представители: Т. Руссо, Н. Диаз де ла Пенья, Ж. Дюпре, Ш. Ф. Добиньи.

Реализм Г. Курбе — один из тезисов программы художника, требование достоверно и конкретно изображать современную жизнь, способствовать привлечению внимания к частным и общим проблемам современности.

Импрессионизм — влиятельное направление в европейской живописи, актуальное с 1870-х гг. и связанное с деятельностью французских художников-импрессионистов (К. Моне, О. Ренуар и др.). Основная задача направления: эмоциональное отображение окружающего мира. В эпоху импрессионистов получили новые трактовки такие жанры искусства, как пейзаж, портрет, бытовая картина; сильно изменились и расширились формальные средства; изменилось понятие картины (картина-этюд).

Символизм — направление в культуре Европы последних десятилетий XIX - начала XX вв., ориентированное на представление усложненного содержания, как правило, полностью оторванного от современной повседневной жизни (мифология, фольклор и т. д.). В изобразительном искусстве символистская тенденция представлена творчеством художников, весьма отличных по своей стилистике, но объединенных некоторыми общими творческими принципами и тематикой содержания (Г. Моро, П. Пюви де Шаванн, Ф. Штук и др.)

Модерн (югендстиль, ар-нуво)— стиль в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве в Европе и России конца XIX - начала XX вв., отличающийся специфической работой с формами, линией, декором - в частности, постоянным использованием естественных растительных мотивов. Основные представители в изобразительном искусстве: Г. Климт, А. Муха.

Дивизионизм (пуантилизм, неоимпрессионизм) — направление во французской живописи 1880-х гг., полемизирующее с некоторыми формальными и идейными аспектами импрессионизма и построенное на одной из современных теорий зрительного восприятия. Автор программы дивизионизма — Ж. Сёра. Основные представители — Ж. Сёра и П. Синьяк

Постимпрессионизм — условный термин, объединяющий творчество и творческие методы художников, работавших с 1880-х гг. во Франции (П. Сезанн, П. Гоген, В. Ван Гог) и вступивших в творческую полемику с некоторыми принципами импрессионизма («случайный» характер композиции, субъективное представление содержания, незавершенность картины, концентрация на светотени и колорите в ущерб построению пространства и форм). Постимпрессионизм оказал решающее воздействие на формирование главных тенденций и направлений в искусстве Европы начала XX в. (примитивистской тенденции, кубизма, экспрессионизма).

Список рекомендуемой литературы

 

Выделены книги обзорного плана, которые мне кажутся самыми полезными для освоения курса, а также аннотированные каталоги Эрмитажа

 

1. Алпатов М. В. Камиль Коро. - М.: Изобразительное искусство, 1984. - 176 с.: ил.

2. Барская А., Костеневич А. Эрмитаж. Собрание Западноевропейской живописи. Каталог. Французская живопись. Вторая половина XIX - XX в. - Л.: Искусство, 1991. - 480 с.: ил.

3. Березина В. Н. Ж.-О.-Д. Энгр. - М.: Изобразительное искусство, 1992. - 248 с.: ил.

4. Бродская Н. Постимпрессионизм. - М.: БММ, 2009. - 256 с.: ил.

5. Ван Гог В. Письма. - СПб.: Азбука, 2001. - 848 с.

6. Воллар А. Ренуар. Сезанн. - М.: Республика, 2000. - 416 с.

7. Вейс Д. Роден. - М.: Искусство, 1969. - 580 с.

8. Вентури Л. От Мане до Лотрека. - СПб.: Азбука-Классика, 2007. - 352 с.: ил.

9. Вентури Л. Художники Нового времени. - СПб.: Азбука-Классика, 2007. - 352 с.: ил.

10. Всеобщая история искусства: живопись, архитектура, скульптура, декоративное искусство / пер. и науч. ред. Т.М. Котельникова. - Москва: АСТ: Астрель, 2010. - 415 с.: ил.

11. Герман М. Ю. Импрессионизм и русская живопись. - СПб.: Аврора, 2005. - 160 с.: ил.

12. Герман М. Ю. Импрессионизм. Основоположники и последователи. - СПб.: Азбука-классика, 2008. - 528 с.: ил.

13. Гоген П. Ноа Ноа. Сост. А. Кантор-Гуковская. - СПб.: Азбука-Классика, 2001. - 704 с.

14. Даниэль С. М. Европейский классицизм. - СПб.: Азбука-Классика, 2003. - 304 с.: ил.

15. Делакруа Э. Мысли об искусстве. О знаменитых художниках. - М.: Изд-во АХ СССР, 1960. - 284 с.

16. Делакруа Э. Письма. - СПб.: Азбука, 2001. - 896 с.

17. Жерико о себе и современники о нем. М.: Изд-во АХ СССР, 1962. - 128 с.

18. Импрессионизм. Письма художников. Воспоминания Дюран — Рюэля. Документы. Под ред. А. Изергиной. - М.: Искусство, 1969. - 388 с.

19. Калитина Н. Н. Гюстав Курбе: Очерк жизни и творчества. - М.: Искусство, 1981. - 183 с.: ил.

20. Калитина Н. Н. Оноре Домье. 1808 — 1879. - М.: Искусство, 1955. - 259 с.: ил.

21. Калитина Н. Н. Французский портрет XIX в. - Л.: Искусство, 1985. - 279 с.: ил.

22. Калитина Н. Н. «Эпоха реализма» во французской живописи XIX в. - Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1972. - 289 с.: ил.

23. Кларк К. Пейзаж в искусстве. - СПб.: Азбука-Классика, 2004. - 304 с.

24. Классицизм и романтизм. Архитектура. Скульптура. Живопись. Рисунок. 1750 — 1848. Ред. Р. Томан. - Könemann, 2001. - 520 с.: ил.

25. Кожина Е. Ф. Романтическая битва. Очерки французской романтической живописи 1820-х гг. - Л.: Искусство, 1969. - 272 с.: ил.

26. Костеневич А. Неведомые шедевры. Французская живопись XIX – XX веков из частных собраний Германии. - Нью-Йорк, СПб.: Изд-во «Харри Н. Абрамс», 1995. - 292 с.: ил.

27. Курбе Г. Письма, документы. Воспоминания современников. - М.: Искусство, 1970. - 360 с.

28. Мурина Е. Ван Гог. - М.: Искусство, 1978. - 440 с.: ил.

29. Некрасова Е. А. Романтизм в английском искусстве: Очерки. - М.: Искусство, 1975. - 255.: ил.

30. Некрасова Е. А. Уильям Блейк. 1757 -1827. - М.: Искусство, 1960. - 72 с.: ил.

31. Перрюшо А. Жизнь Сезанна. - М.: Радуга, 2001. - 428 с.: ил.

32. Перрюшо А. Тулуз-Лотрек. - М.: Терра-Книжный клуб, 2001. - 400 с.: ил.

33. Прокофьев В. Н. Теодор Жерико. - М.: Искусство, 1963. - 256 с.: ил.

34. Прокофьев В. Н. Гойя в искусстве романтической эпохи. - М.: Искусство, 1986. - 215 с.: ил.

35. Прокофьева М. Делакруа. - М.: Изобразительное искусство, 1998. - 136 с.: ил.

36. Раздольская В. И. Европейское искусство XIX в. Классицизм, романтизм. - СПб.: Азбука-классика, 2009. - 367 с.: ил.

37. Раздольская В. И. Искусство Франции второй половины XIX века. - Л.: Искусство, 1981. - 319 с.: ил.

38. Ревалд Дж. История импрессионизма. - М.: Аванта +, Аст, 2011. - 480 с.: ил.

39. Ревалд Дж. Постимпрессионизм. - М.: Аванта +, Аст, 2011. - 512 с.: ил.

40. Рейтерсверд О. Импрессионисты перед публикой и критикой. - М.: Искусство, 1974. - 299 с.: ил.

41. Роден О. Мысли об искусстве. Воспоминания современников. - М.: Республика, 2000. - 368 с.

42. Поль Сезанн. Переписка. Воспоминания современников. - М.: Искусство, 1972. - 230 с.

43. Сёра Ж., Синьяк П. Письма, дневники, литературное наследие, воспоминания современников. Сост. К. Богемская. - Л.: Искусство, 1976. - 336 с.

44. Светлов И. Е. Немецкий и австрийский символизм. Этюды. - М.: Три квадрата, 2008. - 184 с.

45. Таруашвили Л. И. Бертель Торвальдсен и проблемы классицизма. - М.: НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, 1991. - 167 с.

46. Федотова Е. Д. Бидермайер. - М.: Белый город, 2005. - 48 с.: ил.

47. Федотова Е. Д. Канова. Художник и его эпоха. - М.: Республика, 2002. - 528 с.: ил.

48. Федотова Е. Д. Назарейцы. - М.: Белый город, 2006. - 48 с.: ил.

49. Федотова Е. Д. Шпицвег. - М.: Белый город, 2003. - 48 с.: ил.

50. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. - М.: Искусство, 1983. - 926 с.

51. Шнаппер А. Давид: Свидетель своей эпохи. - М.: Изобразительное искусство, 1984. - 279 с.: ил.

52. Энгр об искусстве. Сост. А. Изергина. - М.: Изд-во АХ СССР, 1962. - 172 с.

53. Эстетика немецких романтиков. Антология. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. - 576 с.

54. Яворская Н. В. Пейзаж Барбизонской школы. - М.: Искусство, 1962. - 348с.: ил.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1184; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.