Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Истоки культуры Древней Руси




Хронологические рамки. X - XVII вв. принято рассматривать как единый период древнерусской культуры, в то время как с XVIII в. происходит процесс становления русской культуры Нового времени, специфика которой зарождается еще в середине XVI - XVII вв. В свою очередь, древнерусскую культуру принято подразделять на три периода:
- домонгольский период X - XIII вв., когда происходит формирование основ древнерусской культуры;
- расцвет древнерусской культуры в XIV - XV вв., когда были созданы лучшие ее образцы;
- XVI -XVII вв. - период нарастания кризиса древнерусской культуры, поиска новых форм и смыслов.
Этнокультурные традиции, оказавшие влияние на процесс становления древнерусской культуры. Древнерусская культура впитала в себя языческую культуру предшествующего периода славянских и финно-угорских племен, испытав на себе значительное воздействие скандинавской культурной традиции эпохи викингов, а также отдельные элементы культуры Востока. К финно-угорским корням восходит, в частности, культ Мокоши, впоследствии трансформированный в обряды поклонения Параскеве Пятнице, в том числе, связанные с почитанием колодцев и источников. В XIV в. на Северо-Западе широко распространяется обычай ставить каменные, особой формы кресты у источников, к которым совершались крестные ходы. Местные жители приносили туда пищу и проводили целый ряд ритуалов, явно языческого происхождения. Известная легенда о княгине Ольге содержит явные параллели со скандинавскими похоронными обрядами: захоронение в ладье, а в одной из саг «Круга Земного» упомянуто сожжение нескольких неугодных женихов одной из героинь - дочерью конунга.
Значение принятия христианства из Византии для дальнейшего развития древнерусской культуры. Принятие Русью христианства, как и для западноевропейской культуры, стало той точкой отсчета, с которой можно говорить о начале формирования древнерусской культуры как таковой. Однако, пытаясь выявить ее специфику, следует учитывать разницу в моменте христианизации. Как известно, государства Западной Европы приняли христианство в основном в V-VII вв., когда многие положения в христианстве раннего периода еще не стали догматическими. Западная культура, таким образом, получила широкое поле для богословских интерпретаций, что, тем самым, вместе с унаследованной философской традицией античности дало начало динамичной западной богословской мысли.
Ситуация X в., когда началась христианизация Русских земель, была уже иной. Западная и Восточная Церкви резко разошлись, пережив иконоборческий период, окончательно оформился канон Восточного ортодоксального христианства, всякое привнесение «своего» толкования текстов и образов стало невозможным. На церковных соборах уже осудили скульптуру. Главным в иконе для художника являлась техника исполнения.
Следует учитывать и удаленность от античной культурной традиции в силу того, что общим церковным языком, а, следовательно, и языком образованности, у нас стал не латинский, а церковнославянский. Наконец, православию в целом больше присущи интегральные формы Богопознания: мысль, действие и переживание находятся в единстве. Поэтому в древнерусской культуре фактически отсутствует богословско-философская (а следом, и научная) традиция, основу которой составляет логически- дискурсивная система (система умозаключений, выстраиваемых по законам формальной логики, с помощью которых описываются те или иные явления и тем самым объясняется устройство мира). Рассуждая о прекрасном, красоте, благе и благодати, западноевропейские авторы - богословы вплоть до XII-XIII вв. пытаются описать их в рамках рациональности, постигнуть их сущность при помощи мыслительного процесса. Лишь с конца XII в. западная христианская культура становится более иррациональной, интуитивной, одновременно с устремленностью внимания к множественности, многообразию форм сущего, не сводимых одна к другой. Напротив, древнерусской культуре свойственно было именно интуитивное начало и целостность в постижении Бога и мира.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1092; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.159 сек.