Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью




Художественный язык изобразительного искусства

Мир изобразительных (пластических) искусств

Результаты освоения курса «ИЗО» 4 года обучения

Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя. Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников.

Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. А. Серова, Рембрандта ван Рейна); пейзаж; натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.

Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений А. А. Пластова и др.).

Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей, Русским музеем.

Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.

Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.

Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной (бумагопластика, лепка) деятельности.

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов, таких как: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.

Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.

Овладение навыками бумагопластики.

Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, в краеведческий музей, музей народного быта и т. д. (с учетом местных условий).

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:

Знать / понимать:

• доступные сведения о памятниках культуры и искусства, о ведущих художественных музеях России (Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея), своего региона;

• отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров России и других стран, в которых раскрывается образная картина мира;

• названия центров традиционных народных художественных промыслов России и своего региона и отличительные признаки образа художественной вещи из разных центров народных промыслов;

• средства художественной выразительности (цвет, линия, объем, свет, ритм, форма, пропорция, пространство, композиция, фактура), особенности их применения в графике, живописи, декоративно-прикладных работах;

• магическую и эстетическую роль орнамента, ритмические схемы построения (ярусное расположение орнаментальных мотивов, симметрия и асимметрия в построении орнамента), характер элементов городецкой росписи – растительный и зооморфный, антропоморфный;

• о взаимосвязи формы художественной вещи с ее назначением, материалом и декором; анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, декора;

• названия, назначение ручных инструментов для обработки материалов (бумага, картон, глина, ткань и т. д.) и правила безопасного пользования ими;

• способы и приемы обработки бумаги, текстиля, природных материалов;

• особенности вышивки разных регионов России;

• традиционное искусство лоскутного шитья, набойки, ткачество;

• понятия: рельеф, барельеф, контррельеф, круглая многофигурная композиция, ансамбль, дизайн;

• виды природных материалов, используемых в плетении;

уметь:

• применять приемы акварельной живописи («по сырому», а-ля прима и др.), приемы получения «звучных», чистых, сложных, мягких цветовых пятен, цветовых сочетаний;

• пользоваться графическими, живописными, декоративными средствами выразительности в создании художественных образов отдельных объектов и состояний природы, в передаче пространственных планов, человека в движении, в составлении станковой и декоративной композиции;

• применять специфические средства выразительности в работе по мотивам конкретного вида народного искусства (на основе повтора, вариаций и импровизации);

• соблюдать последовательность выполнения изделия (планирование с помощью технологической карты, эскизов и по собственному замыслу, выполнение изделия в материале с помощью необходимых инструментов, приспособлений на основе выбранной технологии, самоконтроль, оценка своей работы);

• анализировать орнаментальные композиции в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства, пользуясь понятиями: орнаментальный, замкнутый, на прямоугольной форме, на круге, на сферической поверхности, симметричный, асимметричный, динамичный, статичный;

• решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию и импровизацию по мотивам народного творчества;

• высказывать оценочные суждения о шедеврах архитектуры, дизайна, о произведениях народных мастеров различных центров народных промыслов России; выражать свое отношение к художественному, идейно-нравственному содержанию произведений;

• решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий с использованием технологической карты, технического рисунка, эскиза; конструировать простые изделия с учетом технических требований и дизайна;

• комбинировать различные приемы работы с бумагой, картоном, тканью, природным материалом для достижения выразительности образа художественной вещи с соблюдением технологической последовательности;

• выполнять разные виды швов по мотивам народной вышивки;

• использовать простейшие выкройки для изготовления изделий;

• выполнять рельефные и объемные многофигурные композиции из глины;

• изготавливать изделия из природного материала в технике плетения на основе простейших приемов технологии в народном творчестве;

• оценивать качество работы с учетом технологических и эстетических требований к конкретному изделию;

• экономно и рационально использовать материалы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

• выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;

• в самостоятельном творчестве;

• высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;

• проявлять нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, страны и других народов мира;

• проявлять положительное отношение к процессу труда, результатам своего труда и труда других людей; стремление к преобразованию предметной обстановки в школе и дома.

 


Работы:

Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно. Образ пространства в искусстве (цветные карандаши, фломастеры, мелки,

цветная бумага).

Древо жизни – символ мироздания.

Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень.

Символическое и реалистическое изображение.

Мой край родной. Моя земля. Пейзаж: пространство, план, цвет, свет. Графический пейзаж (пастель, мелки, уголь).

Цветущее дерево – символ жизни. Декоративная композиция: мотив дерева в народной росписи.

Изображение растительных мотивов городецкой росписи (ветки, цветы, бутоны, листья) (гуашь).

Птица – символ света, счастья и добра.

Декоративная композиция: равновесие красочных пятен, узорные декоративные «разживки», симметрия, ритм, единство колорита.

Совершенствование приёмов росписи. Городец. Птицы.

Изображение городецких птиц (гуашь).

Конь – символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция: линия, силуэт с вариациями городецких «разживок».

Совершенствование приёмов росписи. Изображение коня в технике городецкой росписи (гуашь).

Связь поколений в традициях Городца. Декоративная композиция с вариациями городецких мотивов: ритм, симметрия, динамика, статика.

Композиция в городецкой росписи. Роспись панно (гуашь).

Портрет: пропорции лица человека.

Творчество В. Сурикова, В. Тропинина, В. Маковского, В. Васнецова, современных художников: Г. Васько, П. Павлова.

Портрет художника (материалы по выбору).

Вольный ветер – дыхание земли.

Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет.

Основы композиции. Динамика.

Наброски на тему динамики (графические материалы).

Движение – жизни течение.

Наброски с натуры, по памяти и представлению: подвижность красочных пятен,

линий.

Основы композиции. Наброски на передачу статики и динамики при изображении людей и техники (живописные материалы).

Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция.

Использование в индивидуальной работе законов композиции. Пейзаж с изображением людей и техники в движении (материалы по выбору).

Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14 ч)

Родословное дерево – древо жизни, историческая память, связь поколений.

Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция.

Семейный портрет (материалы по выбору).

Двенадцать братьев друг за другом бродят…

Декоративно-сюжетная композиция: приём уподобления, силуэт.

Рисование по памяти. Поиск эскизов к сказке «Двенадцать месяцев».

Зарисовки старинной мужской одежды (материалы по выбору).

Год – не неделя – двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке: композиция, цвет.

Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве.

Новогоднее настроение.

Колорит: гармоничное сочетание родственных цветов.

Эксперименты с материалами (акварель, восковые мелки).

Твои новогодние поздравления.

Проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия.

Основы дизайна. Конструирование открытки. Бумагопластика.

Новогодняя открытка (живописные материалы, восковые мелки).

Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия.

Рисование по наблюдению заснеженных предметов. Зарисовки деревьев, людей, домов (цветные мелки).

Зимние картины. Сюжетная композиция: линия горизонта, композиционный центр, пространственные планы, ритм, динамика.

Русский музей. Городской пейзаж с фигурами людей в движении (гуашь).

Ожившие вещи. Натюрморт: форма, объём предметов, их конструктивные особенности, композиция.

Человек, мир природы в реальной жизни. Натюрморт с натуры (графические

материалы).

Выразительность формы предметов. Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, черная линия, штрихи в обобщении формы предмета.

Декоративный натюрморт (графические материалы, гуашь).

Русское поле.

Бородино. Портрет. Батальный жанр.

Зарисовки воинов времён войны 1812 года (материалы по выбору).

Сюжетная композиция: композиционный центр, колорит.

Иллюстрация стихотворения М. Лермонтова «Бородино». Композиция к стихотворению (материалы по выбору).

Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Образы-символы. Орнамент: ритм, симметрия, символика.

Человек, мир природы в реальной жизни (материалы по выбору).

Народная расписная картинка-лубок.

Декоративная композиция: цвет, линия, штрих.

Освоение графических навыков.

Графические упражнения (карандаш, перо, тушь).

Лубочная картина к пословицам, поговоркам, песням (графический рисунок с раскраской).

Вода – живительная стихия. Проект экологического плаката: композиция,

линия, пятно.

Основы дизайна. Шрифт. Плакатный шрифт (материалы по выбору).

Повернись к мирозданью.

Проект экологического плаката в технике коллажа.

Виды графики. Композиция плаката в технике коллажа (материалы по выбору).

Русский мотив.

Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство.

Весенний пейзаж (живописная техника).

Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство.

Творчество К. Юона. Весенний пейзаж (живописная техника).

Всенародный праздник – День Победы.

Патриотическая тема в искусстве: образы защитников Отечества.

Выразительные средства скульптуры. Эскиз памятника защитнику Отечества (материалы по выбору).

«Медаль за бой, за труд из одного металла льют». Медальерное искусство: образы, символы. Изготовление медали (материалы по выбору).

Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности. Архитектура Узбекистана.

Эскиз орнамента в технике резьбы (бумага, ножницы).

Повтор, вариации, импровизация по мотивам узбекских узоров (карандаш, акварель).

Круглый год. Образ времени года в искусстве. Эскиз декоративного панно (материалы по выбору).


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 996; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.