КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. Учебно-методическое пособие
К 84 К 84 К -84 КАЛУГА - 2012 Учебно-методическое пособие Методология и методика в экономических исследованиях Зайцев Ю.В., Костина О.И.
ББК 65 Рецензенты: И.В. Захаров, доктор экономических наук, профессор Н.К. Фигуровская, доктор экономических наук, профессор Крутиков В.К., Зайцев Ю.В., Костина О.И. Методология и методика в экономических исследованиях. Учебно-методическое пособие. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Калуга.: Изд-тво «Эйдос», 2012. – 170 с.
ISBN
В пособии содержатся материалы по методологии и методике научного исследования в экономике: актуальность темы; новизна результатов; методологические основы и методы экономического исследования; планирование научно-исследовательской работы. Особое внимание уделено внедрению научных результатов в реальную экономическую жизнь. Основополагающие понятия рассмотрены на практических примерах ведения научной работы в рамках проектов Российского гуманитарного научного фонда, поддержанных Правительством Калужской области, а также материалах защищенных диссертаций на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Каждая глава сопровождается списком литературы, контрольными вопросами и темами для обсуждения на семинарских занятиях. Предназначено для магистрантов, аспирантов, преподавателей, изучающих проблемы экономики и управления, участников научных исследований и экономических агентов, задействованных в инновационном внедренческом процессе.
ББК 65
© Институт управления, бизнеса и технологий, 2012. © Коллектив авторов, 2012.
СОДЕРЖАНИЕ
Для обеспечения стабильного, поступательного развития экономики нашей страны, в настоящее время продолжающей носить экспортно-сырьевой характер с недостаточно развитой инфраструктурой и низкой инвестиционной привлекательностью, требуется переход на путь инновационного развития.
Ведущие страны мира активизируют деятельность по инвестированию экономики знаний. Вложения в эту отрасль догоняют по своему объёму инвестиции в основной капитал. Возрастающая роль разработки и внедрения новых технологий требует качественно нового уровня непрерывного, в течение всей жизни, обучения и повышения квалификации. Ряд экономических проблем, стоящих перед нашей страной может быть решен благодаря развитию экономики, основанной на знаниях, отвечающей современным требованиям. Именно такая экономика, в соответствии со стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, должна стать главным фактором социально-ориентированного развития общества. Реализация данной стратегии во многом зависит от эффективности региональных инновационных процессов, обеспечивающих создание единой национальной инновационной системы.
В свою очередь, формируемые региональные инновационные системы должны представлять собой благоприятную институциональную среду для всех составных частей инноваций: образования, науки, коммерциализации знаний, защиты интеллектуальной собственности и финансовых вложений, а также государственно-частного партнерства. Многие субъекты РФ ещё значительно отстают в этом отношении. Поэтому весьма актуальным является опыт Калужской области, занимающей одно из ведущих мест в России по научному потенциалу и успешно формирующей региональную инновационную систему путем инвестирования экономики, основанной на знаниях. Подготовленное учебное пособие направлено на оказание помощи исследователям в изучении научных проблем. В пособии содержатся материалы по методологии и методике научного исследования в экономике: актуальность темы исследования; новизна результатов; методологические основы научного исследования; методы экономического исследования; планирование научно-исследовательской работы; практическая реализация результатов исследований. Основополагающие понятия рассмотрены на практических примерах ведения научно - исследовательской работы в рамках сформированной научной школы, основывающейся на использовании интеллектуального потенциала для решения проблем диверсификации отечественной экономики, обеспечивающей восприятие инноваций всеми ее элементами. Научные исследования проводились по актуальной тематике, поддержанной, финансово и организационно Правительством Калужской области и Российским гуманитарным научным фондом.
Глава 1. Триединая сущность окружающего мира и «человек экономический» Согласно современным научным представлениям наш мир состоит из трех базовых связанных между собой сущностей: нечто движущееся (вещество), нечто движущее (энергия) и нечто организующее и постигающее (информация). Условно соотношение этих сущностей называют «моделью матрешки», поскольку они различны по размерам и как бы вложены друг в друга. [1]
Невольно возникает ассоциация с образом Троицы, вдохновившей гениального художника Андрея Рублева написать «единосущие» трех лиц в человеческом облике. Христианская Троица представлена иконописцем в трех ипостасях или лицах. Отца – безначального первоначала. Сына – абсолютного Смысла (воплощенного в Иисусе Христе) и Духа – «животворящего» начала. Все три лица участвуют в сотворении и бытии космоса по следующей формуле: все от Отца (ибо наделено от него бытием), через Сына (ибо устроено через его оформляющую энергию смысла) и в Духе (ибо получает от него жизненную целостность). [2, 3] По мнению исследователей, основу нашего существования составляет материально- энергетическая среда или физический мир (W), в котором правят достаточно изученные законы – законы неживой природы. Среди них выделяется, имеющий сущностное значение, «закон законов» - закон возрастания энтропии, суть которого такова: в замкнутых системах идут процессы, направленные на возрастание энтропии. В неживой природе все происходящее направлено на минимизацию свободной энергии, рассеивание энергии, упразднение движения, на уравновешивание всего и вся. В рамках среды функционирует биосфера – система живых объектов (L). Суть каждого живого объекта одна – стремление выжить. Находясь в безбрежном, разрушительном неживом мире, он постоянно борется за свое существование. Для этого он собирает свободную энергию. Каждый живой объект любой ценой стремиться получить максимальное количество энергии, удержать ее, чтобы в нужное время и в нужном месте расходовать ее для своего самосохранения. Вектор деятельности живого объекта (инстинкт самосохранения) направлен только на ту деятельность, которая благоприятствует его жизни или продолжению жизни в его потомках. Все живое существует по всеобщим биологическим законам стяжательства. Стяжательство - фундаментальное свойство живого организма. Стремление выжить есть объективный закон живого мира, отменить его, игнорировать в принципе невозможно.
В тоже время, в биосфере имеется единственный в своем роде тип живого организма – человек разумный (Н), обладающий смыслом (разумом). Благодаря чему человек в рамках объективных законов неживой природы, может осознанно выбирать траекторию своей деятельности. Все три сущности вложены друг в друга: Н – L – W. Каждая более узкая система должна действовать в рамках устанавливаемых законами более широкой системы. Но человек в своей разумной деятельности может, как бы оттеснять действия характерного для биосферы закона стяжательства. Ученые считают, найти различие между эволюцией биологических и социальных систем в энергетическом аспекте невозможно, так как социальные системы – это в первую очередь биологические системы. Поэтому они следуют одному императиву – выжить. Выжить путем накопления энергии. И поскольку энергия циркулирует в экономике в виде денег, то любая экономическая система следует правилу – прибыль превыше всего. [1] Для осознания сказанного совершим экскурс в древнюю историю. Для этого обратимся к Библии, так как нет ни одной сферы деятельности, по отношению к которой Библия не указывала бы на что-то существенное. Библия содержит целый ряд высказываний, свидетельствующих как будто бы о неприязни к хозяйственной деятельности как таковой, а тем более к ее результатам в виде получения торговой или иной прибыли и достижения богатства. Процитируем некоторые из них: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается, и где моль не съедает…» (Лк. 12: 33). «Напротив горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение» (Лк. 6: 24). «Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лк. 18: 24–25). Здесь говорится о тех, центром жизни, главной целью, счастьем которых являются, прежде всего, материальное благополучие или погоня за большим богатством. Богатство, согласно взгляду Иисуса, — это препятствие и к спасению, и к ученичеству (Мф. 19: 24; 13: 22). Оно дает ложное чувство стабильности и безопасности (Лк. 12: 15). Стремление к богатству заглушает духовную жизнь (Лк. 8: 14). Часто богатые превозносятся над бедными и эксплуатируют их (Иак. 2: 5–6). Собственность, богатство, хозяйственный процесс и его эффективность, прибыль рассматриваются с точки зрения праведности и/или неправедности их возникновения и использования. Исследование позволяет сделать вывод о том, что с позиций христианской морали экономическая деятельность — явление вполне нормальное, не ведущее к духовной гибели, если предприниматель следует определенным законам. Более того, соблюдение библейских принципов является секретом настоящего успеха. Многих финансовых неудач и крахов предприниматель может избежать, прислушиваясь к предупреждениям, так часто повторяемым и выделяемым в Библии: «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» (Кол. 3: 23). «Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник. Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя; скудность же далеко убежит от тебя» (Прит. 6: 9–11). «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою» (Прит. 6: 6–8). В приведенных цитатах речь идет о трудолюбии и чувстве самосохранения. Христиане должны трудиться так, как если бы Христос был их нанимателем, зная, что всякая работа, совершенная «как для Господа», когда-либо вознаградится (Еф. 6: 6–8). Чувство самосохранения должно побуждать человека к трудолюбию и отвлекать от лености. В качестве примера трудолюбия указывается муравей, приводятся гибельные последствия для человека его лености. Муравей трудится по собственному побуждению без внешнего принуждения, мудро собирая запасы. «Доброе имя лучше большого богатства; и добрая слава лучше серебра и золота» (Прит. 22: 1). Забота о добром имени в приведенной цитате осмыслена в ключе безусловного превосходства нравственного блага над материальными ценностями. «Благоразумный видит беду и укрывается; а неопытные идут вперед и наказываются» (Прит. 22: 3). «Не будь из тех, которые дают руки и поручаются за долги. Если тебе нечем заплатить, то для чего доводить себя, чтобы взяли постель твою из-под тебя?» (Прит. 22: 26–27). «Зло причиняет себе, кто ручается за постороннего: а кто ненавидит ручательство, тот безопаснее» (Прит. 11: 15). В цитатах воздается хвала жизненному благоразумию, осуждается неразумность, указываются последствия того и другого во внешней жизни человека. «Богатый и бедный встречаются друг с другом; того и другого создал Господь» (Прит. 22: 2). «Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богатство, и кто дает богатому, тот обеднеет» (Прит. 22: 16). «Не будь грабителем бедного, потому что он беден; и не притесняй несчастного у ворот…» (Прит. 22: 22). «Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк. 6: 38). Богатый и бедный, как следует из приведенных цитат, в равной степени являются созданием Бога и Им поставлены на одном жизненном пути, что является мотивом благотворительности. Благотворительностью, в конечном итоге, приобретается доброе имя. В Библии как с нормальным явлением мы встречаемся с расчетом эффективности хозяйственной деятельности: «…кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек» (Лк. 14: 28). Приемлемым является и получение торговой или иной прибыли на вложенный «в дело», пущенный в оборот капитал (Мф. 25: 14–30; Ин. 19: 12–27). Торговля как таковая неприемлема только в одном случае: когда она связана с оскорблением святынь (эпизод с изгнанием торгующих из храма). В Библии приводятся случаи заключения договора займа в среде избранного народа Божьего, причем по правилам, определенным самим Богом: «Если кто отдает ближнему на сохранение серебро или вещи, и они украдены будут из дома его, то если найдется вор, пусть он заплатит вдвое; а если не найдется вор, пусть хозяин дома придет пред судей и поклянется, что не простер руки своей на собственность ближнего своего Если кто отдаст ближнему своему осла, или вола, или овцу, или какой другой скот на сбережение, а он умрет, или будет поврежден, или уведен так, что никто сего не увидит, — клятва пред Господом да будет между обоими в том, что взявший не простер руки своей на собственность ближнего своего; и хозяин должен принять, а тот не будет платить Если кто займет у ближнего своего скот, и он будет поврежден, или умрет, а хозяина его не было при нем, то должен заплатить; если же хозяин его был при нем, то не должен платить; если он взят был в наймы за деньги, то пусть и пойдет за ту цену». Также есть в Библии и понятие о залоге и процентах («рост», «лихва»). При этом существуют правила, что на заем бедному нельзя налагать проценты («рост»), а взятый у бедного залог должен быть возвращен до захода солнца: «Если дать деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста. Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захождения солнца возврати ее, ибо она есть единственный покров у него, она — одеяние тела его: в чем будет он спать? Итак, когда он возопиет ко мне, Я услышу, ибо Я милосерд». Кроме того, существовало правило освобождения от долга каждый седьмой год с момента исхода из Египта: «В седьмой год делай прощение. Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего, ибо провозглашено прощение ради Господа. С иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости». В заключение экскурса важно подчеркнуть необходимость противопоставления вульгарно-материалистической идеологии христианскому учению о том, что духовная скудость страшнее материальной бедности. Каноны христианской морали служат общепризнанными образцами человеческого поведения и являются критерием для оценки этики людей, занимающихся предпринимательством. [2] В основе же современной экономической жизни лежит закон стяжательства. Происходит подчинение человеческой сущности людей их животному началу. Инерционное движение мира в этом направлении ведет человечество к катастрофе. Ярким подтверждением служит разразившийся глобальный финансово – экономический кризис. Исследователи делают следующий основной вывод: «новая ситуация требует новой парадигмы поведения людей. Исходя из этого, необходимо думать и действовать масштабнее, принимать более обоснованные системные решения, ориентированные на человеческие аспекты сознания, а не идти на поводу животных инстинктов, хотя и обеспечивающих на данном историческом отрезке времени, как правило, более эффективный с позиций экономических показателей результат». [1] В экономической теории существуют различные точки зрения по поводу соотношения интересов индивида, общества и государства. «Неоклассическая» теория рассматривает общественный интерес как совокупность индивидуальных интересов. Рост благосостояния одних индивидов не должен приводить к снижению благосостояния других. Экономическая наука изучает «человека экономического» и «человека институционального». Это разграничение условно, так как строится не на разграничении людей, а разных мотивах и ориентирах человека. «Человек экономический» не может существовать вне системы общественных институтов. Выступая источником формирования и развития общественных институтов, он действует рационально, стремиться максимизировать функцию полезности и минимизировать издержки. Ряд ученых отмечают, что люди платят налоги в обмен на необходимые им блага, предоставляемые государством. Принимая решения, человек в политической сфере ведет себя так же, как и в бизнесе. Отношения человека и общества многогранны. Общество не просто сумма интересов входящих в него людей, оно является сложной системой, которая включает различные социальные факторы. [4] Исследователь феномена предпринимательства П.Ф. Друкер, автор таких основных работ, как «Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы», «Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении», характеризуя глобальный характер предпринимательства, в то же время отмечает, что для экономистов предпринимательство есть некое «метаэкономическое» явление, безусловно, воздействующее на экономику, не будучи, по сути ее частью. П.Ф. Друкер делает важный вывод о том, что «общество нельзя рассматривать лишь как среду, в которой действует предприятие. Каким бы “частным” ни было предприятие, его все равно невозможно отделить от общества, оно в любом выполняет ту или иную социальную функцию». Друкер формулирует ряд концептуальных положений: - Люди, которым предоставлены полномочия управлять постоянной концентрацией ресурсов, получают определенную власть над другими людьми, принимаемые ими решения оказывают огромное влияние на общество и жизнь отдельных его членов, экономику на многие годы вперед. - Менеджер должен взять на себя ответственность за общественную пользу, должен подчинить всю свою деятельность этическим нормам. - Мелкие предприятия (и их руководители) в своей массе оказывают не меньшее влияние на общественное мнение и политику. - Бизнес является тем элементом нашего общества, который обеспечивает создание и увеличение благосостояния этого общества, укрепляет идейные основы общества, способствует его стабильности, силе, процветанию. - Компания не является, и ни при каких обстоятельствах не может претендовать на роль дома, семьи, религии, жизни или судьбы для отдельной личности. - Ответственность менеджмента перед обществом заключается в том, чтобы сделать своим собственным интересом то, что изначально является общественным благом. - Менеджменту следует избегать принятия на себя ответственности за любую деятельность, которая не должна контролироваться ни профсоюзными лидерами, ни государством. - Учитывая современное положение в мире, любой бизнес должен вносить свой посильный вклад в оборонную мощь своей страны. П.Ф. Друкер в завершении пишет: «Важнейшая обязанность руководства, его ответственность перед самим собой, предприятием, будущими поколениями, перед обществом и нашим образом жизни — гарантировать, что это утверждение не окажется лишь звонкой фразой, а станет непреложным фактом нашей действительности». [5] Представляют интерес рассуждения д.э.н., профессора П. Игнатовского о силе экономической науки. Наука, по мнению Игнатовского, концентрат возвышенного человеческого разума и человеческих производительных сил. Она обогащает труд и все производство физико-технологическими и умственными свершениями. Источником общественного роста человека служат знания. Источник знаний - в науке, составляющей концентрат производительных сил человечества. Роль науки, включая экономические знания, в совершенствовании технологической вооруженности труда, освоении прогрессивных технологий, обеспечивающих повышение производительности труда. Недопустима подмена науки и труда информацией, о чем трактует концепция информационного общества. Общество было и остается материально – созидательным, производящим, а не толкующим, ограничивающимся информированностью. Вне созидательного труды в сферах материально – производственного процесса даже самая насыщенная информация, пополняя знания, все же материально не обогащает человека, все общество. [6] По мнению Л. Роббинса современная экономика – сравнительно молодая наука, которая «возникла на базе практических философских исследований в различных областях: от изучения торгового баланса до дискуссий о законности взимания процента. Лишь недавно экономическая наука стала достаточно единой». [7] Член – корреспондент РАН Г.Клейнер сформулировал следующие соображения по развитию современной экономической науки: - при формировании собственной категориально – понятийной базы экономика активно использует понятия, образы из других областей науки и практики, придавая им специфический оттенок и звучание (равновесие, давление, конкуренция и др.); - научный подход базируется на принципе единства мира и в частности, его экономической ипостаси, от мега- и макро- до микро - и наноуровней (экономика по отношению к миру выступает не всеохватывающей, а всепроникающей); - экономика отражает все разнообразие жизненных коллизий, и чем теснее ее «сцепление» с другими видами деятельности и познания человека через переплетение понятий, категорий, образов, тем более целостной и сильной становиться мировая наука в целом; - в последние десятилетия единство и целостность экономики как науки были в значительной мере нарушены, выделились следующие виды ее фрагментации: методологическая (расщепление основ экономической теории на неоклассическую, институциональную и эволюционную составляющие); предметно – уровневая (расслоение на мега -, макро -, мезо -, микро – и наноуровневый подходы); концептуально – эмпирическая (разделение на слабо связанные теоретические, феноменологические и чисто эмпирические направления); - экономика еще не прошла в своем развитии некоторую особую «цементирующую» стадию умозрительного познания законов природы и сущности мира исходя из его внутренней целостности (поиск глубоких аналогий между природой, обществом и духовным миром человека). Клейнер Г.Б. считает, что, судя по кризисному состоянию современной экономики, путь экономической науки от рассвета – становления ее как самостоятельной дисциплины – до расцвета – создания стройной и эффективной экономической методологии – еще далеко не пройден. [8] Для разработки новой парадигмы экономической теории и хозяйственной практики необходимы теоретически грамотные экономисты – исследователи и прогрессивно мыслящие предприниматели. Исторический опыт свидетельствует, что при всех недостатках и ошибках экономическая наука оказывает неоценимую услугу обществу. Сегодня, когда весь цивилизованный мир стоит на пороге бифуркации в национальных производствах, мировом хозяйстве и экономической организации общества экономическая наука, несомненно, принесет новые плоды, откроет новые горизонты развития. Литература 1. Воронов М.В. Некоторые проблемы образования в начале 21 века // Известия МАН ВШ №2 (44). – 2008. 2. Библия (синодальное издание) 3. Энциклопедия. Мифы народов мира. Т.2. М.- 1982. 4. Савченко П., Федорова М. Человеческая доминанта в современных условиях // Экономист №3. – 2009. 5. Druker P.Innovation and Entrepreneurship (Practice Principles) – L.: Pan Books, 1986. 6. Игнатовский П. Экономика и ее человечность // Экономист № 2. – 2009. 7. Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS. 1993. Т.1. Вып. 1. 8. Клейнер Г.Б. От рассвета к расцвету // Вопросы экономики №11. – 2009.
Дополнительно рекомендуемая литература: 1. Абалкин Л.И. Очерки по истории российской социально-экономической мысли. М.: РЭА им. Г.В.Плеханова, - 2008. 2. Билимович А.Д. Кооперация России до, во время и после большевиков. М.: Наука. – 2005. 3. Билимович А.Д. Экономический строй освобожденной России. М.: Наука – 2006. 4. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма: Избранные произведения / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. 5. Гринберг Р.С., Рубинштейн А.Я. Основания смешанной экономики. Экономическая социодинамика. М.: Институт экономики РАН, 2008. 6. Евстигнеева Л.П., Евстигнеев Р.Н. Экономический рост: либеральная алтернатива. М.: Наука, 2005. 7. Иванов В.Н. Управленческая парадигма ХХI века. // Муниципальный мир. №5. – 2000. – С.64-67. 8. Клейнер Г.Б. Системная парадигма и экономическая политика // Общественные науки и современность № 2-3. -2007. 9. Кричевский Н. Доклад «Постпикалевская Россия: новая экономическая реальность». http://www.krichtvsky.ru 10. Лал Д. Непреднамеренные последствия. Влияние обеспеченности факторами производства, культуры и политики на долгосрочные экономические результаты / Пер. с англ. М.: ИРИСЭН, 2007. 11. Пайн Б., Гилмор Дж. Экономика впечатлений. М.: Вильямс. 2005. 12. Попов Г.Х. Истоки русской беды (русский вариант выхода из феодализма в ХIХ веке – причина трех революций ХХ века). М.: Изд. Дом международного университета в Москве. – 2008. 13. Свет и цвет в экономике и обществе / Под ред. д.э.н. О.В. Иншакова. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2008 14. Симонов В. Экономические проблемы в Новом завета// Вопросы экономики. №8 -1993. 15. Фальцман В. Российское предпринимательство с позиций христианской морали // Вопросы экономики. №8 -2000. 16. Цалогов Г.Н. Модель для России. М.: Международные отношения, 2008. 17. Ясин Е., Снеговая М. Роль инноваций в развитии мировой экономики // Вопросы экономики №9 – 2009.
Контрольные вопросы 1. Базовые сущности, согласно современным научным представлениям, состояния мира. 2. Стяжательство как фундаментальное свойство живого организма. 3. Содержание накопления энергии в экономических системах. 4. Различия в эволюции биологических и социальных систем, в энергетическом аспекте. 5. Возможность человека выбирать траекторию деятельности в рамках объективных законов неживой природы. 6. Точки зрения в экономической теории по поводу соотношения индивида, общества и государства. 7. Возможность существования «человека экономического» вне системы общественных институтов. 8. Источник общественного роста человека. 9. Принцип базирования современного научного подхода. 10. Современный этап развития экономической методологии.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |