КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Концепции современного естествознания 2 страница
Правильно соблюдаемый, разнообразный веганский рацион питания является самой здоровой формой диеты и единственным действительно здоровым питанием для людей. Тем не менее, питание, из которого просто исключаются мясо, молоко, сыр, яйца и рыба, не становится автоматически здоровым питанием. Ведь неверно составленная, неразнообразная веганская диета с избытком рафинированных сахаров и слишком большим потреблением масел/жиров также не является здоровой! Исследования в области питания позволили четко установить, что большинство веганов обладает лучшим здоровьем, чем мясоеды и вегетарианцы. Хочется еще раз подчеркнуть, что вегетарианский рацион не несет в себе преимуществ для здоровья (и уж тем более этических преимуществ) и что сравнительно более высокие показатели здоровья вегетарианцев скорее объясняются их в целом более здоровым образом жизни. Ведь из научных источников четко следует, что молоко и молочные продукты представляют собой вреднейшие продукты питания (гормоны, канцерогенные животные протеины, содержание вредных веществ). В веганском питании особого внимания требует снабжение организма витамином В12, так как витамин В12 производится только микроорганизмами (бактериями). Поэтому он встречается, прежде всего, в быстро портящихся животных продуктах, таких как мясо, внутренности и молоко. Есть сведения о том, что растительные продукты питания при определенных условиях также могут содержать достаточно витамина В12. Но так как это очень ненадежный источник, мы не будем останавливаться на этом пункте. Возможность недостатка витамина В12 постоянно приводится так называемыми «экспертами» как аргумент против веганства. При этом от недостатка витамина В12 страдают скорее приверженцы смешанного питания. Чтобы веганское питание действительно было самым здоровым питанием, нужно соблюдать правила разнообразия в пище и следить за адекватным потреблением витамина В12. Веганская диета является самой здоровой только в случае, когда соблюдаются несколько простых правил. Исходя из моих наблюдений, эти правила соблюдаются, однако, слишком редко. Изучая научную литературу можно сформулировать следующие 7 золотых правил здорового веганского питания, соблюдать которые я поэтому настойчиво рекомендую: правило 1 правило 2 правило 3 правило 4 правило 5 правило 6 правило 7 С врачебной точки зрения, придерживаясь веганского рациона, следует для профилактики дополнительно потреблять продукты, обогащенные витамином В12 (соки, сухие завтраки, соевое молоко и т.д.), а также пищевые добавки. В качестве альтернативы можно регулярно проверять содержание витамина В12 в крови. Стоит только сравнить неудобство от соблюдения этого несложного правила с теми последствиями, которые приносит потребление мяса, молока, сыра, яиц и рыбы, как сразу становится понятно, насколько глупо было бы есть эти вредные для здоровья продукты только из-за содержания в них витамина В12. Это было бы не только несоразмерным, но просто глупым, стараться восполнить возможно несуществующий недостаток витамина В12, легко восполняемый за счет обогащенных им продуктов питания, с помощью животной пищи, которая сильнейшим образом вредит здоровью. Прочтите, пожалуйста, книгу «China Study» профессора доктора Кемпбелла. А лучше изучите эту книгу! Она наверняка станет важнейшей книгой в Вашей жизни. Речь идет о Вашем здоровье в будущем, о качестве Вашей жизни в будущем, но также и о здоровье и жизни Ваших детей, за которых Вы несете ответственность. Доктор Эсселстин в своей книге „Prevent and Reverse Heart Disease“ напоминает о том, что в возрасте всего лишь 12 лет у 70% всех американских детей из-за типичного западного питания мясом, молоком, молочными продуктами и рафинированными сахарами в артериях находят отложения жира, а это прямые предшественники сердечнососудистых заболеваний. Еще один подходящий пример можно взять из данных профессора Кемпбелла: «Обследование павших в войне американских солдат, которые в среднем были 22 летнего возраста, показало, что 77,3% исследованных сердец имели выраженные признаки сердечнососудистых заболеваний». И это в возрасте 22 лет! Слишком полные и негодные к военной службе были отсеяны заранее! Следите также и за жизнью и здоровьем ваших домашних животных, за которых вы тоже несете ответственность. Ведь веганское питание является самым здоровым не только для людей. Как правило более высокий возраст и лучшее физическое состояние собак-веганов легко объяснимо. Разница не в содержании питательных веществ, так как собаки и кошки получают питательные вещества как из правильно спланированного рациона с содержанием мяса, так и из правильно спланированного веганского питания. С точки зрения питания и физиологии речь идет не о том, откуда животное получает питание, а о том, чтобы в пище присутствовали все питательные вещества. Разница в обоих способах питания и одновременно огромная польза для здоровья от веганского питания заключается в том, что веганский корм по сравнению с кормом, содержащим мясо, содержит намного меньше вредных для здоровья веществ. Согласно исследованиям Швейцарского министерства здравоохранения и исследований французских специалистов по здоровью, примерно 92% всех токсинов попадают в пищу из продуктов животного происхождения! А в питание для животных включаются еще и отходы скотобоен, которые не подходят для человека. Решающую роль, тем не менее, играют исследования доктора Т. Колина Кемпбелла и других ученых, которые в экспериментах на животных выяснили, что принимаемый в пищу животный протеин является сильнейшим провокатором рака и у животных. Содержащиеся в мясе от природы гормоны, согласно данным многих научных исследований, также способствуют росту раковых опухолей. Даже био-мясо и био-молоко содержат эти провоцирующие рак вещества от природы! О том, насколько веганское питание правильно, особенно говорит и тот факт, что возрастной рекорд для собаки, зафиксированный в Книге рекордов Гиннесса, составил 27 лет, и эта собака получала строгое веганское питание. Подробнее о самой старой собаке тут: www.provegan.info/vegetarian-dog. Моя собственная собака была веганом и прожила 19 лет, причиной смерти стали побочные действия лекарств после операции на глазах. В течение многих лет я делаю один и тот же вывод: тот, кто против веганства, тот слишком мало о нем знает или зарабатывает на животных продуктах. Вот что говорит профессор Кемпбелл о переходе на веганскую диету: «Первый месяц может быть сложным, но потом станет намного легче. А для многих из вас это станет настоящим наслаждением. Я знаю, что в это сложно поверить, прежде чем сам переживешь, но ваши вкусовые ощущения изменятся, если вы будете есть только растительную пищу… В конечном счете вы сможете есть растительную пищу с большим удовольствием и удовлетворением, хотя переход на это питание может составить для вас как психологическую, так и практическую сложность. На это нужно время и немного старания. Возможно, ваши друзья и семья вас не поддержат. Но польза для здоровья будет для вас как чудо. И вы удивитесь, насколько это легко, когда у вас уже выработаются новые привычки в питании». Ссылки на источники и источники, рекомендуемые для дальнейшего изучения: · The China Study by T Colin Campbell, BenBella Books (ISBN-10: 9781932100662) · Prevent and Reverse Heart Disease by Caldwell B. Esselstyn, Avery, Penguin Group, New York, 2008 (ISBN-10: 1-58333-272-3) · „Milch besser nicht“ by Maria Rollinger, JOU-Verlag, ISBN 3-00-013125-6 · „Food Revolution, Ernährung – Der Weg zu einem gesunden Leben in einer gesunden Welt“ («Революция в еде, питании – путь к здоровой жизни в здоровом мире»), автор John Robbins (на немецком языке), издательство Hans-Nietsch-Verlag, ISBN3-034647-50-2 · Ärztekommission PCRM, The Physicians‘ Committee for Responsible Medicine, www.pcrm.org · „Vegane Ernährung“ автор Langley, 1995 опубликовано в EchoVerlag, Göttingen · Письмо ААД („American Dietetic Association“, Американская ассоциация диетологов) о преимуществах вегетарианского и веганского питания, 2009 год, в Интернете по адресу: www.ProVegan.info/ada · Фильм на DVD «Вилки против скальпелей». Очень хороший и информативный фильм о работах профессора Кемпбелла, доктора Эсселстина и других ученых. · Телерепортаж канала NDR (Norddeutscher Rundfunk, ARD, Германия) об опасности молока для здоровья: www.ProVegan.info/video-milch · стоящее прочтения сочинение о веганском питании на английском языке от автора Angel Flinn из Gentle-World: · „Earthlings“ – это впечатляющий документальный фильм о ситуации с животными, комментирует актер Joaquin Phoenix:
Авторский коллектив под руководством доктора социологических наук, профессора СИ. Самыгина: М.И. Басаков — раздел IV; кандидат филос. наук В.О. Голубинцев — разделы I, П, кроме II. 4.3. доктор филос. наук AJ". Зарубин — Введение, раздел III. 6.8; доктор филос. наук B.C. Любченко — раздел И. 4.3. доктор филос. наук Л А. Минасян — раздел III, кроме III. 6.2, Ш. 6.8; доктор социол. наук СИ. Самыгин, — раздел VI; H.Ю. Турчина — раздел V. Концепции современного естествознания: Под ред. профессора С.И. Самыгина. Серия «Учебники и учебные пособия» — 4-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: «Феникс», 2003. — 448 с. Учебное пособие написано в соответствии с Государственным стандартом РФ по дисциплине «Концепции современного естествознания», входящей в цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин, и предназначено для студентов гуманитарных и экономических специальностей высших учебных заведений всех форм обучения. ISBN 5-222-03034-2 ББК 22.3Я72 © Коллектив авторов, 2003 © Оформление: издательство «Феникс», 2003 I ВВЕДЕНИЕ__________________ Естествознание, будучи сложнейшей совокупностью наук о природе, выработало в процессе своей длительной эволюции такие способы, методы и приемы познания, которые, несомненно, могут служить и служат эталонными нормами не только для всякой науки, но и приобретают общекультурное значение. Ныне рациональная естественнонаучная методология познания проникает в социальную и гуманитарную сферы, оказывает заметное воздействие на психологию, философию, искусство. Поэтому концептуальный подход к достижениям современного естествознания предполагает не просто краткую экскурсию по основным его разделам, но и осознание мировоззренческого и методологического значения тех или иных естественнонаучных принципов и теорий в контексте современной культуры. Соответственно, курс «Концепций современного естествознания» представляет собой не просто совокупность избранных глав традиционных разделов физики, химии, биологии, географии, экологии, но является результатом междисциплинарного синтеза комплексного культурологического, философского и эволюцион-но-синергетического подходов к современному естествознанию. Авторы данного учебного пособия ставили перед собой задачу как познакомить студентов с историей естествознания и его основными современными концепциями, так и показать роль тех культурно-исторических условий, в рамках которых они формируются. Почти на всем протяжении XX века наблюдается противостояние двух сфер познания — естественнонаучной и социогуманитарной. Очень четко эту ситуацию зафиксировал известный английский писатель и ученый Чарлз Сноу, выступивший в 1959 году в Кембриджском университете с программной лекцией «Две культуры и научная револю- ция». Он показал, что между традиционной гуманитарной культурой европейского Запада и «научной культурой», выросшей на основе развития естествознания и техники, возникает и углубляется существенный разрыв, если не сказать, пропасть. Ч. Сноу размышляет о двух полюсах культуры. На одном из них — культура, созданная наукой, естествознанием. Прежде всего — это современная научная модель физического мира, которая по сложности, емкости, интеллектуальной глубине является удивительным творением коллективных усилий человеческого разума. Но представители другого полюса — социогуманитарной культуры — не имеют, как правило, ни малейшего представления об этом творении. В гуманитарном сообществе не приемлют упрощений, идеализаций, забывая, что построение идеальных моделей — одно из условий плодотворного теоретического мышления. В свою очередь, многие социогуманитар-ные ценности остаются неизвестными для большинства естествоиспытателей. Физики часто проявляют односторонность в оценках возможностей обществоведов и гуманитариев строить научные предсказания, не учитывая, что исследователи социальных явлений имеют дело с открытыми системами, где логика предсказаний иная, чем тогда, когда имеют дело с идеализированными моделями замкнутых систем. Такая поляризация культуры, несомненно, наносит ущерб всему — науке, искусству, обществу, человечеству. Однако к концу XX столетия появились серьезные предпосылки для преодоления подобного противостояния. Само по себе сопоставление различных научных дисциплин — это всегда обмен опытом и перенос его из одной области познания в другую, это одна из возможных точек роста научного знания. Именно поэтому методологическое сопоставление гуманитарных и естественных наук часто приносит новое, дает замечательные научные результаты. Можно вспомнить о том, что статистические методы, которые имеют такое важное значение в современной физике, зародились в трудах социологов-экономистов У. Петти и Дж. Граунта. Междисциплинарный подход становится все более значимым для нынешнего развития социального знания. Идет процесс формирования единой науки о человеке, обществе, государстве, природе и жизни. При этом и социальное, и естественнонаучное понимание имеет единые исходные цели (достичь истинного знания). С другой стороны, сейчас науковеды насчитывают около двух тысяч научных дисциплин, и формирование все новых отраслей науки продолжается (бионика, семиотика, прогностика, квалиметрия и т. д.). Оказывается, что естественная дифференциация (дробление) науки необходимо дополняется противодействующей тенденцией — ее интеграцией, стремлением к единству научного знания, к активному взаимодействию различных наук. Объективную основу интеграции знания составляет единство материального мира, принципиальная общность основных свойств материи и законов ее развития на всех структурных уровнях организации и во всех формах движения. Интегративные тенденции в науке начинают проявляться уже во второй половине XIX века. Но с особой силой они обнаруживаются в наше время, когда могучим стимулятором, своеобразным ускорителем процессов интеграции в познании становится научно-технический прогресс. Он позволил гораздо сильнее, чем раньше, ощутить всю глубину и разносторонность связей человека и окружающей среды, общества и природы. Среди выделяющихся в последние десятилетия новых отраслей знания значительное число уже по своей природе носит синтетический, интегративный характер (астрофизика, математическая лингвистика, инженерная психология, космическая медицина, техническая эстетика и др.). Другой чертой интеграции в современной науке является изменение самого характера синтеза научного знания. Можно обозначить такие варианты синтеза знания в науке, как интеграция в рамках одной научной дисциплины; синтез в пределах дисциплин, не входящих в один и тот же комплекс наук (например, естествознание, обществоведение или технические науки); наконец, синтез, выходящий за рамки любого такого комплекса, объединяющий знания нескольких или даже многих областей. Именно последний вариант намечает и представляет собой путь не только к единой науке, но и путь к другой культуре. Интереснейшим примером такого синтеза становится в последние годы синергетика. Возникнув как физическая теория (в термодинамике), она сейчас дает возможность по-новому взглянуть на классические, традиционные проблемы познания истории и законов жизни общества. Будучи изучением законов коэволюции (совместного развития) сложных систем, она в самой своей сути содержит необходимость выработать понимание взаимодействия и создать условия для сосуществования самых различных форм знания. Этот новый взгляд на мир открывает нам колоссальную избирательность сложных форм (будь то молекула, живое существо, общество и т. д.). Сложное, как оказывается, существует в очень узком диапазоне условий. Причем в закрытых системах хаос побеждает, но мир — это система открытая. Синергетика может успешно служить для моделирования многих процессов социальной жизни — демографических, геополитических, социально-экономических и др. Данная научная теория позволяет и даже заставляет по-новому оценивать необходимость и действующие тенденции к интеграции естественнонаучного и социогуманитарного познания. Авторы надеются, что знакомство с историей науки и важнейшими концепциями современного естествознания помогут читателю объективно сориентироваться в многообразии предлагающихся ныне обществом ценностей мировоззренческого, социально-политического, нравственно-экологического, эстетического характера. Раздел I НАУЧНЫЙ МЕТОД
Понятия метода и методологии. Классификация методов научного познания Понятие «метод» (от греч. «методос» — путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике. Учение о методе начало развиваться еще в науке Нового времени. Ее представители считали правильный метод ориентиром в движении к надежному, истинному знанию. Так, видный философ XVII века Ф. Бэкон сравнивал метод познания с фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте. Существует целая область знания, которая специально занимается изучением методов и которую принято именовать методологией. Методология дословно означает «учение о методах» (ибо происходит этот термин от двух греческих слов: «методос» — метод и «логос» — учение). Изучая закономерности человеческой познавательной деятельности, методология вырабатывает на этой основе методы ее осуществления. Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания. Методы научного познания принято подразделять по степени их общности, т. е. по широте применимости в процессе научного исследования. Всеобщих методов в истории познания известно два: диалектический и метафизический. Это общефилософские методы. Метафизический метод с середины XIX века начал все больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим методом. Вторую группу методов познания составляют общенаучные методы, которые используются в самых различных областях науки, т. е. имеют весьма широкий междисциплинарный спектр применения. Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания. Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие — только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование) — как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях. Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, постановки экспериментов. Здесь производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т. п. Кроме того, уже на втором уровне научного познания — как следствие обобщения научных фактов — возможно формулирование некоторых эмпирических закономерностей. Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям. Теоретический уровень — более высокая ступень в научном познании. Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы. Выделяя в научном исследовании указанные два различных уровня, не следует, однако, их отрывать друг от друга и противопоставлять. Ведь эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпи- рический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического осмысления научных фактов, статистических данных, получаемых на эмпирическом уровне. К тому же теоретическое мышление неизбежно опирается на чувственно-наглядные образы (в том числе схемы, графики и т. п.), с которыми имеет дело эмпирический уровень исследования. В свою очередь, эмпирический уровень научного познания не может существовать без достижений теоретического уровня. Эмпирическое исследование обычно опирается на определенную теоретическую конструкцию, которая определяет направление этого исследования, обусловливает и обосновывает применяемые при этом методы. К третьей группе методов научного познания относятся методы, используемые только в рамках исследований какой-то конкретной науки или какого-то конкретного явления. Такие методы именуются частнонаучными. Каждая частная наука (биология, химия, геология и т. д.) имеет свои специфические методы исследования. При этом частнонаучные методы, как правило, содержат в различных сочетаниях те или иные общенаучные методы познания. В частнонаучных методах могут присутствовать наблюдения, измерения, индуктивные или дедуктивные умозаключения и т. д. Характер их сочетания и использования находится в зависимости от условий исследования, природы изучаемых объектов. Таким образом, частнонаучные методы не оторваны от общенаучных. Они тесно связаны с ними, включают в себя специфическое применение общенаучных познавательных приемов для изучения конкретной области объективного мира. Частнонаучные методы связаны и со всеобщим диалектическим методом, который как бы преломляется через них. Например, всеобщий диалектический принцип развития проявился в биологии в виде открытого Ч. Дарвином естественно-исторического закона эволюции животных и растительных видов. К сказанному остается добавить, что любой метод сам по себе еще не предопределяет успеха в познании тех или иных сторон материальной действительности. Важно еще умение правильно применять научный метод в процессе познания.
Общенаучные методы эмпирического познания 1.1. Научное наблюдение Наблюдение есть чувственное (преимущественно — визуальное) отражение предметов и явлений внешнего мира. Это — исходный метод эмпирического познания, позволяющий получить некоторую первичную информацию об объектах окружающей действительности. Научное наблюдение (в отличие от обыденных, повседневных наблюдений) характеризуется рядом особенностей: - целенаправленностью (наблюдение должно вестись для - планомерностью (наблюдение должно проводиться стро - активностью (исследователь должен активно искать, Почти каждая наука проходит указанную первоначальную, «описательную» стадию развития. При этом, основные требования, которые предъявляются к научному описанию, направлены на то, чтобы оно было возможно более полным, точным и объективным. Описание должно давать достоверную и адекватную картину самого объекта, точно отображать изучаемые явления. Важно, чтобы понятия, используемые для описания, всегда имели четкий и однознач- ный смысл. При развитии науки, изменении ее основ преобразуются средства описания, часто создается новая система понятий. По способу проведения наблюдения могут быть непосредственными и опосредованными. При непосредственных наблюдениях те или иные свойства, стороны объекта отражаются, воспринимаются органами чувств человека. Такого рода наблюдения дали немало полезного в истории науки. Известно, например, что наблюдения положения планет и звезд на небе, проводившиеся в течение более двадцати лет Тихо Браге с непревзойденной для невооруженного глаза точностью, явились эмпирической основой для открытия Кеплером его знаменитых законов. В настоящее время непосредственное визуальное наблюдение широко используется в космических исследованиях как важный (а иногда и незаменимый) метод научного познания. Визуальные наблюдения с борта пилотируемой орбитальной станции — наиболее простой и весьма эффективный метод исследования из космоса параметров атмосферы, поверхности суши и океана. Хотя непосредственное наблюдение продолжает играть немаловажную роль в современной науке, однако чаще всего научное наблюдение бывает опосредованным, т. е. проводится с использованием тех или иных технических средств. Появление и развитие таких средств во многом определило то громадное расширение возможностей метода наблюдений, которое произошло за последние четыре столетия. Если, например, до начала XVII века астрономы наблюдали за небесными телами невооруженным глазом, то изобретение Галилеем в 1608 году оптического телескопа подняло астрономические наблюдения на новую, гораздо более высокую ступень. А создание в наши дни рентгеновских телескопов и вывод их в космическое пространство на борту орбитальной станции (рентгеновские телескопы могут работать только за пределами земной атмосферы) позволили проводить наблюдения за такими объектами Вселенной (пульсары, квазары), которые никаким другим путем изучать было бы невозможно. Подобно развитию технических средств дальних наблюдений, создание в XVII веке оптического микроскопа, а много позднее, уже в XX веке, и электронного микроскопа позволило исследователям наблюдать удивительный мир микрообъектов, микроявлений. Развитие современного естествознания связано с повышением роли так называемых косвенных наблюдений. Так, объекты и явления, изучаемые ядерной физикой, не могут прямо наблюдаться ни с помощью органов чувств человека, ни с помощью самых совершенных приборов. То, что ученые наблюдают в процессе эмпирических исследований в атомной физике, — это не сами микрообъекты, а только результаты их воздействия на определенные технические средства исследования. Например, при изучении свойств заряженных частиц с помощью камеры Вильсона эти частицы воспринимаются исследователем косвенно — по таким видимым их проявлениям, как образование треков, состоящих из множества капелек жидкости. Любые научные наблюдения, хотя они опираются в первую очередь на работу органов чувств, требуют в то же время участия и теоретического мышления. Исследователь, опираясь на свои знания, опыт, должен осознать чувственные восприятия и выразить их (описать) либо в понятиях обычного языка, либо — более строго и сокращенно — в определенных научных терминах, в каких-то графиках, таблицах, рисунках и т. п. Наблюдения могут нередко играть важную эвристическую роль в научном познании. В процессе наблюдений могут быть открыты совершенно новые явления, позволяющие обосновать ту или иную научную гипотезу. Приведем лишь один пример из области истории космических исследований. Участники длительных экспедиций в космос на орбитальной станции «Салют-6» вели наблюдения Мирового океана, ибо над ним и даже в его глубинах формируется погода планеты. В результате этих наблюдений были обнаружены так называемые синоптические вихри. Последние представляют собой специфические образования в океане, размеры и цвет которых бывают различными. Некоторые из них имеют зеленоватую окраску, что характеризует подъем глубинных вод к поверхности, другие отличаются голубой окраской — здесь вода с поверхности уходит в глубину. Эти наблюдения позволили подтвердить гипотезу академика Г.И. Марчука, согласно которой в Мировом океане есть энергоактивные зоны, являющиеся своеобразными «генераторами погоды». Именно над такими аномалиями и начинается формирование циклонов. Для получения каких-то выводов об исследуемом явлении, для обнаружения чего-то существенного в нем зачастую требуется проведение весьма большого количества наблюдений. Например, для получения даже краткосрочного прогноза погоды необходимо проводить огромное число наблюдений за различными метеорологическими параметрами атмосферы. Такие наблюдения в современном мире осуществляют свыше 10 тысяч метеорологических станций, получающих необходимые данные в районе земной поверхности, и около 800 станций радиозондирования, собирающих данные во всей толще атмосферы. К этому надо добавить метеорологическую информацию, которая является результатом наблюдений, проводимых с оснащенных специальной аппаратурой морских судов и самолетов, беспилотных метеорологических спутников Земли и пилотируемых орбитальных станций. Весь этот обширный комплекс технических средств обеспечивает глобальные наблюдения за состоянием атмосферы, поверхности суши и океана с целью изучения тех физических процессов, которые определяют аномалии погоды на нашей планете. Из всего вышесказанного следует, что наблюдение является весьма важным методом эмпирического познания, обеспечивающим сбор обширной информации об окружающем мире. Как показывает история науки, при правильном использовании этого метода он оказывается весьма плодотворным.
Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |