КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лингвистический / функциональный /социальный аспект
Язык – это средство общения, а звуки -0 та форма, при помощи которой это общение осуществляется. Звуки языка надо рассматривать не только как некое акустическое и физиологическое явление, но вместе с тем и как лингвистический факт. В этом плане рассматривается звуковое учение о фонеме. Лингвистический аспект возник в 70-е гг. XIX в. Термин «фонема» был введён для обозначения звука, который очень значим в механизме языка (в процессе коммуникации). Язык - это абстрактно существующая система возможностей, которые даёт язык. В этой связи противопоставляются звук и фонема.
Вопрос 6 Учение о фонеме. Звук, фонема, буква.
1) Существуют 4 периода изучения фонемы. 1 период. 70е годы 19 в (Л. Аве, Ф.д. Соссюр) С целью отличия фонемы от звука как более общего и абстрактного понятия от реально произносимого. Одновременно с французскими лингвистами. Противопоставление общественной физиологии звуков речи и их морфологического употребления было осущ., Б.д. Куртунэ в 1870-1871 г в работах по древнепольскому языку и общему языкознанию. В р.я. термин впервые употребил Крушевский в 1881-1894г. 2-В 1879-1916 г. Куртунэ, Крушевский и Щерба впервые формулируют главные категориальные отличия фонемы от звука. 3-Соссюр, Трубецкой, Сеппир и Блумфильд. На 1й план выходит различительный характер фонемы 4-учения МФШ и ЛФШ.
2)Фонема по Бодуэну дэ Куртунэ во 1х сложная единица, во 2х – состоит из элементарных свойств. Данная совокупность элементарных единиц функционирует в языке как неделимое целое. Фонема выступает как член корреляции. Фонема это отвлеченность – результат языкового обобщения реальных звучаний. Эти реальные проявления имеют антропофоническую природу. Ф. у Бодуэна выступает как конструктивное понятие, как нечто постоянное (инвариант) плоскости множества вариантов произносимых и слышимых. 3)Трубецкой отбрасывает такое понимание фонемы. В своей работе «Основы фонологии» 1932 г. Он писал что фонема это функция звука. Это функция смысловая, а не артикуляционная и не психическая. Ф. – смыслоразличительная функция коммуникативной сущности языка. Ф. – это совокупность фонологических сущ-х признаков свойственных данному звуковому образованию. Трубецкой понимал ф.. как наименьшую единицу речевого потока, функционирующую не как артикуляционно-акустическое образование, но как структурно, дистинктивную экспликацию (выявление) строго определенного рода звуковых вариаций для которых она является нейтрально образованным и активно порождающим принципом. 4)Реформатский: Фонема – минимальная единица звукового строя языка служащая для складывания и различения значимых единиц языка, морфем слов, предложений. Фонема не является простейшим элементом т.к. состоит из признаков сущ-х одновременно. Ф. – не физический звук. Не представление о звуке, не его психический эквивалент. В современной фонологии представлен целый спектр различных мнений о фонеме, которые могут быть взаимоисключающими. Ф., понимается как реальность и как единица метаязыка. Она рассматривается как психологическая реальность в концепции Бодуэна и как физическая реальность в трудах Блумфильда и Щербы. С точки зрения современной структурной теории языка, каждому уровню языков соответствует особая функция. Основные задачи фонетика и фонологии: 1 решение проблемы выделения фонетики и фонологических единиц 2 определение функций звуков, как единиц фонетики и фонем как единиц фонологии. 3 выявление механизма их взаимоотношений (ед., фонетики – звук, аллофон, ед., фонологии – фонема) 5)Белошапкова: Ф., - кратчайшая звуковая единца языка, обладает способностью различать звуковые оболочки разных слов и морфем. 6)Шанский: Ф., - ед-ца звуковой системы языка, которая может самостоятельно различать словоформы данного языка противопостав., другой фонеме в тождественного фонологической позиции. Фонема и звук: Ф. – сущность, звук – явление. Ф. – единица языка, звук – единица речи. Ф. – абстрактна, звук – конкретен. Ф. – инвариант, звук – вариант. Ф. – дискретна, звук – не дискретен и Ф. – конечна, звук не конечен. Звук – в акустич., аспекте – колебательное движение воздушной среды, которое является результатом колебательного движения упругого тела (связок) и в тоже время, наше слуховой ощущение вызываемое колебанием окр., среды.
Вопрос 7 Фонологические школы МФШ – Реформатский, Кузнецов. Аванесов, Сидоров, Панов ЛФШ – Щерба, Крушевский, Матусевич, Бондарко, Вербицкая Обе школы понимают фонему как кротчайшую смыслоразличительную ед-цу языка, служащую для различения материальных звуковых оболочек слов и морфем. В современной науке о русском языке высказываются различные точки зрения по вопросу о сущности фонемы и ее признаках. Несовпадение взглядов наблюдается прежде всего в оценках фонемы, выдвигаемых представителями ленинградской и московской фонологических школ. Ленинградское представление о фонеме исходит из того, что в языке звуковая его сторона обладает известной автономностью. Фонема относится целиком к звуковой стороне. Л.,фонологическая школа опирается на идеи Куртунэ – считает фонему единицей самостоятельной. С точки зрения представителей ленинградской школы, фонема — это звуковой тип, который существует самостоятельно, независимо от звуковых оболочек слов и морфем. Этот звуковой тип объединяет отдельные звуки по их физиолого-акустической близости и сам по себе способен различать значения слов и морфем. Функции фонем отрываются от образования морфем, в результате чего фонология и морфология изолируются друг от друга в функциональном плане. Щерба первым предположил, что фонема является представлением, которое может дифференцировать слова и их формы. Различительная функция – важнейший признак фонемы. Когда фонема совпала с морфемой (один смысл) её можно выделить в других словах, где она имеет другой смысл. Вода |vada| - фонематическая транскрипция [v۸da] – фонетическая транскрипция. Фонема минимальная, не членимая единица, потенциально наделённая смыслом. Произнести фонему нельзя. Мы произносим аллофон фонемы. (3е – правило остаточной неделимости) Для представителей московской фонологической школы (Р.И. Аванесов, А.А. Реформатский, В.Н. Сидоров, П.С. Кузнецов и др.) звуки речи являются особого рода знаками, "при помощи которых различаются слова языка, точнее звуковая оболочка слов... Таким образом, фонема является минимальной звуковой единицей, которая может различать звуковую оболочку разных слов". По мнению сторонников московской фонологической школы, "фонемы в языке не существуют изолированно, но всегда употребляются в ряду других фонем. В зависимости от различных фонетических условий... фонемы изменяются в своем качестве, образуя закономерные ряды своих разновидностей. Благодаря этому образуется характерная для каждого языка звуковая система". Важно подчеркнуть, что в противоположность взглядам ученых ленинградской школы, считающих, что фонема изолирована от других уровней языка, представители московской школы рассматривают фонему как связующее звено между звуковым строем языка и его морфологической системой, приравнивая функцию фонемы к функции звукового сигнала, различающего звуковые оболочки слов и образующих их морфем. Теория московской школы базируется на знаковой сущности минимальных звуковых единиц и линейных сочетаний звуков, образующих звуковые оболочки слов и морфем. Кроме того, московская фонологическая школа в своей трактовке фонемы позволяет увидеть фонемную систему русского языка в ее взаимодействии и единстве с морфологической и словообразовательной системами. Это последнее обстоятельство существенно облегчает понимание закономерностей, складывающихся в отношениях между фонологической системой и морфологией русского языка. При этом нельзя не учитывать и того, что раскрытие отношений между морфемой и сигнальной функцией образующих ее фонем может послужить надежным основанием для усвоения русской орфографии.
Московские фонологи не считают фонему самостоятельной единицей, они считают её частью морфемы. Фонема должна быть в сильной позиции. Для определения фонемного состава слова. Для гласных – ударение, для согласных – позиция не конца слова или перед гласным. Им нужно узнать о безударной гласной, аллофоном какой позиции он является (поставить ударение) Ленинград: 6 гласных фонем, Москва: 5 гласных т.к. звук Ы не самостоятельная фонема, а с оттенком И. Москва – 34 согласных фонемы, Ленинград – 36. -Является ли Щ самостоятельной фонемой, или это [šč] или [š:] - является ли мягкое долгое [ж':] фонемой. Ленинградские фонологи признают Щ, но не применяют Ж мягкое долгое -k', g', x' – московские фонологи самостоятельными не признают. Фонема не зависит от впередистоящих звуков, а мягкие заднеязычные с гласными переднего ряда. Ленинградские фонологи считают, что нет разницы между заимствованиями или нет, если это современный русский язык ("Гюйс" – г', стоит перед гласным заднего ряда, а берегя, ткёт – русские) Московские фонологи считают только исконно русские.
Вопрос 8 Система согласных фонем СРЛЯ Согласные несут наиболее важную информацию о лексическом значении слова (по согл. п-ч-т мы легко можем угадать слово почта, по глас., о-а мы сделать этого не можем) Характеристику согл., сост., 5 основных признака: 1) место образования 2) способ образования 3) уровень шума, шумные или сонорные 4) участие или неучастие голоса, звонкие или глухие 5) твердость или мягкость согласного. Классификация согласных звуков: 1. По доле возникновения шума, тона: Согласные делятся на шумные и сонорные. Сонорные: р,л,м,н,й тоновые составляющие преобладают на шумовыми. Шумные обр., при большем чем у сонорных напряжении мышц в том месте, где образуется преграда. 2. По месту образования преграды все согласные делятся на губные, язычные и переднеязычные. Губные согласные: 1. губно-губные м,н,п,б 2. губно-зубные в,ф 3. язычные согласные переднеязычные – с,т,д/среднеязычные й, средненебные г’,х’/ заднеязычные – г,к,х. Переднеязычные имеют классификации в зависимости от того с каким органом взаимодействует язык – 1. зубные (з,с) 2. альвеолярные согл 3. небные согл (ш,ж) 3. По способу образования: Все согласные делятся в зависимости от того, как преодолевают преграды в ротовой полости. Смычные – состоят из смычки и последующего ее преодоления. В зависимости от преодоления смычки, смычные делятся на взрывные, аффрикаты, носовые и дрожащие. Если преграда преодолеваемая в ротовой полости образует взрыв, то такие согласные – взрывные(состоят из смычки и взрыва). Смычно-взрывные б,п,к,г,д,т. Смычно щелевые (аффрикаты) – в начале ротовой полости возникает плотная смычка, но эта смычка резко не размыкается а переходит в щель (создающая турбулентный шум) – тс,ч, дж Фрикативные (щелевые) согл – при их образовании нет плотной смычки а заранее подготавливается нашими органами щель в которую приникает воздушная струя, возникает турбулентный шум. Носовые – согласные характеризуются наличием смычки, но воздух при этом свободно проходит через носовую полость (м.н) Дрожащие – образуются в результате колебаний (вибраций) кончика языка в проходящей струе воздуха, т.е. в результате смыкания и размыкания кончика языка с альвеолами (р) Сонорные согл могут быть смычно проходными м,н звук р – смычно дрожащий. Звук л – смычно боковой. Воздушная струя обтекает преграду по бокам. Смягчение – палатализация, процесс смягчения при палатализации согл., средняя часть языка приподнимается к тв. небу, отсюда меняется форма ротового резонатора, это приводит к повышению на пол тона звука. Веляризация (отвердение) – задняя часть спинки языка поднимается к небной занавеске и твердые согласные имеют более низкий тембр. К дополнительной артикуляции так же относят – нозализацию, фаринголизацию(напряжение стенок глотки), ларинголизацию(сужение в области гортани) 4. По работе голосовых связок согласные делятся на звонкие и глухие: - при произнесении Зв. согл – голосовые связки вибрируют(з) - при произнесении глухих согласных голосовые связки не вибрируют (с) - всегда звонкий и всегда мягкий согл й - всегда глухой и мягкий ч По звонкости и глухости согласные образуют пары (б-п, в-ф. д-т…)
Вопрос 9 Система гласных фонем СРЛЯ
Система гласных фонем включает 6 фонем а,о,у,ы,э,и – противопоставляющихся по трем дифференциальным признакам – ряда, подъема и лабиализации. Ряд гласных обусловлен движением языка по горизонтали, а также сочетаемостными свойствами гласных. Гласные переднего ряда /э, и/ в тождественных фонетических условиях (например, в изолированном положении) произносятся при более продвинутом вперед языке, чем гласные непереднего (в сущности, заднего) ряда /а, о, у, ы/. Акустическим коррелятом этого различия является частотное положение 2-й форманты (FII). Для гласных переднего ряда средняя частота FII имеет наибольшее значение. Они отличаются и особыми сочетаемостными свойствами: не могут стоять после парных твердых согласных (т.е. согласных типа /д, в, с/, входящих в пары /д-д', в-в', с-с' и т.д.) в аффиксах склонения и спряжения. В этом случае парные твердые чередуются с мягкими: /вада/ — /вад'э/, /каса/ — /кас'ит'/. Чередования фонем обозначаются значком //: /д//д', с//с'/. В современной фонетике преобладает трактовка /а, о, у/ как гласных заднего ряда; от Л.В. Щербы идет традиция считать /ы/ гласным смешанного ряда. Наша интерпретация ряда гласных принимает во внимание и их сочетаемостные свойства и этим несколько отличается от «эталонной»'артикуляционной интерпретации. Подъем гласных обусловлен вертикальным движением языка. Различаются гласные верхнего подъема /и, ы, у/, среднего подъема /э, о/ и нижнего подъема /а/. Гласные верхнего подъема произносятся при наиболее высоком поднятии языка к нёбу (поэтому их иначе называют закрытыми), гласный нижнего подъема — при минимальном поднятии (гласный /а/ — открытый), гласные среднего подъема — при среднем поднятии. Акустическим коррелятом различия гласных по подъему является частотное положение 1-й форманты (FI). Чем выше FI, тем больше открытость гласного, и наоборот. Л а б и а л и з а ц и я (от лат. labia — губы), т.е. огубление, заключается в вытягивании и округлении губ. Лабиализованными гласными являются /о, у/, нелабиализованными — /а, э, и, ы/. Акустическим коррелятом лабиализации является более низкое частотное положение формант.
Вопрос 10 Артикуляционно-акустическая характеристика гласных С точки зрения артикуляции основные аллофоны гласных а, о, у, е, и, ы различаются по ряду признаков: 1) По степени подъёма языка по отношению к твердому нёбу – подъему гласного. Выше всего поднимается язык при произнесении и, ы, у – гласные высокого подъёма (закрытые). Самое низкое положение языка при артикуляции гласного а – гласный низкого подъёма (открытый). Промежуточное положение характеризует язык при произнесении гласных е и о, которые являются гласными среднего подъёма. 2) По степени продвинутости языка вперёд или назад, т. е. по ряду гласного. При артикуляции и и э язык собирается в комок, расположенный в передней части полости рта – гласные переднего ряда, о и у – заднего ряда (комок в задней части), ы и а – среднего (смешанного) ряда. 3) По участию губ в артикуляции гласного. При образовании гласных о и у губы округляются и выпячиваются вперед – лабиализация. Между артикуляционными характеристиками гласных и частотным положением формант в их спектре имеется связь: чем более закрытый гласный, тем ниже частота FI, чем более задний гласный – тем ниже частота FII. Огубленность понижает частоты FI и FII. Рассмотрение спектров гласных показывает, что наша артикуляционная характеристика хорошо согласуется с акустической.
Вопрос 11 Артикуляционно-акустические характеристики согласных С артикуляционной точки зрения согласные описываются следующим образом: 1) Орган, при помощи которого образуется звук. Акустически это соответствует месторасположению турбулентного или импульсного источник шума в речевом такте. Классификация: губные, переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные. Таким образом, в качестве действующего органа могут выступать губы, передняя, средняя или задняя часть языка. Классификация согласных с точки зрения месторасположения шумового источника по отношению к системе резонаторов: все губные согласные – источник находится в передней части, а резонатор позади; переднеязычные – небольшой передний резонатор и большой резонатор, находящийся за источником шума; заднеязычные – источник шума расположен за резонатором. Это влияет на акустические свойства согласных: губные – слабый шум и меньше его длительность, заднеязычные – сильный и низкочастотный шум. Переднеязычные занимают промежуточное положение. 2) Способ образования: а) смыкание, б) сближение, в) дрожание. Импульсный шум возникает при смычке, турбулентный – при щелевой преграде. Выделяются взрывные и щелевые согласные. Аффриката – смычка преобразуется в щель, дрожащие – дрожание передней части языка. Место и способ образования – конститутивные признаки. 3) Участие голосового источника – звонкие и глухие согласные. Многие согласные составляют пары, пары не образуют сонорные и шипящие согласные. Акустически участие голосового источника приводит не только к появлению в спектре регулярных усилений в области низких частот, но и к ослаблению высокочастотных шумовых составляющих в спектре. 4) Твёрдость-мягкость. Мягкие согласные отличаются обязательным подъёмом средней части спинки языка к твёрдому небу. С акустической стороны такая артикуляция приводит к: 1) усилению высокочастотных составляющих, 2) образованию дополнительного источника турбулентного шума при артикуляции взрывных, 3) изменению места образования шума. Твёрдость-мягкость и звонкость-глухость – коррелятивные признаки. 5) Участие и неучастие полости носа. Согласные делятся на носовые (нёбная занавеска опущена и воздушная струя проходит в носовую полость) и ротовые (нёбная занавеска закрывает путь в носовую полость). Носовые: м, м’, н, н’. С акустической стороны: эти согласные, являясь смычными, не имеют импульсного шума, так как струя проходит через носовую полость. 6) Шумность-сонорность – относительные признаки. Интенсивность шума у шумных значительно выше, чем у сонорных, так как сила струи воздуха, выходящей из ротовой полости во время речи, при произнесении шумных согласных гораздо больше, чем при произнесении сонорных. Вопрос 12.Модификации и чередования согласных фонем в потоке речи. Исторические чередования согласных. Все оттенки фонем делятся на индивид.и обязателные. Индивидуальные обусловлены особенностями реч.аппарата каждого человека. Обязательные свойственны всем, говорящем на данном языке. 1гр. – комбинаторные оттенки. Это те, кот.появляются под влиянием соседних звуков. Бывают 2х видов: 1 вид – АККОМОДАЦИЯ – это адоптация звуков разных категорий внутри сочетаний согл.-гласн. Прогрессивн.ак.(влияние согл.на гласн.):
Регрессивная ак.(гласн.на согл.)
Аккомодация только в ударн.слоге. 2 вид – АССИМИЛЯЦИЯ – это взаимное приспособление звуков одной категории. Как правило регрессивная.
С точки зр. ЛФШ – это не ассимиляция, а чередрвание, хотя возникшее и в её результате. Однако это фонетич.чередование, кот. в отличие от исторических обусловлено живыми законами рус.яз. и не отражается на письме (как правило). Исторические же чередования обусловлены мёртвыми законами рус.яз.(это палатализ.). Отражаются на письме, закреплены в орфографии и за определ.грам.формами. 2 гр. – позиционные модификации фонем (изменения). Обусловлены местом в слове. Для согл.:
Чередования согласных. Чередования звонких и глухих согласных: 1) На конце слова перед паузой звонкие шумные заменяются глухими: зу[б]ы – зу[п]; 2) За глухими шумными согласными следуют шумные глухие согласные, т.е. перед глухими согласными звонкие заменяются глухими: ло[д] очка – ло[т]ка; за звонкими шумными следуют звонкие шумные согласные, т.е. перед звонкими согласными глухие заменяются звонкими: ко[с’]ить – ко[з’]ба. Чередование согласных по месту и способу образования: 1) Перед передненебными шумными зубные шумные заменяются соответствующими передненёбными: [с] оркестром – [ш] шестом – [ш’] честью.; 2) Взрывные согласные перед щелевыми того же места образования заменяются аффрикатами: де[ц]кий, [ч’] щетно. Чередования твёрдых и мягких согласных: 1) На конце слова: шес[т] –шес[т’]; 2) Перед гласным: [в]ол – [в’]ел; 3) [л] – [л’] перед всеми согласными: по [л] зать – по[л’]за; 4) Переднеязычные перед заднеязычными и твёрдыми губными: го [р]кА – го[р’]ко; 5) Переднеязычные сонорные перед твёрдыми переднеязычными: ко[н]ский – Ию [н’]ский; 6) Перед мягким согласным твёрдый согласный заменяется мягким: ку[ст] – ку[с’т’]икъ. Чередование согласных с нулём звука: Последовательность из трёх зубных согласных считаются трудной для произношения и поэтому один из согласных не произносится: [cтн] – вла[с]ный, [cтс] и [стск] – ше[сс]от, [стц] и [здц] – ис[ц]а, [нтц] и [ндц] – ирла[н]ца, [рдч] и [рдц] – cе[р]це.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |