Психику как конструкт невозможно объективно наблюдать и о её деятельности можно узнать, лишь основываясь на её проявлениях, к примеру, в виде определённого поведения.
При изучении психических процессов считается невозможным выделить какой-то один из них, и воздействие всегда происходит на психику в целом (или, с современной точки зрения, на организм как единую неделимую систему).
В экспериментах с людьми (а также некоторыми высшими животными, например, приматами) происходит активное взаимодействие между экспериментатором и испытуемым.
Данное взаимодействие в том числе делает необходимым наличие инструкции испытуемому (что, очевидно, нехарактерно для естественнонаучных экспериментов).
В сравнении с наблюдением:
Испытуемый, как правило знает, что над ним проводится исследование.
Экспериментатор активно воздействует на изучаемый объект.
В наблюдении вопрос ставится открытым, в эксперименте он ставится гипотезой, предполагает существование зависимости между фактами.
Ситуации наблюдения определяются менее строго. Ситуация эксперимента четко определена.
В отличие от наблюдения точная процедура регистрации действий испытуемого.
В отличие от наблюдения, а так же беседы, эксперимент – опосредованный метод (изучение с помощью тестов, измерительных инструментов и пр)
10. Переменные: зависимая, независимая и внешняя. Методы контроля экспериментальных переменных.
Переменная – любая реальность, наблюдаемые изменения которой (по конкретным параметрам или показателям методики) могут быть зафиксированы и измерены в какой-либо шкале. Виды переменных:
независимая – экспериментальное воздействие, экспериментальный фактор – управляемая, т.е. активно изменяемая переменная, или функционально контролируемая переменная, представленная на двух и более уровнях (качественном и количественном);
зависимая – "отклик", или измеряемая в эксперименте переменная, изменения которой причинно обусловлены действием или влиянием независимой переменной, в психологическом исследовании представлена показателями деятельности испытуемого, любыми формами оценки его субъективных суждений и отчетов, психофизиологическими параметрами и т.д.;
побочная.
Типы независимых переменных:
характеристики заданий:
стимул или материал задания;
тип ответа испытуемого;
шкала оценивания и т.д.;
особенности ситуации, внешние условия;
физические параметры ситуации (освещенность, внешний вид помещений, звуки и шумы, температура и т.д.);
социально-психологические параметры (изоляция, работа в присутствии экспериментатора, работа с группой и т.д.);
особенности общения и взаимодействия испытуемого и экспериментатора;
управляемые особенности (состояния испытуемого).
Кэмпбелл выделяет следующие типы независимых переменных:
Управляемые переменные или такие факторы, как метод обучения; другими авторами более часто употребляется понятие стимульных условий, или условий стимуляции, в качестве которых могут выступать и целостные ситуации, и изменения отдельных характеристик стимулов;
Потенциально управляемые переменные, которыми может варьировать экспериментатор, но по каким-то причинам этого не делает;
Относительно постоянные аспекты окружения (социально-экономический уровень, населенный пункт и т.д.); эти переменные не находятся под непосредственным контролем экспериментатора, но могут выступать в качестве фиксируемых оснований разбиения испытуемых или условий на определенные классы как уровни независимой переменной;
"Организмические" переменные (пол, возраст и другие объективированные переменные), речь идет в данном случае о возможности подбора групп, эквивалентных или отличающихся по этой характеристике;
Тестируемые или предварительно измеряемые переменные; к этому типу переменных может быть отнесен весь арсенал психологических методик, по данным которых возможны классификации, или выделение групп испытуемых.
Выделяют следующие виды связей зависимой и независимой переменных:
Отсутствие зависимости;
Монотонно убывающая зависимость (линейная);
Монотонно возрастающая зависимость (линейная);
Нелинейная зависимость U-образного типа;
Инвертированная U-образная зависимость;
Квазипериодическая зависимость (предполагаемая зависимость без четкого вида последовательности и с отсутствием четких периодов);
Отсутствие какой-либо зависимости (т.е. в том случае, когда экспериментальное воздействие не приводит к "отклику").
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление