Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доэкспериментальные и квазиэкспериментальные планы




Основные экспериментальные планы.

Экспериментальные планы различаются по следующим основаниям:

1) Число НП: одна или больше. В зависимости от их числа применяется либо простой, либо факторный план.

2) Число уровней НП. При двух уровнях идет установление качественной связи, при трех и более – количественной

3) Кто получает воздействие. Если каждой группе своя комбинация – речь идет о межгрупповом плане. Если «все группы-все воздействия» - о ротационном.

4) Гомогенность/гетерогенность (равно или не равно число НП уровню их изменения)

Обязательные признаки «истинного» экспериментального плана:

1) Созданы эквивалентные группы (чаще всего при помощи рандомизации)

2) Наличие экспериментальной и как минимум одной контрольной группы.

3) Завершение эксперимента тестированием и справнения эксп. И контр. Группы. Экспериментальная группа получает воздействие, контрольная – нет.

Виды истинных планов:

1) План для двух рандомизированных групп с тестированием после воздействия.

R X O1

R O2

(R – рандомизация, X – экспериментальное воздействие, O - измерение)

Используют, когда нет возможности или необходимости проводить предв. Тестирование. Позволяет контролировать основные источники внутренней невалидности,ислючен эффект взаимодействия процедуры тестирования. Но часто бывает важно контролировать исходный уровень ЗП. В этом плане это невозможно.

2) План для двух рандомизированных групп с предварительным и итоговым тестированием.

R О1 X O2

R О3 O4

Т.к. каждый человек уникален, психологи не доверяют одной процедуре рандомизации, предпочитают уловить различия с помощью тестов. Внешняя валидность при этом нарушается из-за взаимодейсвтия тестирования с эксп. Воздействием (эффект тестирования не контроллируется).

3)

R О1 X O2

R О3 O4

R X O5

R O6

 

Включает два предыдущих плана. Это помогает одновренменно контролировать эффект тестирования и экспериментального воздействия.

3) План для проверки сохранения эффекта во времени.

R О1 X O2

R О3 O4

R О5 X O6

R О7 O8

 

Доэкспериментальные Планы (ДП). Исследования, не учитывающие требований, предъявляемых к плану классического экспериментального исследования. Проводились до возникновения теории планирования эксперимента.

Кэмбэл выделил 3 вида, хотя некоторые другие авторы 2 из них относят к квазиэкспериментальным.

А) исследование единичного случая (X O). Контроля внешних переменных и НП нет. Нет материала для сравнения.

Б) План с педварительным и итоговым тестированием одной группы. Часто применяется в социально-психологических и педагогических исследованиях (O1 X O2 ). Отсутствует контрольная выборка, поэтому нельзя сказать что изменения вызваны именно независимыой переменной.

В) Сравнение статистических групп. Лучше предыдущего тем, что позволяет учитывать эффект тестирования благодаря введению контрольной группы, но невозможно учесть эффект естественного развития, т.к. нельзя сравнить полученный результат с начальным состоянием. Различие результатов может быть обусловлено не экспериментальным воздействием, а различием состава групп. Допустим в корреляционном исследовании, но недопустим при проверке гипотез о причинной связи

X O1

O2

Квазиэкспериментальные Планы (КП). Эти планы используются, когда нет возможности проводить «истинных эксперимент». Они создаются специально с отступлением от схемы. КП будет любое исследование, направленное на установление причинной зависимости, в котором отсутствует предварительная процедура уравнивания групп Кокс и Кэмбелл сформулировали принципы квазиэксперимента.

А) План экспериментов для неэквивалентных групп

O1 X O2

O3 O4

Две группы предварительно тестируются. Затем одна подвергается воздействию, другая – нет. Затем проводится повторное тестирование. Различие О3 и О4 говорит о естественном развитии и фоновом воздействии. Разница О1 и О3 позволяет установить меру их эквивалентности в отношении к переменной. Для выявления эффекта сравнивается разница между О2 и О1, О4 и О3. Эксперимент не явл. Истинным, т.к. в составе групп могут быть различия. Может присутствовать эффект состава группы.

Б) План дискретных временных серий. Чаще используется в психологии развития. Определяется исходный уровень ЗП с помощью серии замеров. Опять же из-за отсутствия контрольной выборки не отделяет результат НП от влияния фоновых событий. Планы, в которых реализуется серия воздействий с тестированием после каждого воздействие получили название «формирующий эксперимент»

О1 О2 О3 X О4 О5 О6

Модификация плана. Воздействие перед замером чередуется с отсутствием воздействия перед замером. Подходит, если эффект воздействия обратим.

Х О1 - О2 Х О3 - О4 Х О5

Сравнивают результаты замеров с воздействием и без.

Схема плана временных серий для двух неэквивалентных групп, из которых одна не получает воздействия выглядит так:

О1 О2 О3 О4 О5 Х О6 О7 О8 О9 О10

О1 О2 О3 О4 О5 Х О6 О7 О8 О9 О 10

Реализовать этот лпн трудно, но если удастся провести рандомизацию групп, он превращается в план «истинного формирующего эксперимента»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2072; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.