Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные черты эволюции источников




Понятие о летописи летописном своде летописной записи

Количественный рост корпуса письменных документов

 

Летописи, исторические произведения XI-XVII вв., в которых повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: “в лето” - отсюда название - летопись. Слова “летопись” и “летописец” равнозначащи, но летописцем мог называться также и составитель такого произведения. Летописи - важнейшие исторические источники, самые значительные памятники общественной мысли и культуры Древней Руси. Обычно в летописи излагалась русская история от ее начала, иногда летописи открывались библейской историей и продолжались античной, византийской и русской. Летописи играли важную роль в идеологическом обосновании княжеской власти в Древней Руси и пропаганде единства русских земель. Летописи содержат значительный материал о происхождении восточных славян, об их государственной власти, о политических взаимоотношениях восточных славян между собой и с др. народами и странами. Большинство Л. дошло до нас в виде летописных сводов, в к-рыхсоединены в единое повествование отд. летописные записи, акты, повести, жития святых и пр. Древние Л.11-12 вв. сохранились только в позднейших списках. Наиболее известныйиз ранних летописных сводов, дошедший до нашего времени, - это "Повесть временных лет". Феод. раздробленность 12-14 вв. нашла отражение и в летописании: летописные своды этого времениимеют местный характер. В Киеве в 12 в. летописание велось в Печерском и Выдубицком монастырях, атакже при княж. дворе. Галицко-волынское летописание в 13 в. сосредоточивается при дворах галицко-волынских князей и епископов. Южнорус. летописание сохранилось в Ипатьевской летописи, к-рая состоит из"Повести временных лет", продолженной в основном киевскими известиями (кончая 1200), и галицко-волынской Л. (кончая 1292) (ПСРЛ, II, Л. по Ипатьевскому списку, 1908)

Выделение типов и видов исторических источников открывает возможности для выявления эволюции источников. Как методы и формы отражения сознанием людей объективной действительности, которые лежат в основе выделения типов источников, так и цели, для достижения которых собирается информация и которые обуславливают выделение видов источников, историчны и изменяются с ходом общественного развития. Очевидно, что вещественные источники являются основными при изучении ранней истории человеческого общества, потому что для того времени была характерна нефиксированная социальная информация, и ее передача от поколения к поколению осуществлялась в процессе непосредственного общения и деятельности людей, а для далеких потомков она могла сохраниться, прежде всего, будучи зафиксированной в вещественных памятниках и отчасти в изображениях. Появление письменности и книгопечатания открыли принципиально новые возможности для фиксирования и передачи информации. Развитие науки и техникипородило такие формы отражения действительности и передачи информации, как кино-, фото- и фонометоды, а в современную эпоху – методы, основанные на разного рода искусственных машинных языках. Характерной чертой эволюции источников является не столько исчезновение тех или иных видов источников (например, летописание), сколько появление новых видов и разновидностей (например, периодическая печать, статистические источники). Изучение эволюции конкретных видов источников дает возможность изучить особенности развития каждого из них в отдельности.

В исторической литературе получили отражение неоднократные попытки ученых установить взаимосвязь между достоверностью источника и его видом. Определяя тот или иной вид, историки стремились одновременно подчеркнуть его особую достоверность (например, акты, делопроизводственная документация) или, наоборот, указывали на повышенную субъективность, а потому ограниченную достоверность информации, зафиксированной в источниках определенного вида (например, применительно к воспоминаниям). С позиций учения об информации очевидно, что классификация источников по виду не связана с решением проблемы достоверности содержащихся в них сведений. Видовой признак не является признаком достоверности, и на его основании не может быть оказано предпочтение одному источнику перед другим.

10 1 обзор важнейших летописей

В Киеве в XII в. летописание велось в Киево-Печерском и Выдубицком Михайловском монастырях, а также при княжеском дворе. Галицко-волынское летописание в XII в. сосредоточивается при дворах галицко-волынских князей и епископов. Южнорусское летописание сохранилось в Ипатьевской летописи, которая состоит из “Повести временных лет”, продолженной в основном киевскими известиями (кончая 1200), и Галицко-Волынской летописи (кончая 1289-92). Во Владимиро-Суздальской земле главными центрами летописания были Владимир, Суздаль, Ростов и Переяславль. Памятником этого летописания является Лаврентьевская летопись, которая начинается “Повестью временных лет”, продолженной владимиро-суздальскими известиями до 1305, а также Летописец Переяславля-Суздальского (изд. 1851) и Радзивилловская летопись, украшенная большим количеством рисунков. Большое развитие получило летописание в Новгороде при дворе архиепископа, при монастырях и церквах. Летописный свод, основанный на богатой новгородской письменности, “Софийский временник ”, появился в Новгороде. Большой летописный свод появился в Москве в к. XV - н. XVI вв. Особенно известна Воскресенская летопись, кончающаяся на 1541 (составление осн. части летописи относится к 1534-37). В нее включено много официальных записей. Такие же официальные записи вошли в обширную Львовскую летопись, включившую в свой состав “Летописец начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича”, до 1560. При дворе Ивана Грозного в 1540-60-х был создан Лицевой летописный свод, т.е. летопись, включающая рисунки, соответствующие тексту. Первые 3 тома Лицевого свода посвящены всемирной истории (составленной на основании “Хронографа” и др. произведений), следующие 7 томов - русской истории с 1114 по 1567. Последний том Лицевого свода, посвященный царствованию Ивана Грозного, получил название “Царственной книги”. Текст Лицевого свода основан на более ранней - Никоновской летописи, представлявшей огромную компиляцию из разнообразных летописных известий, повестей, житий и пр. В XVI в. летописание продолжало развиваться не только в Москве, но и в др. городах. Наиболее известна Вологодско-Пермская летопись.

2 методика анализа эпистолярных материалов

Работа с источниками предполагает прежде всего АНАЛИЗ источников.

Источниковедческий анализ (историческая критика) позволяет извлекать из источников отдельные факты.

Источниковедческий анализ (историческая критика) состоит из двух частей: определение подлинности источника (внешняя или текстологическая критика) и выяснение достоверности содержащихся в нём сведений (внутренняя, или собственно историческая критика).

1) внешняя критика источника:

- определение сохранности источника,

- выяснение исторических условий возникновения источника

Принципиальное значение для интерпретации произведения имеет социокультурная ситуация: тип социальной организации, типы связей, которые объединяют людей (например, правовые, конфессиональные, культурные, политические и т. д.). Источник есть феномен определенной культуры: он возникает в конкретных условиях и вне их не может быть понят и интерпретирован. Когда мы говорим, что источник есть продукт человеческой психики, то этим подчеркиваем, что произведение (источник) создается целенаправленно и осознанно. Но при этом он создается в определенной исторической реальности и, возникнув, функционирует в этой реальности в соответствии с теми условиями (политическими, культурными, техническими), которые она ему устанавливает. Данный этап исследования имеет целью утвердить подход к изучаемому источнику как к фрагменту реальности, ее системному объекту.

- определение подлинности источника,

Одним из наиболее важных этапов работы с источниками является определение подлинности или поддельности исторического источника. Подлинным (аутентичным) историческим источником называется такой исторический источник, который излагает знание о прошлом в его первоначальных, неизмененных, неискаженных виде и форме и с таким содержанием, которое ему придал действительный создатель источника.

Возможны следующие состояния подлинности и поддельности источника: а) когда источник подлинный полностью, б) когда он аутентичен только частично, и в) когда он полностью подделан (сфальсифицирован).

Подделкой (фальсификацией) считается изготовление источника в подражание стилю какой-нибудь исторической эпохи или какого-то автора, и образцы подобной фабрикации или имитации. Если источник создается не тем лицом, которому он приписан, и возник не в том месте, не в то время и не в тех условиях, в которых по своим признакам должен был появиться, и если к тому же он не является копией несохранившегося источника, его можно считать подделкой.

Часто чужой псевдоним использовался сознательно, чтобы ввести читателя в заблуждение, наделив владельца псевдонима теми взглядами, которые ему не были свойственны.

Выявление авторских особенностей довольно часто осуществлялось путем фиксации внешних деталей авторского стиля, присущих тому или иному человеку, и, в частности, любимых слов, терминов, а также фразеологических оборотов и выражений (авторского стиля).

Необходимо еще раз подчеркнуть, что изучение эпистолярных комплексов должно проводиться в сочетании с другими видами источников, при внимательнейшем анализе психологических характеристик автора, особенностей его стиля и поведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.