Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наказание и воспитательно-предупредительные меры




УИС и ее структура

Силы и средства уголовно-исполнительной системы

1.1 УИС и ее структура

1.2 Наказание и иные воспитательно-предупредительные меры

Ст. 16 УИК называется «учреждения и органы, исполняющие наказание». В этой статье определяется, какие учреждения и органы исполняют наказание. УИК не определяет управления этой системой, которая и называется УИС, потому что это не предмет УИК. Но представление об этой системе надо иметь, чтобы понять вопросы контроля, согласования и т.д.

Эта проблема решается законом об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде ЛС и указ президента 2003 года «Положение о ФСИН».

УИС – совокупность государственных учреждений и органов, для которых исполнение наказание является основной или единственной задачей и управление им. В некоторых случаях наказание исполняется учреждениями, которые не входят в УИС. Например, взыскание штрафов – ФССП, для военнослужащих – Минобороны. УИС находится в рамках Минюста РФ.

Раньше она была подведомственна МВД. Центральный орган – ФСИН, возглавляемая директором, назначаемым Президентом.

ФСИН руководит территориальными органами, которые являются главными управлениями или просто управлениями по субъекту федерации.

Кем руководят управления:

· СИЗО. В России их было около 190. С точки зрения фактуры- это как тюрьма, но назначение совершенно другое.

· ИУ (исправительные учреждения):

o Воспитательные колонии для НЛ (40)

o Исправительные колонии для взрослых (около 750)

§ ИК-поселения (как поселок)

§ ИК общего

§ Строгого

§ Особого режима (почти как тюрьмы)

o Тюрьмы (как таковых в России их всего пять)

Примерно во всех видах учреждений содержится 740 тысяч человек (осужденных и заключенных). Их охраняет и с ними работает 320 тысяч человек. Тюрьмы расположены в исторических местах, где они были при царе (Иркутск, Мариинск (пересыльная)).

Зарубежные места ЛС – в основном, тюрьмы.

o Уголовно-исполнительные инспекции (4-5 сотрудников в каждой, всего около 10 тысяч)

Минобороны:

· Дисциплинарные воинские части (всего 7), так что их тоже должны ликвидировать. В мирное время в зарубежных странах есть штрафные батальоны.

ФССП:

· Штраф, когда он взыскивается принудительно в качестве уголовного наказания.

В УИС входят также 7 ВУЗов, медицинские учреждения для обслуживания, предприятия, которые выпускают продукцию для нужд УИС. Это самая большая и ресурсозабирающая система в рамках Минюста.

 

12.03.2012

Фактически вопрос посвящен мерам, качественно отличающимся от наказания.

В настоящее время общепризнанным является утверждение о том, что любое уголовное наказание, за исключением смертной казни, имеет определенный исправительный эффект (по иному воспитательный). Этот воспитательный потенциал безусловно весьма ограничен.

Воспитательный потенциал присущ самим карательным элементам наказаниям, то есть конкретным решениям и правоограничениям. Также уголовное наказание должно иметь и специально-предупредительный потенциал (частно-превентивный). Смертная казнь, наоборот, максимально достигает этой цели.

Исправление обычно понимается как процесс, направленный на достижение такого состояния лица, при котором он, соблюдая минимальные требования человеческого общежития, добровольно и осознанно не совершает новых преступлений. Есть и иные позиции, но данная точка зрения все-таки преобладает.

Частная превенция (специальное предупреждение) – это достижение такого состояния, при котором лицо не совершает преступления в результате страха перед наказанием либо лишения, ограничения фактической возможности его совершить. Например, человек отбыл определенное количество лиц в исправительной колонии и боится еще раз туда попасть, поэтому не совершает преступление.

Исправительно-предупредительный потенциал наказанию присущ. Однако исправительный специально-предупредительный потенциал наказания далеко не всегда является достаточным, в силу чего возникает необходимость усиления этого воспитательно-предупредительного эффекта за счет соединения наказания с соответствующими мерами, которые в отличие от наказания лишены свойств кары. Совместно эти меры в литературе именуются воспитательно-предупредительными.

Эти меры подразделяются на 2 основные группы:

1) Исправительные (воспитательные)

Эта группа свойственна для срочных длящихся наказаний. Например, при исполнении штрафа необходимость в исправительных мерах отсутствует. При изоляции от общества, ЛС - наоборот

2) Специально-предупредительные (меры безопасности)

И те, и те меры реализуются наиболее полно именно при исполнении ЛС. Ранее в науке исправительно-трудового права считалось, что специально-предупредительные меры включаются в содержание наказаний, и только с середины прошлого века они стали рассматриваться рядом ученых как отдельные.

Первыми об этом стали говорить Ременсон и Натышев. В тот период возникла целая дискуссия по поводу наказания. Эти два автора утверждали, что все, что входит в состав наказания, нельзя смешивать между собой. Сейчас есть принцип соединения наказания с исправительным воздействием.

В настоящее время имеются основания утверждать, что в процессе исполнения многих наказаний к осужденным применяется целый комплекс средств, которые имеют различную юридическую природу (когда процесс исполнения наказания понимается в широком смысле слова). И среди подобных средств как минимум можно выделить следующие:

· Карательные лишения, ограничения, составляющие содержание наказания

В соответствии со ст.43 УК РФ оно определяется как мера государственного принуждения, которая назначается по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления и заключающаяся в лишении либо ограничении прав этого лица. В качестве мер традиционного наказания выбираются те, которые способны причинить существенные правоограничения. Хотя в СССР, например, было общественное порицание в качестве наказания. Карательный потенциал такого наказания ставится под сомнение. В качестве мер уголовного наказания выбираются правоограничения, приемлемы в данном обществе на данном этапе исторического развития. Битье палками, широко распространенное ранее, сейчас неприемлемо (это в РФ, а в некоторых других странах до сих пор оно есть, например, в Афганистане).

Перечень наказаний дан в ст.44 УК РФ. Он имеет исчерпывающий характер. Законодатель в РФ иногда начинает путать меры карательного наполнения с конкретным содержанием наказания. Ограничение свободы, например, по своей сути совпадает с условным осуждением. Аналогичная ситуация с административным надзором.

· Исправительные меры

Они определяются обычно как лишенные свойств кары меры, которые не включаются в содержание наказания, а только соединяются с ним для более успешного достижения исправительной цели. Легального определения и перечня этих мер нет. К их числу традиционно относят: труд, общее и профессиональное образование, профессиональную подготовку, воспитательную работу, психологическую помощь и другие. Целесообразность в их наличии с соединением с наказанием появляется не всегда. В ряде случаев эти меры не реализуются просто из-за отсутствия финансов. В некоторых странах вся система изоляции ограничивается просто ограничением от общества. Есть специфичные виды наказания, которые соединяются с исправительными мерами очень своеобразно: обязательные работы в части соединения с исправительными мерами очень отличимы от лишения свободы. Кара содержится в отсутствии оплаты, возможности распоряжаться своим временем. То есть соединение может быть нежесткого характера, а может быть жесткого.

· Меры безопасности

Специально-предупредительные меры обычно трактуются как меры, направленные на фактическое лишение либо ограничение возможности осужденного совершать преступления в период отбывания наказания. Такие меры могут выражаться в двух формах:

1) В обязанностях и запретах, возлагаемых на осужденного. Пример: запрет иметь наличные денежные средства в режимных исправительных колониях. Смысл запрета никак не связан с карательным элементом. Просто это делается, чтобы усложнить незаконный оборот денежных средств (чтобы в карты не играли на деньги и т.д.). правда, лицу предоставляется возможность иметь безналичные средства на лицевых счетах

2) В правах администрации учреждений, исполняющих наказания. Пример: право обыска в исправительной колонии. Это исключительно задача ограничения и лишения возможности совершения преступления, объективная необходимость, с карой это не связано никак.

Черты сходства и отличия наказания и исправительных мер:

Можно проводить сопоставление в совокупности, но мы разобъем на группы.

Черты сходства:

1) и наказания и исправительные меры имеют одно первоначальное юридическое основание их применения – это приговор суда, определение, постановление.

2) Они применяются к одному и тому же человеку – к осужденному

3) Как правило, реализуются в одно и то же время и одними и теми же лицами – сотрудники администрации учреждений, исполняющих наказание

4) Они имеют общую цель – исправление

Есть и другие сходства – см. в литературе

Отличия:

1) Исправительные меры в отличие от наказания не являются карой, а, следовательно, не должны содержать лишений, правоограничений, рассчитанных на целенаправленное причинение страданий (лишения однако могут быть при привлечении к труду, но это не связано с причинением страданий, имеет отчасти вынужденный характер). При реализации исправительных мер ставится задача исповедовать иные меры, нежели карательные.

2) Исправительные меры не имеют возмездного характера, а, следовательно, не должны отвечать принципу соответствия тяжести совершенного преступления. Например, Иванов осужден за кражу, а Петров за убийство, но это не значит, что Иванов должен работать 3 часа в день, а Петров – 8, и не значит, что Иванову надо дать лом массой 1 килограмм, а Петрову – 5 кг.

3) Исправительные меры, в отличие от наказания, крайне редко реализуются принудительно, хотя по закону такая возможность есть. Исправительные меры по идее реализуются добровольно.

4) Исправительные меры не имеют превентивной цели (причем, ни общей, ни частной превенции). Наказание всегда должно преследовать эту цель.

Есть и иные отличия в литературе.

Сходства и отличия наказаний и мер безопасности.

1) Первые три черты сходства идентичны предыдущим.

2) Криминологическим основанием применения и наказания, и мер наказания, является общественная опасность преступника

3) По природе и наказание, и меры безопасности являются и лишением, и правоограничением, а, следовательно, должны реализовываться принудительно, независимо от воли лица.

4) И наказание, и меры безопасности имеют общую цель – частная превенция

Черты отличия:

1) Меры безопасности не имеют цели исправления, цели общей превенции (общего предупреждения преступлений)

2) Меры безопасности не рассчитаны на целенаправленное причинение психологических страданий осужденному. Наказание всегда рассчитано именно на это. Меры безопасности нередко имеют компенсирующие возможности. Наказания всегда при наполнении карательным элементом направлены именно на это. Есть и иные черты.

Контроль и надзор за деятельностью учреждений, исполняющих наказания.

Принято считать, что контроль является необходимым условием повышения эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказание. Это утверждение не подвергается особой критике. Лишение свободы как мера наказания в РФ преобладает. Исправительные учреждения имеют закрытый тип.

В УИП обычно не проводят принципиальных различий между понятиями «контроль» и «надзор». Термин «надзор» употребляется применительно к прокурорскому надзору, в остальных случаях используется термин «контроль». Контроль в классическом варианте предполагает получение информации о деятельности подконтрольного и корректировку его деятельности.

В УИП различается 2 формы контроля:

1) Ведомственный

2) Вневедомственный

Из такого деления исходит УИК (ст. 19-23).

Ведомственный контроль осуществляется со стороны вышестоящих органов по отношению к учреждениям, исполняющим наказание и реализующим иные меры уголовно-правового характера. Его предметом выступает законность и целесообразность деятельности. Как правило, он проводится в форме проверок или в форме анализа отчетности. Первый вариант: выезжают уполномоченные ДЛ и проверяют целесообразность траты средств и т.д. Данные пересылают в вышестоящие органы, которые потом подлежат анализу (во ФСИН). Он осуществляется в соответствии с НПА Минюста. Сейчас это приказ 2009 года, который утверждает соответствующую инструкцию.

Вневедомственный контроль – получение информации, корректировка деятельности учреждений УИС со стороны органов и ДЛ к ней не принадлежащих. Его предметом выступает, как правило, только законность. Но может выступать и целесообразность. Например, аппарат президента может проверить в том числе и целесообразность.

Виды вневедомственного контроля.

Определены в УИК (ст. 20-23) и рядом иных НПА. Первый вид – судебный контроль. Его нормативная основа – ст. 20 УИК РФ. ранее УИК детально расписывал, как осуществляется контроль. Сейчас идет отсылка к положениям УПК. Все сводится к контролю суда на стадии исполнения приговора (например, замена определенных видов наказания, если осужденный злостно уклоняется от уплаты штрафа; рассмотрение жалоб осужденных; учреждения и органы, исполняющие наказания должны извещать суд, что они начали исполнять наказание).

Второй вид – прокурорский надзор. Это ст. 22 УИК и ст. 32-34 Закона о прокуратуре. Прокурор контролирует деятельность УИС. Имеет особые полномочия: представление, протест. Прокурор имеет право своим решением освободить лицо, незаконно помещенное в места изоляции. У прокурора более эффективно получает применение требование.

Третий вид – контроль со стороны иных ОГВ. Это ст. 19 УИК. С 2004 года ликвидированы возможности контроля со стороны органов субъектов федерации и ОМС. Обоснование найти этому крайне сложно.

Последний вид - общественный контроль. Это ст. 23 УИК. Сводится к тому, что его могут осуществлять общественные наблюдательные комиссии. Есть специальный закон, но это безумие, что общественность может вмешиваться. Иные общественные объединения могут оказывать содействие. Фактически деятельность учреждений уголовно-исполнительных инспекций прозрачна. Объективно работу они выполняют не всегда как нужно.

19.03.12




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.