Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Показатели (индикаторы) экономической безопасности




Для построения системы количественных и качественных показателей экономической безопасности на уровне предприятия целесообразно определять следующие показатели (индикаторы):

1. Индикаторы производства: динамика производства (рост, спад, стабильное состояние, темп изменения); реальный уровень загрузки производственных мощностей; доля НИОКР в общем объеме работ; темп обновления основных производственных фондов; стабильность производственного процесса (ритмичность, уровень загруженности в течение определенного времени); удельный вес производства в ВВП (для крупных предприятий-монополистов); оценка конкурентоспособности продукции; возрастная структура и технический ресурс парка машин и оборудования.

2. Финансовые индикаторы: объем портфеля заказов (общий объем предполагаемых продаж); фактический и необходимый объем инвестиций; уровень инновационной активности; уровень рентабельности производства; фондоотдача (капиталоемкость) производства; просроченная задолженность (дебиторская и кредиторская); доля обеспеченности собственными источниками финансирования оборотных средств.

3. Социальные индикаторы: уровень оплаты труда по отношению к среднему показателю по промышленности или экономике в целом; уровень задолженности по зарплате; потери рабочего времени; структура кадрового потенциала (возрастная, квалификационная). Система организационно-режимных мер, связанных с охраной помещений и фондов носителей информации, мер по обеспечению физической охраны наиболее ответственных лиц компании (предприятия), а также система по работе с кадрами, включая профилактические мероприятия (психологическое тестирование, анализ поведения сотрудников и т.п.).

4. Меры борьбы с утечкой информации о состоянии социально-экономического и финансового положения предприятия, его конкурентоспособности. Опасность утечки информации может быть связана с менеджерами, в особенности менеджерами самого высокого уровня,

5. Оценка состояния службы безопасности предприятия. Ее основной задачей является обеспечение надежной охраны зданий, офисов, специальных сооружений, личной безопасности руководителей персонала, защита коммерческих тайн. Работники служб безопасности участвуют в оценке партнеров, клиентов, контролируют возврат просроченной задолженности, помогают оценивать потенциал конкурирующих компаний.

Обеспечение безопасности предприятия - проблема комплексная

23 Антикризисные аспекты государственного управления экономикой в разных странах выражаются в разных формах. В США, например, это проявляется в совершенствовании законодательства в области занятости, увеличении рабочих мест, особенно для молодежи, разработке региональных структурных программ и др.

Во первых в параграфе 310 гл. 58 Свода законов США указывается, что мероприятия правительства должны включать специально разработанные программы:

· по снижению высокого уровня безработицы,

· по уменьшению структурной безработицы в отдельных регионах и среди отдельных групп работников;

· уделять должное внимание увеличению роли экспорта,

· улучшению международной конкурентоспособности сельского хозяйства, промышленности и автомобилестроения.

Так законодательно закреплена (параграф 311) антициклическая политика по вопросам занятости. Она предусматривает:

· ускоренное финансирование государством строительных работ,

· увеличение занятости в госсекторе,

· увеличение размеров и продолжительности страховых выплат по безработице,

· профессиональное обучение в частном и государственном секторах как мера общего оздоровления экономики и как дополнение к страхованию по безработице.

Эта политика включает также реализацию программ обеспечения молодежи рабочими местами и программ развития, нацеленных на создание рабочих мест в отраслях, имеющих большое значение для штатов, населенных пунктов (включая сельские районы) и для страны в целом.

По мнению конгресса, на молодежь приходится большая доля имеющихся в стране безработных, и это в значительной степени способствует росту преступности, алкоголизма, наркомании и т.п.

Во вторых важным направлением совершенствования антикризисного государственного управления в США является всесторонняя научно обоснованная координация усилий различных государственных ведомств по разработке и проведению экономической политики. В этих целях в 1984 г. был создан Президентский совет по совершенствованию управления. Его важнейшей задачей является выработка решений по проблемам, встающих перед госаппаратом. В его деятельности выделяются следующие приоритетные направления:

• совершенствование управления финансовыми ресурсами;

• рационализация управленческих инструментов и процедур;

• координация деятельности генеральных инспекторов;

• усилия различных ведомств по сокращению числа преступлений и др.

Следует отметить, что антикризисное государственное управление значительно усиливается в периоды экстремального развития[1] — от усиления государственного контроля над отраслями и предприятиями в период кризиса до централизованного администрирования в сферах производства и распределения продукции.

В ряде стран государственные органы разрабатывают программы приватизации и их осуществление рассматривается как превентивные антикризисные меры, направленные на предотвращение или выход из кризиса отдельных предприятий и даже целых отраслей экономики. Цель такой приватизации — поиск новых, более совершенных структур предприятий, повышение их конкурентоспособности и эффективности.

Характерные черты приватизации:

Великобритании — постепенность,

Германии — осторожность,

Италии — ярко выраженный прагматизм.

Чешской Республике — уменьшение доли государства во владении собственностью до 10-15%.

В целом развитые страны Запада рассматривают приватизацию как средство создания смешанной экономики. По мнению экономистов, смешанные предприятия более конкурентоспособными, по сравнению с государственными предприятиями. Для гос. предприятий характерны низкая эффективность издержек на единицу продукции. Как правило, государственные предприятия рассматриваются как инструменты экономической и социальной политики, а не как коммерческие предприятия.

Основным побудительным стимулом приватизации является оздоровление экономики предприятий за счет частных инвестиций, в том числе иностранного капитала. В странах с развитой рыночной экономикой приватизация принимает следующие формы:

• продажа государственных предприятий частным инвесторам — физическим и юридическим лицам;

• создание совместных предприятий с долевым участием частного капитала;

• продажа части акций предприятий, являющихся государственной собственностью.

Приватизация в этих странах осуществляется поэтапно: сначала предприятие подвергается санации (оздоровлению), затем оценивается экспертом-оценщиком и только потом продается частному капиталу. Такая последовательность позволяет максимизировать выручку от приватизации предприятия.

В Чешской Республике приватизация проходила в двух формах: — малая приватизация и большая. Малая приватизация затрагивала предприятия сферы розничной торговли, бытового обслуживания, предприятия общественного питания и других подобных предприятий. Экономический и социальный эффект — стабилизация положения на крупных предприятиях, рассасывание безработицы, сохранение и даже увеличение рабочих мест.

Большая приватизация государственных промышленных предприятий осуществляется в два этапа. Первый этап проводится Министерством управления народным имуществом и приватизации. В ходе его осуществляется разработка, обсуждение и утверждение проектов приватизации. Второй этап связан с реализацией принятых проектов приватизации. Его проводит Фонд народного имущества. До конца 1993 г. Фондом было принято для реализации 7533 предприятия с разными формами приватизации: 23,6% — преобразование в акционерные общества; 30,8% — бесплатная передача населенным пунктам; 8,0% — общественные аукционы; 22,3% — прямые продажи; 6,7% — торги; 9,8% — реституции.

В Чехии в процессе приватизации активное участие принимали иностранные фирмы. Большой объем иностранных инвестиций приходился на фирмы Германии (31,2%), США (27,8%), Франции (12,7%), Бельгии (7,2%), Австрии (6,2%). Иностранных инвесторов предприятия Чехии привлекают относительно невысоким страновым риском, сравнительно высоким уровнем квалификации рабочей силы, более низкими затратами на заработную плату и материалы.

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. экономика ведущих развитых стран росла довольно высокими темпами. Например, экономика США в течение десяти лет с 1991 г. вплоть до марта 2001 г. ежеквартально увеличивалась в среднем на 1%, а инвестиции в оборудование и программное обеспечение на 3%. При этом обычных признаков приближающейся рецессии, таких, как ускорение инфляции или стремительное накопление запасов, не наблюдалось. Во второй половине 2000 г. и в начале 2001 г. после некоторого замедления темпов роста произошло сокращение производства, и экономика вступила и фазу открытой рецессии. В 1 квартале 2001 г. началось снижение ВВП на 0.3% за квартал. Основной причиной этого стало замедление роста потребительских расходов с привычных 3-4% до 1% в годовом исчислении.

Федеральные органы власти США, руководство американских компаний разработало и осуществляет ряд антикризисных мер.

В течение всего 2001 г. Федеральная резервная система оперативно реагировала на ухудшение экономической конъектуры снижением уровня процентных ставок. За год ключевая ставка по федеральным фондам уменьшилась с 6,5% годовых до 1,75% самого низкого уровня за последние сорок лет. По инициативе президента Буша после 11 сентября принят пакет чрезвычайных мер (40 млрд дол) для удовлетворения «первоочередных потребностей“ авиапромышленности и военного сектора.

Как обычно, в условиях спада американские корпорации сокращают персонал (с марта по декабрь 2001 г. были уволены 1 млн. 367 тыс. работников). Эксперты считают, что в нынешних условиях эффективнее было бы не увольнять работников, а пойти на уменьшение» их заработной платы. Скидки и льготы, предоставляемые потребителям, ложатся бременем на прибыль компаний, что может вынудить их пойти на новое сокращении работающих, а за этим может последовать уменьшение потребительского спроса и т.д.

По мнению экспертов, в Европе ситуация окажется лучше, а в Японии — несколько хуже, чем в США. Приведенные прогнозные суждения экспертов не учитывали влияния на экономику США и других развитых стран возможных военных действий в Ираке и вокруг него.

В странах с развитой рыночной экономикой уделяется надлежащее внимание совершенствованию института банкротства. Во Франции, например, законодательство о несостоятельности выполняет макроэкономическую роль, направленную на сохранение в первую очередь действующих предприятий. Основной закон в этой сфере так и называется «О финансовом оздоровлении предприятий».

Поставив целью максимальное сохранение предприятий, французская система была вынуждена ущемить права кредиторов, в том числе и обеспеченных. С 1994 г. права кредиторов по разработке и принятию плана восстановления платежеспособности предприятий существенно урезаны. Но значительно расширены полномочия Торгового Суда (аналог Российского арбитражного суда). Представители суда стремятся инициировать переговоры предприятия-должника с кредиторами при первых признаках надвигающейся неплатежеспособности. Президент Торгового Суда в определенных случаях может пригласить руководителя предприятия в суд и предложить ему начать переговоры с кредиторами. Переговоры могут длиться максимум три месяца. Если по истечении трех месяцев согласие не будет достигнуто, начинаются судебные процедуры о несостоятельности.

Если предприятие имеет возможность продолжить работу, суд может открыть процедуру реструктуризации. Это означает, что в сравнительно короткие сроки прежнее или новое руководство должника обязано предложить план деятельности предприятия, предусматривающий удовлетворение требований кредиторов в срок, не превышающий 10 лет, либо будет предложена продажа предприятия третьим лицам на условиях продолжения деятельности предприятия.

Законом «О финансовом оздоровлении предприятий» определена юридическая ответственность руководителя, доведшего предприятие до банкротства, в результате которого было уволено большое количество сотрудников, ему может грозить до 20 лет тюремного заключения.

28Основная форма бизнес-планирования – составление бизнес-плана. В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом и для вновь создаваемых, и для действующих фирм и используется во всех сферах предпринимательства независимо от масштабов, формы собственности и организационно-правовой формы компании.

Бизнес-план – план развития вида бизнеса, основанный на стратегическом анализе и вытекающий из стратегических решений по виду бизнеса. Стратегические решения определяются целями бизнеса, которые касаются конкурентоспособности и желаемого набора видов бизнеса.

Основная цель разработки бизнес-плана – определить стратегию и необходимые ресурсы для достижения поставленных целей, иначе, планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Другие возможные цели разработки бизнес-плана: получение кредита; привлечение инвестиций; определение стратегических и тактических ориентиров фирмы; уяснение степени реальности достижения намеченных результатов; доказательство определенному кругу лиц целесообразности реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой; убеждение сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте.

План бизнеса используют и как инструмент проведения деловых переговоров.

Основное назначение бизнес-плана:

• проработать решения по развитию каждого вида деятельности;

• составить план и график работ, действий;

• информировать заинтересованных внешних лиц (наблюдательный совет, банки, поставщиков и т. д.);

• усилить внутреннюю коммуникацию, получить поддержку, обеспечить мотивацию на выполнение.

При подготовке плана предприниматель должен конкретно указать, что он хочет получить от заимодавца или инвестора, и ясно показать, что он готов отдать.

Наряду с внутрифирменными функциями бизнес-планирование имеет большое значение при определении стратегии планирования на макроуровне. Совокупность долгосрочных бизнес-планов предприятий может составлять информационную базу, которая является основой для разработки национальной политики планирования в рамках госуВыделим следующие основные виды бизнес-планов:

. По целям разработки - бизнес-планы, предназначенные для:

получения внешнего финансирования;

выработки стратегии развития;

планирования деятельности предприятия.

. По используемым методикам - бизнес-планы, подготовленные с использованием различных методик:

международных;

российских;

западных.

. По объекту планирования - в бизнес-плане может планироваться деятельность следующих субъектов:

инвестиционного проекта;

предприятия;

группы предприятия;

бизнес-единицы (направления бизнеса).

дарственного регулирования экономики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.