Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Приемы стимуляции и мотивации учения позволят повысить интерес к учению и осознанность усвоения учебного материала, что должно положительно отразится на качестве усвоения знаний




В состав каждого метода обучения следует в качестве самостоятельного элемента включать приемы организации самостоятельной учебной активности обучающихся, приемы стимуляции и мотивации познавательной деятельности, приемы формирования компетенций, приемы организации обратной связи.

Методы обучения, их классификация.

После завершения оживленной дискуссии по проблеме методов обучения, которая проходила в 60-е годы, появилось несколько буквально взаимоисключающих определений понятия <метод обучения> и около двух десятков классификаций методов обучения. До сих пор нет единого видения структуры метода обучения. Это дает основания еще раз обратиться к проблеме методов обучения, их классификации и структуре.

Встречаются классификации по одному основанию: если в качестве признака-классификатора выступает

1. источник знания (Н.М. Верзилин), то выделяют наглядные, словесные и практические методы;

2. дидактические цели (М.А. Данилов, М.М. Левина), то методы группируются зависимости от характера задач обучения;

3. если признаком-классификатором является уровень самостоятельной активности обучающихся(по типу, характеру познавательной деятельности) (И.Я. Лернер и др.), то ему соответствуют исследовательский, эвристический, проблемный, репродуктивный и информационно-рецептивный методы;

4. если классификация базируется на структуре учебной деятельности, а именно по целостному подходу к процессу обучения (Ю.К. Бабанский), то выделяют методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности и операций, методы контроля и самоконтроля за учебно-познавательной деятельностью.

И так, основой методической системы обучения являются методы обучения, дающие ответ на вопрос «как учить?». В неразрывной связи с методами обучения находятся формы обучения, виды занятий и средства обучения.

Методы обучения – это упорядоченная система, последовательных, взаимосвязанных действий педагога и обучающихся, включающая совокупность однородных приемов, средств, способов предъявления изучаемого материала, обеспечивающих его усвоение и преобразование в знания, умения и навыки, а также формирование качеств личности.

Наиболее корректна классификация по источнику знаний (по источнику получения информации). В данном случае группа методов, где ведущая роль принадлежит либо изображению, либо звуку, либо действию, сопровождающемуся демонстрацией и словом,

Критикует эту классификацию, И.Я. Лернер фактически сам свел на нет собственные основания для критики: "Указанные три группы - словесные, наглядные и практические - в данной редакции особенно четко отражают представление о том, что процесс обучения веками якобы не изменялся, ибо всегда слуховое, зрительное и тактильное восприятие обслуживало учение".

Следует отметить, что с тех пор, как Homo sapiens обособился в отдельный вид, у него действительно не возникло новых органов чувств и путей восприятия окружающей действительности. Следовательно, не менялись и способы/методы передачи имеющегося в распоряжении человечества опыта: <делай как я/они>; <слушай, что говорят>, <смотри, что показывают>. Однако с течением времени изменялась социальная структура общества, количество накопленного опыта, соответственно совершенствовался процесс обучения и трансформировались, обогащались, но не менялись методы обучения. Для радикального изменения методов обучения должны измениться способы познания окружающего мира.

Очевидно, что информация является связующим звеном между обучающим и обучающимся, она структурирует процесс обучения через его компоненты - деятельность учителя и деятельность ученика. Следовательно, именно способ передачи/восприятия учебного содержания должен послужить основанием для классификации методов обучения. (Ю.К.Бабанский) – настаивает Бабанский.

Ведущих источников информации в учебном процессе четыре: звук, изображение, мышечное усилие, либо все в комплексе.

Сообразно этому мы предлагаем выделить четыре группы методов обучения: визуальные, аудиальные, кинестетические и полимодальные. Или их Бабанский называет «перцептивные»

1. Аудиальные методы обучения. Информация представлена в звуках. К этой группе относятся все виды рассказов, бесед, объяснений, лекций. В чистом виде эти методы обеспечивают передачу и фиксацию информации по аудиальному каналу.

2. Визуальные методы обучения. Информация представлена в виде изображения. К этой группе относятся демонстрации натуральных объектов и изобразительных пособий, а также методы, предполагающие работу со всеми видами печатной или письменной информации.

3. Кинестетические методы обучения. Передача и восприятие информации организованы с помощью мышечных усилий и иных ощущений тела. обучение- слепо-глухих детей возможно только посредством этих методов. В начальной школе при обучении детей грамоте используется некоторое количество кинестетических приемов. Используются они и при подготовке спортсменов.

4. Полимодальные методы обучения. Информация движется по нескольким каналам восприятия.

4.1.Аудио-визуальные - демонстрации диа-, кино- и видеофильмов, некоторых опытов и экспериментов. Методы рассчитаны на одновременную визуальную и аудиальную фиксацию информации.

4.2. Визуально-кинестетические - методы, включающие выполнение графических и письменных работ без устного объяснения/изложения: распознавание и определение природных объектов, визуальные наблюдения с последующей регистрацией явления; сюда же следует отнести методы, предполагающие работу с компьютером, не имеющим звуковой карты. К этой группе принадлежат и основные методы обучения глухих детей. При использовании этих методов информация проходит по двум каналам, что уже повышает эффективность ее усвоения.

4.3. Аудиально-кинестетические- прослушивание с последующим описанием. В общеобразовательной школе встречаются редко, но являются ведущими при обучении слепых детей.

4.4. Аудио-визуально-кинестетические- проведение опытов и экспериментов, демонстрация учебных видео- и кинофильмов, работы с компьютерными обучающими программами. При использовании данных методов информация фиксируется по всем каналам восприятия.

Предложенная нами классификация методов обучения позволяет иначе взглянуть на уже существующие классификации.

Ю.К. Бабанский предложил не столько классификацию методов обучения, сколько обозначил рычаги управления познавательным процессом.

Используя звук, изображение, мышечное усилие, лежащие в основе каждого метода, к методу эмоционального стимулирования, учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований, до методов контроля и самоконтроля.

Действительно, можно похвалить или поругать устно (звук), можно написать о ребенке в стенгазете (изображение), можно ободрить, похлопывая по плечу, или укоризненно погрозить пальцем - мышечное усилие, а можно вручить грамоту (подарок) - комплексное воздействие.

В подгруппе <методов стимулирования интереса к учению> - это дискуссия (аудиальные), познавательная игра (полимодальные), создание разного рода ситуаций, которые также можно отнести к одной из групп в классификации.

Работая самостоятельно и осуществляя самоконтроль, учащийся сам определяет адекватный для себя метод добывания информации и задача педагога- обеспечить его исчерпывающим набором источников.

Другие дидакты (И.Я Лернер, М.Н.Скаткин, А.Н.Овечкин) исходили из классификации методов обучения по характеру деятельности, а именно построение взаимной деятельности субъектов обучения в зависимости от формируемого на данном этапе уровня подготовленности:

· Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) метод: рассказ, объяснение, работа с литературой, демонстрация, лекция и др.

· Репродуктивный – воспроизведение действий по образцу, деятельность по алгоритму, программирование.

· Эвристический (частично-поисковый)

· Исследовательский - формирующий творческий уровень подготовленности обучающихся.

В целом наибольшее распространение получили следующие методы обучения:

1. Устное изложение материала(рассказ, объяснение, инструктирование и т.д.)

2. Обсуждение изучаемого материала(беседа, подгрупповое занятие)

3. Показ (демонстрация)

4. Упражнения, тренировки

5. Практическая работа

6. Самостоятельная работа

Методы обучения взаимосвязаны и применяются в определенных сочетаниях.

Например – упражнение – показ, показ-объяснение и т.д.

Выбор методов обучения их соотношение в ходе занятий зависит от следующих условий:

· Форм обучения- организация процесса обучения

· Группировки обучаемых

· Состава групп обучаемых по уровню их подготовки

· Количества времени, отводимого на занятие.

· Наличия и состояния учебного оборудования

· Места занятия

· Уровня мастерства педагога

Метод устного изложения – слово ведущий источник информации. Устная речь несет в себе больше информации, так как содержит в себе невербальный, эмоциональный компонент в виде интонаций, смысловых ударений, использования громкости и тембра голоса, варьирование паузами.

Это методы: объяснение, инструктирование, рассказ идр.

Объяснение- передача информации с целью раскрыть смысл явления, процесса, порядок выполнения действия, ответить на вопросы почему и как?

Объяснение – такое изложение материала, при котором больше внимания уделяется раскрытию сущности явлений и процессов, их причинно-следственных связей.

Инструктирование – метод обучения, в ходе которого излагаются краткие и четкие указания о выполнении обучающимися конкретных действий.

Рассказ – повествовательно-описательное изложение материала с целью сообщения фактов и выводов. В рассказе используются следующие приемы:

§ Повествование (последовательное, логически связанное изложение)

§ Описание (словесная передача хода явлений и событий, внешнего вида предметов и т.д.)

§ Рассуждение (использование обобщений, суждений, умозаключений)

Метод обсуждения изучаемого материала реализуется в обучении в виде бесед, групповых занятий.

Беседа – способ передачи и закрепления знаний путем обсуждения заранее поставленных вопросов, кратких ответов на эти вопросы.

Беседа – это диалогический путь изложения и обсуждения информации, когда содержание материала знакомо или близко к жизненной практике.

Виды бесед: развернутая(или дискуссия), контрольно-проверочная, сообщающая(эвристическая - заставляет обучающихся самостоятельно прийти к правильному выводу)

Беседа направляет обучаемых на активизацию обучения.

Условия проведения беседы:

1. Цель

2. Материал д.б. знакомым и усвоенным

3. Постановка проблемы, создание проблемных ситуаций

4. Чередование вопросов – легких и трудных

5. Грамотная речь

6. Наличие обобщений, заключений по вопросам темы.

7. Связь с практической деятельностью.

8. Предоставление возможности выступить всем желающим.

Метод показа – древний путь обучения. Это применение различных приемов и действий, с помощью которых у обучаемых создается наглядный образ (наиболее близкий к реальному).

Виды показа: личный показ педагогом изучаемых приемов и действий, показ оборудования, показ различных моделей (макеты, рисунки, плакаты, фотографии), показ фильмов, демонстрация презентаций, звукозаписи и др.

Методом показа мы передаем информацию через зрительные ощущения и формируем наглядность представления о предметах и явления. Показ успешно сочетается с объяснением.

Метод упражнения, тренировки – многократное, сознательное повторение определенных приемов и действий с целью формирования навыков и умений, развития качеств личности. Этот метод эффективен при закреплении и совершенствовании практических умений и навыков Метод упражнений обеспечивает прочность усвоения умений и навыков, поэтому в начале следует добиваться правильных действий.

Метод обучения – практическая работа – направлена на решение практических задач в ходе занятий.

Самостоятельная работа – метод обучения, который выступает внутренней основой всех методов обучения и объединяет их в дидактическую систему.

Самостоятельная работа позволяет устанавливать индивидуальный, наиболее оптимальный темп изучения материала. Поэтому ставятся самые различные учебные цели: приобретение новых знаний или углубление имеющихся.

Методы активного обучения – на современном этапе развития педагогической теории и практики их выделяют как особую группу. Это игры, мастерские, тренинги и другие инновационные методы. Они предназначены для развития творческого мышления и навыков мыслительной деятельности, для формирования умений принятия обоснованного и инициативного решения проблем и ситуаций.

 

Принципы обучения. (Для домашнего задания)

Принципы – это исходные положения какой- либо теории, руководящие идеи.

В принципах обучения выражены требования закономерностей процесса обучения, его противоречий и логики. Дидактические принципы – это основные положения, определяющие содержание, организацию и методы обучения. В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения. Каждый принцип включает в себя правила(требования), раскрывающие отдельные стороны обучения, но ни один принцип не может быть сведен к сумме тех или иных правил.

Есть общепринятые принципы обучения – это принцип научности, систематичности, наглядности, доступности, связи теории с практикой, обучения с жизнью, прочности и действенности результатов, творческой активности и самостоятельности, сочетание коллективных и индивидуальных форм обучения.

Наиболее общепризнанными считаются следующие принципы обучения:

1. Социальная обусловленность, гражданственность обучения

2. Научность

3. Практическая направленность

4. Наглядность

5. Доступность и высокий уровень трудности обучения

6. Сознательность, активность и самостоятельность обучающегося при руководящей роли педагога.

7. Систематичность, последовательность и комплексность в обучении

8. Прочность усвоения материала в обучении, прочность результатов обучения и развития познавательных сил.

9. Коллективизм и индивидуальный подход к обучению, рациональное сочетание коллективных(групповых) и индивидуальных форм и способов обучения

10. Гуманный, воспитывающий и развивающий характер обучения.

 

Вводы:

Анализ методов, взятых из разных классификаций, показывает, что следует расширить набор методических приемов, предложенных Н.М. Верзилиным в качестве структуры методов обучения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.