КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Поэтическая легенда о сказочной горной долине Ергене-Конг
Долина рисуетсяместом мирного обитания племен, недоступном для врага. Она окружена со всех сторон неприступными горами, и жизнь обитателей долины безопасна. Эпос «Коркыт-ата» – возник в кыпчакско-огузской среде бассейна Сырдарьи в VII-X вв. и распростронялся изустно. Записан только в XIV-XVI вв. азербайджанскими и турецкими писателями. Состоит из 12 поэм и рассказов о героических похождениях огузских богатырей. События происходят на Сырдарье, в Средней Азии, на Кавказе и в степях Сары-Арки. Говориться об усунях и канглах, о разделении Огузов на внутренних и внешних. Речь ведется от лица реального лица – бека огуз-кипчакского племени Кият Коркыта (основоположник музыкальных произведений для кобыза, эпического жанра и искусства врачевания). Первым исследователем книги был немецкий ученый Диц (1815). До наших дней сохранились две ее рукописи в Дрездене и Ватикане. В 1999 г. было отмечено 1300 летие со дня написания. Эпос «Огуз-нама» – записан в XIII в. Рашид ад Дином, затем в XVIII в. Абулгазы. Основное действующее лицо эпоса - Огыз-каган, которому приписываются сверхъестественные силы: Поэма посвящена его детству, подвигам, победе над одноглазым великаном Киятом, женитьбе и рождению сыновей, носящих имена Солнце, Луна, Звезда, Небо, Гора, Море. Став правителем народа уйгур, ведет борьбу с соседями, правителем Алтыном (Китай) и Урумом (Рум-Византия). В эпосе рассказывается о происхождении славян (Урусбек-оглы Саклаб), карлыков (Кагарлык-бек), кангаров (Биллик Кангалук), кыпчаков (Улыг Орду-бек Кыпчак). ЛИТЕРАТУРА Юсуф Хас-Хаджиб из Баласагуна. Автор крупнейшего поэтического произведения «Куатгу билик» (Благодатное знание или наука о счастье), посвященное Сатук Богра хану (основатель династии Караханидов). Юсуф родился в 1015 (1021) г., воспитывался при дворце, побывал во всех крупных научных и культурных центрах государства Караханидов, выучился многим тюркским языкам, а также персидскому, арабскому и китайскому. Изучал историю, астрономию, геометрию и другие науки. Его отец был известный музыкант и посвятил правителю Баласагуна произведение для кобыза «Дарди Хусани». Около 1069 г. он написал свою поэму, обессмертившую его имя. Материал для нее он собирал более 30 лет. Общий объем – 13 тысяч двустиший. В основе поэмы – эпизоды и предания, связанные с районами Жетысу, Иссык-Куля, Кашгарии. Упоминаются города Баласагун, Тараз, Кашгар, р. Сырдарья, племена чигилей, карлыков, огузов. Поэма построена в виде диалогов, изречений, назиданий. В поэме ведут диалог аллегорические образы, олицетворяющие четыре основных свойства: Кунтолды – справедливость, Айтолды – счастье, Ойтолды – разум, Одгурмуш – довольство. Основное идейное содержание поэмы заключается в том, что знания – единственный источник для благополучия правителей и народа. Государством должен управлять просвещенный правитель, облаченный благодатным знанием. Поэма – кладезь афоризмов. Например, «Где мудрость, там и величие, где знание, там и высота», «Значение знаний доступно читающему, значение красоты доступно мастеру», «Сабля косит людей, ручка исправляет человека», «Дни жизни спешат, лишь о нужном пекись». Полный текст поэмы переведен под руководством академиком Н. Кононовым и издан в 1983 году. Перевод на казахский язык осуществлен А. Егубаевым в 1986 г. Ходжа Ахмет Яссави – проповедник ислама XI-XII вв., написал сборник стихов «Дивани Хикмет» (Книга мудрости). Яссави родился в Испиджабе в конце XI в., большую часть жизни провел в г. Яссы. Его отец Ибрагим был степным музыкантом и поэтом. В Испиджабе Ахмет учился у имама Арстан-баба, продолжил обучение в Бухаре у шейха Юсуфа Хамадани, известного проповедника суфизма в Средней Азии. После смерти учителя Ахмет занял его место, затем переехал в Яссы. Умер в 1167 г. Гробница, воздвигнутая над его могилой по приказу Караханидов была разрушена в XIII в. Но уже в XIV в. по приказу эмира Тимура воздвигнут целый религиозный комплекс. «Дивани-Хикмет» - сборник стихи религиозно-мистического характера, выражающие неприятие зла, жадности, жестокости. Следуя учению суфизма, выступает против священнослужителей, стремящихся к наживе, личному благополучию, проповедует аскетизм и смирение. Путь к истине – это путь к богу. Вместе с тем в ней можно найти факты культурно-исторического, социально-бытового и этнографического характера. Сулейман Бакыргани (Хаким ата) – ученик и единомышленник Яссави. Родился в 1104 г. в г. Яссы. По совету Ахмета Яссави едет учиться в Самарканд, Бухару, Хорезм, Дамаск. В конце своей долгой жизни Сулейман уезждает в Хорезм и живет в зимовке Бакырган. Умер в 1186 г. Его произведение «Заму назир китабы» (Книга о конце света) написана под влиянием «Дивани Хикмет». Основная мысль – все на свете хорошее и плохое создано по воле Бога. Когда наступит конец света, погибнут все грешный и святые, ангелы и черти, вся Вселенная, останется лишь Бог, который вновь создаст мир, и все возвратится к жизни. Книги Яссави и Бакыргани были учебным пособием во всех медресе Средней Азии и Казахстана.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1100; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |