Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Городская культура




Азиб Ахмет Махмудулы Югнеки

«Хибат ул-Хакайк» (Подарок истины) – единственная книга дошедшая до нас. Ахмет родился в конце XII в. в местечке Жуйнек недалеко от Яссы. С детства изучал богословие, арабский и персидский языки.

Его книга состоит из 14 глав, 235 стихов. Основная мысль – польза знания, основы морали, человечности. Люди должны работать, не покладая рук, не злословить, достойно прожить жизнь, которая достается лишь один раз.

В 1212 г. появилась оригинальная тюркоязычная поэма на коранической основе «Юсуф и Зулейха». Ее автор поэт по имени Али. Язык поэмы, будучи кыпчакским в своей основе испытал влияние диалектов огузской группы.

 

В период средневекоья Казахстан насчитывал десятки цветущих городов с прекрасными архитектурными ансамблями. В настоящее время достаточно хорошо в археологическом плане, изучены остатки средневековых городов Отрара, Туркестана, Кулана, Кайпака, Тальхира, Сарайшика. Арабский географ Мухаммед ибн Ахмед-ал-Макдиси, объездивший все мусульманские страны пишет об округе Испиджаб (Южный Казахстан):

«Он расположен в середине округа Мавераннарх, главный город – того же имени.

К число городов округа относятся: Хурлуг, Джумишлагу, Арсубаникет, Бараб,

Шавгар, Сауран, Тараз, Зерах, Шагилджан, Баладж, Барукент, Бурух, Яганкент,

Азахкент, Раванджам, Дех Нуджикент,, Джикиль, Барсхан, Атлах, Джумкант,

Шельджи, Лабан, Куль, Сус, Табакент, Кулан, Мирки, Нушкент, Джамук, Лакра,

Балу, Урду, Навакент,Баласагун, Шуи, Абалык, Мадакент, Яг, Барсиан, Дух Нави,

Балыг, Джаркан, Якальпс, Катак, Шур, Чашма, Диль, Авас, Джаркерд».

Макдиси делит все города на 3 категории – миср (цари), касаба (военачальники), медина (воины). Главная характеристика – соборная мечеть.

 

Город – центр ремесла и торговли, но основная функция – административный центр.

Среднее течение СырдарьиИсфиджаб, Кенджид, Фараб, Ясы.

Нижнее течение СырдарьиЯнгикент, Сыгнак, Дженд, Барченлыкент,.

ЖетысуШельджи, Тараз, Суяб, Баласагун, Ики-Огуз, Каялык, Алмалык.

Иртыш – арабы и персы пишут о 12 кимекских городах - Хакан, Хакан-кимек, Имакия.

ЦК – Нура: Аксикент, Сарысу: Жубаныш, Улубагыр, Ишим: Кырык-Кудук, Бузук, Ботагай

Тургай: Канглыкент, Каракорум, Аксакал-Барби, Барсук.

Города Тараз, Испиджаб, Суяб не уступали Самарканду.

Название городов – кент, балык. Дополнительные слова: таш, шим, қүм – строительный материал. В Илийской долине – тортколь, тортбурыш, кора (четырехугольники).

План города: цитадель (замок правителя) – шахристан (район знати) – рабад (район ремесла и торговли).

 

Тараз – в 2002 г. отметил 2000-летие. Талас известен с VI в.- в 568 г. к кагану Дизабула прибыло посольство византийского императора Юстиниана во главе с Земархом Киликийским. Самый богатый городов во времена караханидов и карлуков. Около 630 г. он упоминается Сюань Цзаном как значительный торговый центр, окружностью 8-9 ли (1 ли =0,3-0,5 км). Сведения о Таласе содержаться в маршрутниках, древних хрониках и географических сочинениях. В рукописи из Ходжо (8 в.) Талас – «город славных и благословенных тюрок-чаруков». Его месторасположение в центре земледельческой равнины, рядом с серебряными рудниками Таласского Алатау способстауют экономическому и культурному подъему. Макдиси пишет: «Это большой укрепленный город с множеством садов, густо заселенный, у него ров, четверо ворот и населенный рабад. У ворот Медины большая река, за ней часть города, через нее есть переход. Соборная мечеть среди рынков». «В 893 г. Исмаил ибн Ахмед пошел войной на Талас и перенес немало трудностей. В конце концнв эмир Таласа сдался и принял ислам… он забрал так много верховых животных, что нельзя было сосчитать, большую церковь сделал соборной мечетью. Каждому мусульманскому всаднику досталось из добычи 1000 диргемов». С VII в. чеканяться серебрянные дирхемы. – канализация, система отпления, водопровод, арочные подземные тоннели (керамические трубы). Общественные бани (125 кв.м), водопровод. Расцвет прекращается в XIII в. сначала он разрушен хорем-шахом Мухаммедом, в числе городов, которые он не хотел отдать монголам, затем там происходят столкновения монгольских ханов за власть. При тимуридах он носил название Яны-Талас. Самая яркая археологическая находка – статуэтка танцовщицы в Греко-бактрийском стиле. Рядом с Таразом располагались крупные города Джамукат, Атлах (в 751г. – бтва арабов и китайцев; найден камень с древнетюркской рунической надписью «Атлах»), Адахкес, Нижний Барсхан, Джикиль, Касрибас (ставка карлукского правителя).

Испиджаб – Сайрам. Центр транзитной торговли. Серебрянные дирхемы. Тимы – большие караван-сараи для продажи тканей. Аль-Макдиси: «Большой, крупный город. Он имеет рабат и населенную медину. В медине крытые рынки, рынок полотна и соборная мечеть. Она имеет четверо ворот, у каждых ворот рабат: ворота Нуджакента, ворота Фархана, ворота Шакраны, ворота Бухары. Рабаты нахшебцев, бухарцев, самаркандцев, рабат Каратегина, а в нем его могила и рынок, ежемесячный доход которого7000 диргемов он завещал на выдачу беднякам хлеба и пропитания. Говорят в городе 17000 рабатов. Это славная програничная крепость и место борьбы за веру вокруг его рабата стена, а в нем самом заброшанная цитадель Они не знают неурожая и не платят хараджа. Их плоды небольшого размера, хороши и сладки. Чистый город, приятная жизнь». Его окружность составляла 6-7 ли (1 ли =0,3-0,5 км).

Отырар (Фараб) – в источниках упоминается с 30 гг. 8 в., но возможно, он существовал раньше под названием Тарбан (Трабан) и упоминается в рунических надписях Куль-тегина и Бильге-тегина. Об этом свидетельствует и географ 13 в. Йакут: «Турарбанд… город за Сейхуном, из самых отдаленных городов Шаша. Народ этой страны произносит по разному это имя, они говорят Турар или Отрар». Правитель Отрара в V-VI вв. чеканил собственную монету и назывался «царем Отрарбенда». В округе имелось несколько поселений и городов. Один из них Кедер, возвысившийся в 9-10 вв. до уровня столичного центра оазиса, что связано с подчинением этого района огузам. В нач. 9 в. упоминается в сообщениях о походах арабов Фадла ибн Сахля против мятежных владетелей: «И он постарался овладеть областью Отрара. Он убил начальника местности и взял в плен сыновей карлукского джабгу». Наибольший территориальный рост – 10-12 вв. до 200 га. в городе функционировал водопровод, были общественные бани и на территории рабата. Легенда гласит, что Отрарская библиотека по числу книг была второй после знаменитой Александрийской

Суяб – «в нем смешанно живут торговцы из разных стран, а половину города составляют купцы». Его окружность составляла 6-7 ли (1 ли =0,3-0,5 км). Владетель Суяба мог выставить 20 000 воинов («Хадуд ал-алам», анаонимное географическое сочинение Х в.)

Туркестан (Ясы) – в 2000г. отметил 1500-летие. Входил в средневековый округ Шавгар, а с XIII в. – главный город Туркестанского оазиса. Здесь чеканились монеты хорезмшаха Мухаммеда ибн Текеша. С постройкой мавзолея над могилой Ахмеда Ясави с XIV-XV вв. приобретает широкую известность. Центр тимуридских, затем шейбанидских наместников, столица Казахского ханства Рузбихан (XIV в.) называл его столицей Туркестана. При раскопках находят многочисленные клады монет, что говорит о политической и экономической роли города. Исследован некрополь Туркестана, формирование которого относится к I тыс. до н.э. В округе Туркестана исследуются городища Шойтобе, Сауран (комплекс Сауранского медресе, архитектура, которого была известна на Востоке).

Кулан – пос. Луговое Джамбульской области.Впервые упоминается с первой половины VII в, а с VIII в. в арабских источниках он упоминается как крупный военный центр. Арабы в 751 г. пошли на негов поход, так как в нем располагались крупные силы тюрок. Макдиси (X в.) пишет: «Кулан – укрепленный город, соборная мечеть в медине. Он уже опустел». Археологические раскопки свидетельствуют о трех этапах развития города с VII по XII вв. интересен дворцовый комплекс. Он располагался вокруг мощенного камнем двора, входное помещение украшено панелями из резного штука (растительные и геометрические мотивы с включением человеческих фигурок и панно с изображением животных).

Каялык (Кайлак) – с. Антоновское под Талдыкорганом. В X-XIII вв. был столицей карлукских джабгу. Сведения о нем содержаться в дневнике Гильома Рубрука («большой город с базаром»), который проезжал через город осенью 1253 г. по пути в ставку монгольского хана Мунке. Его посещали многие купцы. В городе кроме местного населения жили выходцы из Ирана и других стран. кроме мечетей имелись буддийские (XIII в., из сырцового кирпича, роспись) и манихейские храмы. Площадь городища 120 га.:

  • интересен дом горожанина, который отапливался системой подпольных жаропроводящих каналов (каны),
  • собрана коллекция иранской люстровой посуды, китайской керамики, сирийского стекла, дворцовая баня с горячими и прохладными моечными, серией ванн различных размеров.

Вокруг Каялыка исследованы 20 городищ, среди них городище Лепсы, которое Рубрук упоминал, как «несторианское селение, где есть христианская церковь».

Тальхир (Талгар) – в персидском географическом сочинении IX в. есть упоминание: «Два селения Тон и Тальхир расположены среди гор на границе между владениями джикилей и карлуков, вблизи озера Иссык-Куль». Городище датируется VIII-XIV вв. В нач. XIII в. известно о небольшом городке в предгорьях Заилийского Алатау – железоделательный центр в масштабах Центральной Азии. Город был окружен валом, углы которого защищались круглыми выступающими башнями. В IX-XII вв. был монетный двор.Во времена расцвета занимал территорию в 28 га. Находки свидетельствуют, что жители Тальхира

· сохраняли традиции кочевого образа жизни (юрты в хозяйственных постройках),

· о высоком уровне железоплавильного и кузнечного ремесла (коллекция изделий из булатной стали),

· торговле (изделия из китайского фарфора и селадона, иранской бронзы, среднеазиатской керамики).

 

Особенности раннесредневековых городов Казахстана:

1. города были неразрывно связаны с кочевым миром

2. часть населения города занималась отгонно-пастбищным скотоводством на летних кочевьях

3. города возникали как административно-торговые центры (в Европе – торгово-ремесленные). Величина города определяется административной ролью.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.