Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы преодоления многозначности




Многозначность

Слова в языке могут иметь не одно, а два или несколько значений. Способность слова употребляться в более чем одном значении называется м н о г о з н а ч н о с т ь ю, или п о л и с е м и е й (от греч. poly 'много' и sema 'знак').

Так, например, прилагательное глухой имеет несколько значений; отличить их друг от друга можно по разной сочетаемости слова глухой: 1) глухой старик — 'лишенный слуха или плохо слышащий'; 2) глухой звук — 'неясно звучащий'; 3) глухое недовольство — 'затаенное, скрытое'; 4) глухая улица — 'тихая, без признаков жизни'; 5) глухая стена — 'сплошная, без отверстий'; 6) Он глух к моим просьбам — 'неотзывчив'.

Одно из значений многозначного слова является п е р в и ч н ы м, исходным, а другое или другие — в т о р и ч н ы м и, появившимися в результате развития первичного значения. Так, в слове глухой первичное значение 'лишенный слуха или плохо слышащий' (глухой старик), а остальные значения являются вторичными. В глаголе резать значение 'разделять на части острым инструментом' (резать хлеб, мясо) первичное, а другие значения вторичные. Когда мы говорим Веревка режет руки, то уподобляем воздействие веревки воздействию острого инструмента — она как бы режет (причиняя боль и оставляя на руках след, но, конечно, не разделяя на части). Такое уподобление различных действий и состояний действию резать можно выявить и в других значениях глагола; ср.: Яркий свет резал глаза; Лекарства не помогают, надо резать — оперировать); Вы меня без ножа режете — 'ставите в безвыходное положение'; резать студентов на экзамене — 'проваливать'; резать мяч — 'ударяя по летящему мячу, резко менять направление его полета' и т.п.

 

Многозначность слова обычно снимается, как это было показано выше, за счёт контекста, интонации, актуального членения, учёта всей ситуации общения, но, тем не менее, по причине многозначности могут возникать коммуникативные сбои.

Небрежное использование многозначных слов может привести к комическому эффекту, на который автор совсем не рассчитывал.

 

Билет 5. Объективные и субъективные аспекты значения в слове и фразеологизме и ценность каждого из этих аспектов для рецепции и продукции.

 

В слове существует несколько типов значения – номинативное, оценка говорящего (субъективное), ассоциации, прагматический компонент. Не у каждого слова все 4 компонента.
1. В которых нет оценки вообще. (стол, стул, дерево – в системе языка нет оценки, но в системе речи каждого человека даже такие слова могут приобретать оценку или ассоциацию)
2. Есть слова, у которых есть оценка – друг/дружище, помощник/пособник, девочка/девчушечка. Как отличить, есть ли в системе языка оценка или нет? Подбирать лексические пары. Революция/переворот, помощник/пособник – пары, отличаются только оценкой. В системе языка можно выразить оценку.

Объективный аспект значения в слове (и фразеологизме) дает понятие о предмете, явлении и т.д. в целом, суть.

Субъективный компонент позволяет узнать отношение говорящего к предмету разговора.

 

Какие средства служат для выражения оценки? Суффиксы, синонимы
Хотим выразить значение «большой» - прибавляем приставку
Маленький – суффикс, результат – совершенный вид

 

Функции, которые выполняет слово в акте коммуникации, сводятся к следующим: 1) обобщающая (сигнификативная); 2) номинативная (референтная); 3) экспрессивная (или эмотивная).

 

1. Сигнификативная функция слова состоит в обобщении однородных, однотипных с точки зрения данного языкового сознания предметов. Мы не можем обозначить предмет восприятия, если у него нет имени, принятого в данном языке. С помощью имени человек классифицирует мир.

2. Номинативная функция слова связана с обозначением не класса предметов, не «предмета вообще», а конкретного предмета восприятия. Конкретный предмет, к которому относится данное высказывание, называется референтом. Между словом и референтом устанавливаются отношения референции (Это моя любимая книга). Референция возникает в речи тогда, когда именуются конкретные единичные предметы.

3. Экспрессивная функция.

Говорящий выражает самого себя в слове. Есть слова, которые выполняют только экспрессивную функцию: сволочь, мерзавец, верзила, обормот, скряга, мымра, выскочка и мн. др. Выражаемое словом понятие называется сигнификатом (от лат. signifikatum – ‘обозначаемое’).

Билет 6. Практика современных толковых словарей русского языка и ее адекватность решению задач рецептивной деятельности.

 

Толковые словари — основной тип лингвистических словарей. Как следует из самого их названия, они предназначены для того, чтобы истолковать, описать значения слов. Однако одновременно с этим составители толковых словарей решают и ряд других задач.

 

Объяснение значения слова в словаре называется его т о л к о в а н и е м. Толкование является центральной частью словарной статьи в толковом словаре, потому что сам такой словарь предназначен для того, чтобы объяснять, что значит то или иное слово, истолковывать его смысл. Толкование имеет вид словосочетания или предложения, в котором данное слово объясняется с помощью других, более простых по смыслу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1166; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.