Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научный стиль




Семинарское занятие № 4

Вопросы.

1. Экстралингвистические и языковые особенности научного стиля.

2. Подстили научного стиля.

3. Жанры научного стиля: статья, тезисы, доклад, реферат, аннотация, конспект.

4. Курсовая работа: структура и языковые особенности. Правила оформления. Цитаты и сноски. Библиография.

 

Задание 1. Определите, каким стилям соответствуют данные характеристики

Название стиля характеристика
  Прямо и непрерывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо
  Логично, последовательно, аргументированно, точно и беспристрастно передается информация, сообщаются знания
  Непринужденно, зачастую с нарушением литературных норм, выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей
  Официально, точно, по общепринятому стандарту излагается что-либо
  Через систему художественных образов повествуется о чем-либо с целью воздействия автора на читателя

Задание 2. К какому стилю относятся приведенные ниже тексты?

Город – крупное поселение, жители которого заняты главным образом в промышленности и торговле, обычно административный и культурный центр окружающего района. Город возникает на том уровне развития общества, когда разделение труда приводит к отделению ремесла от сельского хозяйства и к возникновению регулярного товарообмена.

Мы живем в нашем городе, учимся, работаем, отдыхаем. Мы мчимся в вихре своих дел, проблем, надежд. Наш город – мегаполис, человеческий муравейник, центр политической, экономической и культурной жизни страны.

Как многоярусные соты, дымился, и шумел, и жил Город. Прекрасный в морозе и тумане на горах, над Днепром. Целыми днями винтами шел из бесчисленных труб дым к небу. Улицы курились дымкой, и скрипел сбитый гигантский снег. И в пять, и в шесть, и в семь этажей громоздились дома…

В целях обеспечения расширенного обновления экономики города необходимо развивать производство строительных материалов.

Привет! Был сегодня в городе? Что там творится! Все готовятся к празднику, такая кутерьма!

 

Задание 3. Какие подстили научного стиля представлены ниже? Аргументируйте свою точку зрения.

1. Логическое мышление в процессе изучения русского языка – «это способность и умение учащихся правильно представлять себе явления языка в их существенных свойствах и отношениях» (М.Т.Баранов). Развивать логическое мышление на уроках русского языка – значит формировать у школьников способность логически мыслить. Проявляется логическое мышление в процессе овладения знаниями о русском языке в следующих важнейших умениях:

- выделение главного, существенного в языковом явлении;

- установление сходства и различия между языковыми явлениями;

- группировка, классификация языковых явлений по определенному основанию;

- формулирование обобщающих выводов.

2. Аукцион – продажа с публичных торгов, при которой продаваемый товар или имущество приобретаются лицом, предложившим наивысшую цену. Аукционная продажа может быть принудительной, т.е. организованной самим продавцом, либо осуществляемой им через специальную организацию, выступающую в этих отношениях в качестве комиссионера.

3. Существительное аллея относится к числу тех слов, правописание которых обычно дается в «словарном порядке». Между тем о нем можно не только менторски сказать: «Запомните: здесь надо писать два л», но и рассказать почему. Особенно полезно это и просто будет сделать, если изучается французский язык. Дело в том, что написание аллея передает орфографию своего французского первоисточника – allée «аллея» (буквально «проход, дорога»), которое унаследовало два л от своего «родителя» - глагола aller – «идти, проходить». Так что два л в аллея так же законны, как скажем, о, а не а в слове пр о ход.

4. Трудовыми ресурсами называется население, способное работать в народном хозяйстве. Их основная часть — население в трудоспособном возрасте. В России нижняя граница трудоспособного возраста — 16 лет, а верхняя определяется возрастом выхода на пенсию по старости: мужчины с 60 лет, женщины с 55 лет. Этот показатель в России значительно ниже, чем в большинстве стран Запада, где на пенсию выходят на 5 лет позже: мужчины в 65 лет, женщины в 60 лет.

5. Товарная структура добываемых алмазов на определенной территории чаще всего не соответствует условиям рентабельного ведения гранильного бизнеса на этой территории. В свою очередь, товарная структура производимых на ней бриллиантов чаще всего не соответствует товарной структуре производимых ювелирных изделий с бриллиантами, что определяется потребительскими свойствами конкретного внутреннего рынка.

6. Аффект (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – кратковременное, резко выраженное, стремительно развивающееся состояние человека, которое характеризуется сильным и глубоким переживанием, ярким внешним проявлением, сужением сознания и снижением контроля за своими действиями. Различаются два вида аффектов: физиологический и патологический. <…>

7. Такие объекты инфраструктуры, как дороги, обходятся России довольно дорого. Существуют исследования ученых, показывающих, что ни одно, даже самое лучшее асфальтовое покрытие не выдержит больших колебаний температуры. Слишком часто повторяющиеся циклы «трещина > попадание воды > замерзание воды > расширение трещины» способно быстро разрушать любые, даже скальные породы.

 

Задание 4. Укажите, какие определения соответствуют данным терминам.

  кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи и т.д.
  самостоятельный элемент текста, отдельное звено в общей динамике мысли и показатель перехода от одной мысли к другой
  отдельное слово или словосочетание, обозначающее какое-либо специальное понятие и предназначенное для удовлетворения специфических нужд общения в рамках определенной научной отрасли
  текст, созданный на основе первоисточника в результате его компрессии
  сжатая, краткая характеристика книги (статьи, сборника), ее содержания и назначения. В тексте этого жанра перечисляются основные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуется его структура
  адекватное по смыслу изложение первичного текста. Текст работы отвечает на вопрос: «Какая информация содержится в первоисточнике, что излагается в нем?»
  точная, буквальная выдержка из какого-либо источника

Слова для справок: метатекст, термин, реферат, абзац, цитата, аннотация, тезисы.

 

Задание 5. В каких жанрах научного стиля могут использоваться следующие клише?

1) В книге (статье) рассматривается…; книга состоит из … глав (…частей); книга (статья) предназначена для…

2) Цель автора – объяснить (раскрыть)…; сборник рассчитан на…; работу надо прочитать…

3) Статья посвящена…; сборник рассчитан…; основные положения работы следующие…

4) В книге изложены…; автор затрагивает проблемы…; автор приходит к следующим выводам…

 

Задание 6. Прочтите статью. Определите ее подстиль. Составьте тезисы данной статьи, реферат и аннотацию к ней.

Аромат звуков

Известно, что качество кулинарных изделий зависит не только от их вкуса, но и от запаха. Однако недавно обнаружилось, что свой вклад вносит также слух: оказывается, информация, получаемая мозгом через обонятельные рецепторы, изменяется с изменением характера звуков и их громкости.

Открытие обонятельно-слухового чувства было сделано Дэниелом Уэссоном (Daniel Wesson) из Научно-исследовательского института психиатрии Натана Клайна в Оринджбурге, штат Нью-Йорк, случайно. «Я просто пытался понять, каким образом обонятельный бугорок реагирует на запах», — говорит он, имея в виду некую структуру в области основания головного мозга, чья причастность к восприятию запаха была обнаружена только в 2004 г. Однажды, попивая кофе за лабораторным столом, Уэссон заметил, что у исследуемой мыши возросла импульсная активность бугорка.

Вместе со своим коллегой Доналдом Уилсоном (Donald Wilson) из того же института Уэссон тут же принялся детально исследовать природу такой активности. Прежде всего было показано, что бугорок действительно реагирует на запах: 65% его клеток у 23 анестезированных мышей активировались под влиянием по крайней мере одного из пяти запахов. Данное открытие было важно само по себе, поскольку никто не знал, различают ли клетки бугорка запахи. Считалось, что на это способна лишь грушевидная область коры головного мозга. Уэссон и Уилсон повторили эксперимент, однако на этот раз стимулом служил звук; на него отреагировали 19% клеток.

Последующие опыты «полностью изменили наш взгляд на восприятие запаха, — говорит Уэссон. — Мы воздействовали на клетки бугорка комбинацией запахов и звуков и увидели, что в 29% случаев реакция усиливается или подавляется в зависимости от наличия или отсутствия второго стимула». Например, иногда клетки не реагировали ни на запах, ни на звук, но активировались — причем в значительной степени — в ответ на комбинацию таких стимулов.

Свидетельства взаимозависимости звуковых и обонятельных ощущений появились еще в середине 1800-х гг. Тогда французский парфюмер Септимус Пьесс (G.W. Septimus Piesse) составил каталог запахов, основанный на аналогии со звуковыми стимулами. Однако Уэссон и Уилсон стали первыми, кто дал этим свидетельствам нейрофизиологическое объяснение. Впрочем, следует учитывать, что электрическая активность не всегда точно соответствует восприятию, поэтому не мешало бы проверить, какой именно запах ощущают мыши и что они слышат. Изменение сенсорной активности, даже меньшее, чем в описанных экспериментах, может оказать существенное влияние на восприятие. «Теоретически одного всплеска активности может быть достаточно, чтобы различить по запаху мандарин и манго», — говорит Уэссон.

Обонятельно-слуховая интеграция — еще одно свидетельство тесной взаимосвязи сенсорных систем разного типа. «Если нам хочется думать, что человеку свойственны пять видов чувств, это не значит, что так оно и есть, — замечает Доналд Кац (Donald Katz), нейробиолог из Университета Брандейса. — В конце концов, наш мозг воспринимает объект в целом и затем обрабатывает информацию».

Обонятельно-слуховое чувство имеет многообразные проявления. Возможно, именно оно причастно к такому таинственному патологическому состоянию, как синестезия, при котором вы «видите цвет музыки». Уэссон и Уилсон планируют создать устройство, которое посылало бы звуковой сигнал собакеищейке всякий раз, когда она «ловит запах», с тем чтобы повысить ее чувствительность к взрывчатым и другим опасным веществам. Но для этого придется выяснить в деталях, звуки какой частоты и громкости наиболее эффективно усиливают или подавляют восприятие запаха.

Кое-какие эксперименты вы можете проделать сами. Проверьте, на каком звуковом фоне запах блюда — а значит, и его вкус — кажутся вам более привлекательными. Возможно, под песенки в исполнении Бейонсе ризотто с шафраном понравится вам больше, чем под музыку Бетховена.

Линн Пиплз

 

Задание 7. Исправьте ошибки в оформлении библиографического списка, опираясь на образец.

Образец:

1) Граудина Л.К. Культура русской речи и эффективность общения. – М., 1998. – 218 с.

2) Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: Учебное пособие. – М.: Издательство БЕК, 1997. – 348 с.

ИЛИ (без указания издательства):

Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: Учебное пособие. – М., 1997. – 348 с.

3) Новый иллюстрированный словарь иностранных слов с приложениями / Под ред. В.Бутромеева. – М., 1998. – 540 с.

4) Ширшов И.А. Множественность словообразовательной мотивации в современном русском языке / Отв. ред. Т.А.Архангельская. – Ростов н/Д.: Изд-во Ростов. ун-та, 1981. – 117 с.

5) Хаймович Б.С. О единицах грамматической сферы // Вопросы языкознания. – 1968. – № 6. – С. 25-31

6) Ханпира Э. Окказиональное словообразование В.В.Маяковского (отыменные глаголы и причастия). Автореф. дисс… канд. филол. наук. – М., 1966. – 15 с.

 

  1. Н.А.Бердяев Смысл истории. – М., 1990. - С. 166
  2. Ю.К.Бабанский Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – Просвещение, 1982. – 234 с.
  3. Перегудов Ф.И. Основы системного проектирования АСУ организационными комплексами – Томск. ТГУ. 1984. С. 254
  4. Барабанщиков А.В. Сосредоточить внимание на коренных проблемах / Вестник высшей школы. 1972. № 10. С. 45-68
  5. Дидактические основы методов обучения // Отв. ред. Лернер И.Я. – М.: Педагогика, 1981
  6. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программирования обучения. М., МГУ, 1969. – 132 с.
  7. Вопросы юриспруденции (сборник научных трудов) Под ред. Алимова Х.А., Компанцева А.К. – Ташкент, 1999
  8. Лавренюк А.Ф. «Введение в программирование» Томск, 2010
  9. Мальцева Т.И. Женщины говорят иначе/ Русская речь, 2004, № 3, 15-18 с.

 

Задание 8. Какие ошибки при цитировании допущены ниже? Исправьте их.

1. Один из крупнейших и глубочайших русских философов Н.А.Бердяев определял культуру следующим образом «Культура связана с культом предков, с преданиями и традициями. Она полна священной символики, в ней даны знания и подобия иной духовной действительности… Она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями».

2. Бердяев с горечью пишет: «…Старая Европа изменила своему прошлому, отреклась от него. Мещанская цивилизация победила в ней старую священную культуру».

3. Вл. Соловьев, определяя достоинство личности, пишет, что «Никакой человек ни при каких условиях и ни по какой причине не может рассматриваться как только средство… - он не может быть только средством или орудием ни для блага другого лица, ни для блага целого класса, ни, наконец, для так называемого общего блага».

 

Задание 9. Расставьте знаки препинания при различных видах цитирования.

Разве Пушкин объяснялся без конца в любви к народу? Нет, он писал для народа утверждал Расул Гамзатов.

Исократ говорил слово является вождем всех дел и всех замыслов.

Один из крупнейших и глубочайших русских философов Н.А.Бердяев определял культуру следующим образом культура связана с культом предков, с преданиями и традициями. Она полна священной символики, в ней даны знания и подобия иной духовной действительности… Она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями.

Вл. Соловьев писал, что никакой человек ни при каких условиях и ни по какой причине не может рассматриваться как только средство… - он не может быть только средством или орудием ни для блага другого лица, ни для блага целого класса, ни, наконец, для так называемого общего блага.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2192; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.