Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Китай. Личности




Сунь Ятсе́н (кит. трад. 孫逸仙, упр. 孙逸仙, пиньинь: Sūn Yìxiān, палл.: Сунь Исянь; Сунь Вэнь (литературный псевдоним); Сунь Чжунша́нь (имя в эмиграции); 12 ноября 1866 — 12 марта 1925) — китайский революционер, основатель партии Гоминьдан, один из наиболее почитаемых в Китае политических деятелей. В 1940 году Сунь Ятсен посмертно получил титул «отца нации».

Чан Кайши (англ. Chiang Kai-shek, кит. трад. 蔣介石, упр. 蒋介石, пиньинь: Jiǎng Jièshí, палл.: Цзян Цзеши; 31 октября 1887 — 5 апреля 1975) — военный и политический деятель Китая, возглавивший Гоминьдан в 1925 г. после смерти Сунь Ятсена; президент Китайской Республики, маршал и генералиссимус.

Фэн Юйсян (кит. трад. 馮玉祥, упр. 冯玉祥, пиньинь: Féng Yùxiáng, старый вариант написания Фын Юй-сян; 26 сентября 1882, провинция Чжили — 4 сентября 1948, Чёрное море) — китайский военный и политический деятель; маршал Китайской республики с 1927 года.

Сёстры Сун (кит. упр. 宋家姐妹, пиньинь: Sòngjiā Jiěmèi, палл.: Сунцзя Цземэй) — три сестры, сыгравшие значительную роль в истории Китая в XX веке. Каждая из них была женой крупного политического деятеля. Согласно распространённому выражению[1], «одна из них любила деньги, одна любила власть и одна любила Китай» (кит. трад. 一個愛錢、一個愛權、一個愛國, упр. 一个爱钱、一个爱权、一个爱国, пиньинь: yí ge aì qián, yí ge aì quán, yí ge aì guó, палл.: И гэ ай цянь, и гэ ай цюань, и гэ ай го).

Сун Айлин (1890—1973); «любила деньги»; была женой состоятельного бизнесмена и премьер-министра Китая в 1938—1939 Кун Сянси.

Сун Цинлин (1893—1981); «любила Китай»; была женой первого президента Китая Сунь Ятсена; незадолго до смерти стала почётным Председателем КНР.

Сун Мэйлин (1897—2003); «любила власть»; была женой лидера Гоминьдана и президента Китайской Республики Чан Кайши.

О положении семьи можно судить по тому, что их брат, Сун Цзывэнь, был одним из крупнейших китайских бизнесменов своего времени. История семьи Сун оказалась столь примечательна, что стала предметом экранизации (1997, «Сёстры Сун» 宋家皇朝). В оригинале китайское название говорит о фамилии Сун как о «династии», что не лишено оснований.

Ма́о Цзэду́н (кит. трад. 毛澤東, упр. 毛泽东, пиньинь: Máo Zédōng, палл.: Мао Цзэдун, Уэйд-Джайлз: Mao Tse-Tung; 26 декабря 1893, Шаошань — 9 сентября 1976, Пекин) — китайский государственный и политический деятель XX века, главный теоретик маоизма.

Чэнь Дусю (кит. трад. 陳獨秀, упр. 陈独秀, пиньинь: Chén Dúxiù; настоящее имя Цинтун (кит. 慶同, пиньинь: Qìngtóng); 9 октября 1879, уезд Хуайнин пров. Аньхой — 27 мая 1942, уезд Цзянцзинь пров. Сычуань) — китайский революционер и политик, философ, один из основателей и первый генеральный секретарь Коммунистической партии Китая.

 

Один из лидеров Синьхайской революции и «Движения 4 мая». Зачинатель и идейный вдохновитель «Движения за новую культуру». Основатель журнала «Синь циннянь» (рус. Новая Юность). В результате внутрипартийной борьбы и конфликта с Мао Цзэдуном в 1927 году был смещён со всех партийных постов, а затем исключён из КПК.

Чжан Готао (кит. трад. 張國燾, упр. 张国焘, пиньинь: Zhāng Guótāo); (26 ноября 1897, уезд Пинсян провинции Цзянси — 3 декабря 1979, Торонто) — китайский коммунист, один из основателей КПК.

Биография

Родился в провинции Цзянси. Поступил в Пекинский университет, где в 1916 познакомился с одним из первых китайских марксистов Ли Дачжао и начал участвовать в политической деятельности. В июле 1921 участвовал в Учредительном съезде КПК в Шанхае. С августа 1921 года — генеральный секретарь Всекитайского секретариата профсоюзов. Возглавил несколько забастовок железнодорожников и рабочих текстильной промышленности, что принесло ему известность.

В 1924 участвовал в I съезде гоминьдана, в который вошла КПК. В 1926 выбран генеральным секретарем КПК в провинции Хубэй. Один из организаторов Наньчаньского восстания 1 августа 1927 года. В 1928 году избран в политбюро КПК на 6-м съезде КПК, проходившем в СССР. Оставался в СССР до 1931 года как представитель КПК в Коминтерне.

После возвращения в Китай стал главой крупной территории находившейся под контролем коммунистов (советский район на границе провинций Хубэй, Хэнань и Аньхой), командующий 4-м корпусом Красной Армии Китая. Там он создал крупную революционную базу, площадью более 40 тыс. кв километров с населением в 3,5 миллиона и армией в 45 тыс. человек. В 1933 в результате «Четвёртого похода» Чан Кайши войска Чжан Готао были вынуждены оставить район и перебазироваться в Северную Сычуань. В январе 1934 был избран в новое Политбюро ЦК КПК.

Великий поход

Великий Поход во время Гражданской Войны в Китае

В июне 1935 войска Чжан Готао соединились с войсками Центральной армейской группы Красной Армии Китая, руководимыми Мао Цзэдуном. В этот момент в армии Чжана Готао было 80 000 солдат, а в армии Мао, ослабленной продолжительным Великим походом только около 10 000. В этой ситуации Чжан Готао претендовал на лидерство. 18 июля Чжан Готао был назначен главным комиссаром Красной армии. В начале августа 1935 на совещании Политбюро ЦК КПК в Моугуне было решено продолжать поход объединёнными силами двух колонн (восточной и западной) на север, ближе к районам, граничащим с СССР.

Обострившаяся борьба в руководстве партией между Мао Цзэдуном, стремившимся к захвату руководства партией и армией, и Чжан Готао и его сторонниками привела к расколу партии и её вооруженных сил. Восточная колонна китайской красной армии, при которой находилась часть членов ЦК КПК и Политбюро ЦК, в том числе Мао Цзэдун ушла на север и в октябре 1935 достигли возглавляемого Гао Ганом и Лю Чжиданем советского района на стыке провинции Шэньси и Ганьсу.

Западная колонна ККА во главе с Чжу Дэ и Чжан Готао, в течение года действовала в Сычуань-Сиканском пограничном районе, и прибыла в пограничный район Шэньси — Ганьсу в октябре — ноябре 1936, на год позже восточной колонны. Она понесла огромные потери в результате боев с войсками местного милитариста Ма Буфана и Готао потерял влияние.

В апреле 1937, находясь с официальной миссией за пределами особого района, Чжан Готао по собственной инициативе направился в Ухань, мотивируя это невозможностью примирения с Мао Цзэдуном. Находясь там, он перешёл на сторону Гоминьдана и в начале мая 1937 обнародовал «Обращение к китайскому народу», в которой обвинил Мао и КПК в целом в преследовании узкопартийных целей в ущерб национальным интересам. После этого он был обвинен в предательстве, смещен с руководящих постов и исключён из партии.

Жил в Чунцине, не занимая какой-либо важной должности. После поражения националистов в 1949 эмигрировал в Гонконг. В 1968 году переехал в Канаду. Умер в Торонто в 1979, за год до смерти приняв христианство.

Отто Браун (нем. Otto Braun; 28 сентября 1900, Исманинг — 15 августа 1974, Варна) — немецкий революционер-коммунист, писатель.

Родился в семье служащего в местечке Исманинг близ Мюнхена (Германия). Революционную деятельность начал ещё студентом учительской семинарии. В 1918 году Отто Браун вступил в «Союз Спартака», с 1919 года — в Коммунистической партии Германии (КПГ), в апреле 1919 года сражался на баррикадах Баварской Советской Республики.

В 1920-х годах Отто Браун работал в нелегальном военном аппарате ЦК КПГ, был секретарём подпольного окружного комитета в Тюрингии, одновременно являлся сотрудником IV (разведывательного) Управления штаба РККА. Один из руководителей разведывательного аппарата ЦК КПГ. В 1926 году арестован за шпионаж в пользу СССР.

Весной 1928 года Отто Браун совершил поразительный по дерзости побег из печально знаменитой Моабитской тюрьмы (11 апреля он был выкраден из зала суда членами КПГ, в том числе своей возлюбленной Ольгой Бенарио) и по решению ЦК КПГ уехал в Советский Союз. Здесь он изучал военное дело в Военной академии имени М. В. Фрунзе. После её окончания в 1932 году он был направлен Исполкомом Коминтерна по просьбе ЦК КПК в Китай в качестве военного советника. Там под псевдонимами «Ли Дэ» и «Хуа Фу» он пробыл с 1932 по 1939 годы, всё время находясь в гуще революционных событий сначала в Шанхае, затем в Центральном советском районе на юге Китая. Вместе с китайской Красной армией он единственный из иностранцев совершил Великий поход с Юга на Северо-Запад Китая[1]. Руководил Военной академией Красной армии Китая. Иногда историки КНР незаслуженно пытались списать все ошибки того времени на Отто Брауна, утверждая, якобы, что он ничего не понимал в китайской действительности, слепо следуя за установками Коминтерна, однако известные ныне документы позволяют утверждать, что он весьма точно предвосхищал все действия войск Гоминьдана.

В 1939 году Отто Браун был отозван в Москву. Служил в Красной армии, затем на переводческой и литературной работе. С 1954 года проживал в ГДР, работал научным сотрудником Института общественных наук при ЦК СЕПГ в Берлине. За большие заслуги награждён орденами Карла Маркса, Отечественной войны 1-й степени и другими высокими наградами ГДР и СССР.

Йон Хайнрих Детлеф Ра́бе (нем. John Heinrich Detlef Rabe) — немецкий предприниматель, член НСДАП и гуманист.

В 1911—1938 годах Йон Рабе был сотрудником компании Siemens China Co. (филиал компании Siemens в Китае), став в 1931 году её генеральным директором.

Во время его нахождения в Нанкине в город вошли японские войска, учинившие беспощадную расправу над населением. Рабе выступил против зверств японских солдат. Организованная при его непосредственном участии Нанкинская зона безопасности спасла не менее 200000 этнических китайцев в ходе Нанкинской резни.

Несмотря на неоднократные требования германских властей, Рабе долгое время не покидал зону безопасности, так как от его присутствия зависело, будут ли жить обитатели зоны. Рабе смог наладить снабжение свободной зоны продовольствием и медикаментами. По прибытию в Германию его ждал арест со стороны гестапо, которое проверяло его на благонадежность — было мнение, что симпатизирует коммунистам. В ходе проверки было решено, что он не вызывает никаких подозрений и его отпустили, но он потерял работу.

В 1945 году после капитуляции Германии Рабе был снова арестован, но теперь уже союзниками (сначала советскими, затем британскими войсками). Последние проверяли его на причастность к нацистским преступлениям. В скором времени его отпустили.

Последние годы жизни Рабе провел в нищете в Берлине, перебиваясь случайными заработками.

Гоминьдан узнал о его плачевном положении, но помочь не успел — Рабе умер в 1950 году.

Три народных принципа (доктрина Саньминь, кит. трад. 三民主義, упр. 三民主义, пиньинь: Sān Mín Zhǔyì, палл.: сань минь чжуи) — политическая доктрина, разработанная китайским политиком и философом Сунь Ятсеном. Часть политической философии, направленной на превращение Китая в свободное, процветающее и сильное государство.

Наследие идеологии «трёх народных принципов» наиболее очевидно прослеживается в государственном устройстве Китайской республики (Тайваня) и идеологии Гоминьдана. В частности, «народные принципы» упоминаются в первой строке государственного гимна Тайваня и в первой статье тайваньской конституции.

Национализм

Принцип национализма (кит. трад. 民族主義, упр. 民族主义, пиньинь: mínzú zhǔyì, палл.: миньцзу чжуи) подразумевает освобождение Китая от доминации империалистических держав. Чтобы достигнуть этой цели, Сунь Ятсен считал необходимым развивать «гражданский национализм» (в противоположность этноцентризму) и «объединить различные народности Китая», прежде всего пять основных народностей: ханьцев, монголов, тибетцев, маньчжуров и мусульман (в частности уйгуров). Единство пяти народностей символизировал пятицветный флаг Китайской республики (1911—1928). В действительности эта концепция означала искусственное включение этих народов, получивших права самоопределения после распада маньчжурской империи Цин, в национальное государство ханьцев — Китайскую Республику.

Народовластие

Принцип демократии (кит. трад. 民權主義, упр. 民权主义, пиньинь: mínquán zhǔyì, палл.: миньцюань чжуи) соответствует конституционному правлению западного типа. Согласно Сунь Ятсену идеальная для Китая политическая жизнь делится на две «власти»:

Политическая власть

Политическая власть (кит. трад. 政權, упр. 政权, пиньинь: zhèngquán, палл.: чжэнцюань) — аналогичное западным гражданским правам и парламентаризму право людей выражать политические требования. К данной группе относится четыре вида прав: право на выборы, право на отзыв избранных представителей, право на законодательную инициативу и право на референдум. В соответствии с этим принципом было создано Национальное собрание Китайской республики.

Власть государственного управления

Власть государственного управления (кит. трад. 治權, упр. 治权, пиньинь: zhìquán, палл.: чжицюань). Сунь Ятсен расширил западную теорию трёх ветвей государственного управления и системы сдержек и противовесов, соединив её с китайской традицией пяти ветвей правительства (кит. упр. 院, пиньинь: yuàn, палл.: юань): к законодательной, исполнительной и судебной власти (по философии Монтескье) Сунь Ятсен добавил контрольную и экзаменационную (селективную). Первоначально законодательная власть должна была быть частью «власти государственного управления» и не равноценна национальному парламенту (входящему в «политическую власть»).

Народное благосостояние

Принцип народного благосостояния (кит. трад. 民生主義, упр. 民生主义, пиньинь: mínshēng zhǔyì, палл.: миньшэн чжуи) понимался Сунь Ятсеном как создание индустриальной экономики и обеспечение равенства крестьянского землевладения (данная концепция возникла под влиянием американского мыслителя Генри Джорджа; её наследием является тайваньский налог на стоимость земельных участков). Сунь Ятсен выделял четыре группы средств к существованию (пища, одежда, жилье и транспорт) и планировал, как идеальное китайское правительство должно обеспечивать ими население. Принцип народного благосостояния иногда понимается как социализм или как проведение популистской политики.

Гоминьда́н (кит. трад. 中國國民黨, упр. 中国国民党, пиньинь: Zhōngguó Guómíndǎng, палл.: Чжунго Гоминьдан, буквально: «Китайская Национальная народная партия») — консервативная политическая партия Китайской Республики. Вместе с Первой народной партией формирует «синюю коалицию», которая тяготеет к воссоединению Китая, в то время как «зелёная коалиция» во главе с Демократической прогрессивной партией стоит на позициях провозглашения Тайваня в качестве независимого государства под названием «Республика Тайвань» (см. Два Китая).

Гоминьдан был образован вскоре после Синьхайской революции в Китае, в ходе которой было свергнуто цинское правительство. Гоминьдан вёл вооружённую борьбу с генералами Бэйянской группировки и Коммунистической партией Китая за право управления страной вплоть до поражения в Гражданской войне в 1949 г., когда власть в стране полностью взяли в руки коммунисты, и гоминьдановскому правительству пришлось бежать на Тайвань.

Коммунисти́ческая па́ртия Кита́я (КПК) (кит. трад. 中國共産黨, упр. 中国共产党, пиньинь: Zhōngguó Gòngchǎndǎng, палл.: Чжунго Гунчаньдан) — ведущая и правящая политическая партия Китайской Народной Республики, после роспуска КПСС самая большая политическая партия в мире. Основана в 1921 году и пришла к власти после поражения Китайской Национальной Народной партии (Гоминьдан) в Гражданской войне в Китае.

Конечная цель партии — осуществление коммунистического общественного строя. Коммунистическая партия Китая руководствуется в своей деятельности идеями Мао Цзэдуна, теорией Дэн Сяопина[2] и «теорией трех представительств» Цзян Цзэминя.

Коммунистическая партия Китая имеет официальные (избранные путём внутрипартийных выборов) и неофициальные (назначенные вышестоящими партийными организациями) организации на всех ступенях китайского правительства и в различных областях общества.

Национально-революционная армия (кит. трад. 國民革命軍, упр. 国民革命军, пиньинь: Guómín Gémìng Jūn) — вооружённые силы партии Гоминьдан, а после поражения Гоминьдана в гражданской войне — общенациональные вооружённые силы Китайской республики до 1947 года.

История

 

Вооружённые силы Гоминьдана были созданы в 1925 году в период гражданских войн в Китае при непосредственном участии советских военных советников. Главнокомандующим НРА стал Чан Кайши. В 1926—1927 годах в ходе Северного похода НРА разбила большую часть местных милитаристов и установила власть Гоминьдана на большей части территории Китая.

В 1928 произошёл раскол Гоминьдана с коммунистами, которые были его частью. Произошло Наньчанское восстание, часть войск НРА перешла на сторону коммунистов и образовала Красную армию (впоследствии НОАК). В дальнейшем НРА вела операции против коммунистов, а во время японо-китайской войны защищала страну от японцев. В современных тайванских военно-исторических исследованиях имеет место тенденция переоценивать роль НРА в этой войне. Хотя в целом уровень боеспособности Национально-революционной армии был достаточно низким.

В 1947 году НРА была переименована в вооружённые силы Китайской республики. После её поражения в гражданской войне с коммунистами, остатки НРА эвакуировались на Тайвань, где стали основой тайваньской армии.

Дудзюнат - кит. - прежняя система военного управления отдельными провинциями и районами Китая через дудзюней (военных губернаторов); покрывала собой весь Китай и содействовала его расчленению на ряд самостоятельных областей.

Конфуциа́нство (кит. трад. 儒學, упр. 儒学, пиньинь: Rúxué, палл.: Жусюэ) — этико-философское учение, разработанное Конфуцием (551—479 до н. э.) и развитое его последователями, вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран[1]. Конфуцианство является мировоззрением, общественной этикой, политической идеологией, научной традицией, образом жизни, иногда рассматривается как философия, иногда — как религия[2].

В Китае это учение известно под названием 儒 или 儒家 (то есть «школа учёных», «школа учёных книжников»[3] или «школа образованных людей»); «конфуцианство» — это западный термин, который не имеет эквивалента в китайском языке[2].

Конфуцианство возникло как этико-социально-политическое учение в период Чуньцю (722 до н. э. — 481 до н. э.) — время глубоких социальных и политических потрясений в Китае. В эпоху династии Хань конфуцианство стало официальной государственной идеологией, конфуцианские нормы и ценности стали общепризнанными[4].

В императорском Китае конфуцианство играло роль основной религии, принципа организации государства и общества свыше двух тысяч лет в почти неизменном виде[4], вплоть до начала XX века, когда учение было заменено на «три народных принципа» Китайской Республики.

Уже после провозглашения КНР, в эпоху Мао Цзэдуна, конфуцианство порицалось как учение, стоящее на пути к прогрессу. Исследователи отмечают, что несмотря на официальные гонения, конфуцианство фактически присутствовало в теоретических положениях и в практике принятия решений на протяжении как маоистской эры, так и переходного периода и времени реформ, проводимых под руководством Дэн Сяопина. Ведущие конфуцианские философы остались в КНР и были принуждены «покаяться в своих заблуждениях» и официально признать себя марксистами, хотя фактически писали о том же, чем занимались до революции[5]. В конце 1970-х культ Конфуция начал возрождаться, и в настоящее время конфуцианство играет важную роль в духовной жизни Китая (см. ниже).

Центральными проблемами, которые рассматривает конфуцианство, являются вопросы об упорядочении отношений правителей и подданных, моральных качествах, которыми должен обладать правитель и подчинённый и т. д. (см. ниже)

Формально в конфуцианстве никогда не было института церкви, но по своей значимости, степени проникновения в душу и воспитания сознания народа, воздействию на формирование стереотипа поведения, оно успешно выполняло роль религии (см. ниже).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.