Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кэнсэйкай




Генро

Япония. Понятия.

[яп.] – созданный в конце 19 в. внеконституционный орган Японии из представителей верхушки правящего класса, пожизненных советников императора (вместо умерших генро император назначал новых, но с некоторого времени новые не назначались). Генро играл важнейшую роль в политической жизни Японии, в частности, ему принадлежало исключительное право рекомендовать императору кандидатуру премьер-министра. В 1940 году умер последний представитель генро.

Кокутай (яп. 国体, «Тело нации») — идеологическая платформа, комплекс идей, образующих национальную идентичность японцев.

Зарождение кокутай относится к периоду Токугава (1603‒1868), когда неоконфуцианский философ Аидзава Сэйсисай (会沢正志斎, 1782‒1863) сформулировал основную идею кокутая как некие неразрывные связи между японским императором и его подданными, каковые связи, по мнению философа, и составляли «тело нации». Позднее понятие «кокутай» стало распространяться на всё, что японцы считали уникальными чертами своей нации, как то: религия (синтоизм), государственное устройство, воинский дух (бусидо) и т. п.

Кокутай становится официальным учением о японской государственности.

Тезисы Кокутай

«Основные принципы кокутай» утверждали бытование императора, народа и населяемой им богоизбранной земли в качестве единого организма или единой семьи, но с узами крепче и священнее любых семейных уз: это более-чем-отеческая любовь императора к подданным и более-чем-сыновняя почтительность и верность подданных монарху. Для императора в равной степени дороги и любимы все его подданные в силу самой их принадлежности к японской нации, имеющей сакральное происхождение. Он «с великим божественным милосердием прощает проступки своим подданным». Но это, разумеется, не означает их полной безответственности в надежде на прощение — напротив, подчеркивает ответственность перед императором: отцом, монархом, первосвященником. Мера этой ответственности неизмеримо больше той, понятие о которой существует в праве или этике современных европейских, да и многих традиционных обществ. Подданным также должны быть присущи «искренность при почитании императора», чувство единства всей нации в сердечном служении императору, ответственность перед ним и беспрекословная верность ему. К верности императору приравнивается и верность государству, то есть патриотизм и исполнение гражданского долга. Император «одухотворял» государство, а не возглавлял его; оно существовало только благодаря ему, а не наоборот. Признание единоличного и абсолютного суверенитета императора стало одним из краеугольных камней окончательно оформившейся концепции «государственного организма», одухотворенного божественным монархом.

«Основные принципы кокутай» уделили много внимания таким понятиям как «вечность священного трона, подобная вечности Неба и 3емли» и «непрерывная в веках династия императоров» (бансэй иккэй), «небесное предназначение» или «небесная миссия» (тэммэй) японской нации в следовании «путем богов», «гармония» (ва). Древнее название Японии — Ямато — имевшее исключительно важное значение в комплексе основных традиционалистских понятий, таких как «дух Ямато» (Ямато дамасий), — может быть истолковано по значению составляющих его иероглифов как «великий мир» или «великая гармония». Гармония, согласно учению о кокутай, — это гармония частей единого организма, присущая отношениям императора и подданных, человека и ками, человека и природы, японцев между собой. Она также включает в себя гармонию кокутай и космоса. По учению о кокутай, гармония достигается следованием людьми божественным принципам, кокутай и «императорскому пути», которые сами по себе, разумеется, вечны и абсолютны.

Залог и условие гармонии — слияние «сердец» и «душ» (учитывая оба равноправных значения иероглифа кокоро) подданных и императора. Оно создает уникальные и идеальные отношения божественного и человеческого, присущие только Японии и имеющие своим источником мистическую энергию связи и единства мусуби. Полнее всего она проявилась при создании Японских островов творящими божествами Идзанаги и Идзанами. «Кокутай-но хонги» провозглашают: «Не борьба является окончательной целью, а гармония: все приносит свои плоды, а не умирает, разрушаясь». Это сугубо традиционалистское положение имело и злободневный смысл в качестве предупреждения радикалам: революций не допускалось более никаких, даже консервативных.

Второй раздел «Проявления кокутай в нашей истории» содержал историко-фактическое «подтверждение» того, что было высказано в первом, теоретическом, разделе. Это мифологизированное и героизированное изложение японской истории с точки зрения роли императорского дома и почитания его подданными.

Заключение

Заключение содержало в императивной форме вывод из сказанного. Сакральная историческая задача избранной японской нации — построить новую японскую культуру, основанную на синто и принципах кокутай (то есть по существу на Традиции), но при этом «усвоив западную культуру».

«Основные принципы кокутай» окончательно сформулировали идеологические и политические «правила игры», отступление от которых более не допускалось или, по крайней мере, было строго наказуемо. Они были призваны стать идеологическим и даже сакральным кодексом императорской системы, выработанным на основе как традиционалистской философии и исторического опыта японской идеи, так и конкретных политических и идеологических событий.

Риккэн Сэйюкай (яп. 立憲政友会 Риккэн Сэйю:кай?, «Друзья конституционного правительства») — одна из основных политических партий в довоенной Японии. Она также была известна как просто Сэйюкай[1].

Будучи основана 15 сентября 1900 года Ито Хиробуми, партия Сэйюкай являлась проправительственным альянсом бюрократов и бывших членов партии Кэнсэйто. В период с 1900 по 1921 года Сэйюкай была самой могущественной политической партией Японии. Несмотря на то, что сами ее члены называли Сэйюкай «либеральной партией», она ориентировалась на консервативные ценности, зачастую выступала в оппозиции к социальным реформам и поддерживала бюрократический контроль и милитаризм с целью завоевать как можно больше голосов на выборах. Основным соперником Сэйюкай была партия Риккэн Минсэйто.

Партия Сэйюкай пришла к власти в октябре 1900 года. Когда лидером партии после Ито Хиробуми стал Сайондзи Киммоти, в 1912—1913 годах Сэйюкай приняла активное участие в Движении в защиту конституционного правительства. В 1913—1914 годах во время правления премьер-министра Ямамото Гоннохёэ Сэйюкай превратилась в правящую партию. Член кабинета министров (и позднее четвертый лидер партии) Такахаси Корэкиё помог усилить связи с дзайбацу, особенно с финансовой группой Мицуи.

В сентябре 1918 года премьером стал третий лидер партии, Хара Такаси. Он назначил членов Сэйюкай на должности всех министров, кроме министра по делам армии, министра по делам флота и министра иностранных дел. В 1920 году партия достигла пика своей популярности.

После убийства Хары Такаси в 1921 году многие члены Сэйюкай вышли из неё, сформировав собственную фракцию, но тем не менее, партия сохранила достаточное количество мест в парламенте, чтобы доминировать в кабинете, который возглавил ее пятый лидер — генерал Танака Гиити, который был премьером в 1927—1929 годах.

Попав в оппозицию во время правительства Осати Хамагути, в котором доминировали члены партии Минсэйто, Сэйюкай всячески критиковала ратификацию Лондонского морского договора 1930 года как противоречащего статье 11 конституции, которая провозглашала независимость вооруженных сил от гражданского контроля.

После победы на выборах 1931 года под предводительством Инукаи Цуёси Сэйюкай сформировала кабинет министров, ввела свободно колеблющийся курс иены и предприняла ряд мер для оживления экономики. Однако после убийства Инукаи 15 мая 1932 года разлад в партии серьёзно повлиял на ее эффективность.

В 1940 году члены партии проголосовали за самороспуск с тем, чтобы войти в Ассоциацию помощи трону, что было продиктовано попытками Фумимаро Коноэ создать однопартийное государство. После этого Сэйюкай прекратила свое существование.

(Об-во конституц. правления) - бурж.-помещичья партия в Японии (окт. 1916 - май 1927). С 1924 была правящей (пр-ва Като Такааки и Вакацуки Рэйдзиро). В эти годы было значительно расширено избирательное право, одновременно введен реакц. закон "Об охране обществ. спокойствия", предусматривавший 10 лет тюрьмы за революц. деятельность. К. проводила т.н. умеренно агрессивный курс ("негативная дипломатия Сидэхара").

«Рисовые бунты» (яп. 米騒動 Комэсо:до:?) — массовые социальные волнения, прокатившиеся по Японии в период с июля по октябрь 1918 года, когда около 10 млн человек в 42-х из 47-ми префектур протестовали против спекулятивных цен на рис — основного продукта питания японцев.

Причины

Стремительный рост цен на рис привёл к осложнению экономической ситуации, в частности, в сельской местности, где рис являлся основным средством существования. Фермеры, сравнивая низкие цены, по которым у них скупало рис государство с высокими рыночными, негодовали. Пик цен на рис совпал с витком поразившей страну после Первой мировой войны инфляции, повлиявшей на стоимость большинства товаров народного потребления и размер рентных доходов, что вызвало недовольство у горожан. Участие в Интервенции на сибирском фронте только усугубило ситуацию ― правительство начало скупать запасы риса, чтобы обеспечить провизией экспедиционный корпус, и это ещё больше взвинтило цены. Попытка государственного вмешательства в экономику провалилась, и протестные настроения перекинулись с сельской местности на город.

Беспорядки и их последствия

Первый протест произошел 23 июля 1918 года в маленьком рыбацком городе Уодзу, префектура Тояма. Протест начался с подачи прошения, но быстро перерос в бунты, забастовки, грабежи, нападения на отделения полиции и правительственные учреждения и вооруженные столкновения.

К середине сентября 1918 года было зафиксировано более 623 случаев беспорядков в примерно 500 городах и деревнях.

Взяв на себя ответственность за крах общественного порядка, 29 сентября 1918 года премьер-министр Тэраути Масатакэ и его кабинет ушли в отставку. Рисовые бунты были окончательно подавлены в октябре 1918 года с помощью войск и полиции.

Штрейкбре́хер (нем. Streikbrecher, буквально — стачколом, ломающий стачку) — лицо, как правило нанимаемое на стороне во время забастовки, отказывающееся участвовать в забастовке и поддерживать забастовщиков, занимающее сторону администрации в её споре с забастовщиками и поддерживающее её своим выходом на работу в период забастовки. В переносном смысле имеет значение изменник, предатель общих интересов.

Экономической основой штрейкбрехерства является безработица. В капиталистических странах, в частном случае примером может выступить США, существуют организации, поставляющие их на бастующие предприятия.

Локаут (англ. lock out, букв. — запирать дверь перед кем-либо/запереть дверь и не впускать) — временная остановка работы (или существенное сокращение объёмов производства) предприятия работодателем с прекращением выплаты зарплаты, с целью оказания давления на работников (аналог забастовки, но со стороны работодателя, а не работников).

 

Крайней формой локаута является коллективное увольнение по инициативе работодателя в связи с трудовым спором и объявлением забастовки, а также ликвидацией (реорганизацией) предприятия, представительства или филиала.

Российский Федеральный Закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 20 октября 1999 г. (утратил силу с 6 октября 2006 года на основании Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ) запрещал локаут в процессе урегулирования коллективного трудового спора, в том числе при проведении забастовки. В данный момент действует ст. 415 Трудового Кодекса РФ, которая запрещает локаут, — увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке.

Также «локаутом» называется система блокировки амортизации велосипеда, которая служит для того, чтобы сделать велосипед жёстким и сократить потерю энергии при педалировании.

Николаевский инцидент (яп. 尼港事件 никоу дзикэн) — вооружённый конфликт между красными партизанами, белогвардейцами и частями японской армии, произошедший в 1920 году в Николаевске-на-Амуре.

Меморандум Танака (田中 上奏 文 Танака Jōsōbun?) Является якобы японским стратегическим документом планирования от 1927 года, который 26 премьер-министр Японии Танака Гиити представил императору Хирохито стратегию завоевания мира. Сегодня, как правило, рассматривается учеными как подделка. В последнее время японские специалисты по истории международных отношений все чаще указывают на окружение тогдашнего маньчжурского диктатора молодого маршала Чжан Сюэляна.

Меморандум Танака был впервые опубликован в издании китайской публикации в декабре 1929 года в Нанкине, в китайском националистическом издании. Меморандум Танака содержит утверждения:

• Для того, чтобы завоевать Китай, мы должны сначала завоевать Маньчжурию и Монголию. • Для того чтобы завоевать мир, мы должны сначала завоевать Китай. • Если мы сумеем завоевать Китай, все остальные малоазиатские страны, Индия, а так же страны Южных морей будут нас бояться и капитулируют перед нами. • Мир тогда поймет, что Восточная Азия наша, и не осмелится оспаривать наши права

Даже хотя его подлинность не принимаются учеными сегодня, Меморандум Танака был широко принят, как и подлинный в 1930-х и 40-х годов, потому что действия Японии настолько тесно соответствовали этим планам: Мукденский Инцидент 1931года, Японо-китайская война в 1937г., Бои на Халхин-Голе в 1939г., японское вторжение в Французский Индокитай в 1940году, и в 1941 году нападения на Перл-Харбор. Спекуляция в подделке Когда союзники искали компрометирующие документы, подтверждающие военные преступления после капитуляции Японии, без каких-либо проектов или копии того, что соответствующих Меморандум Танака появился среди них; Оригинал на японском языке никогда не был найден, несмотря на активные усилия исследований. Хотя Меморандум Танака был упомянут в газетах и школьных учебниках в Китае, большинство японских историков утверждают, что документ является подделкой. В 1995 году Виталий Павлов, отставной высокопоставленный офицер НКВД, писал о Меморандуме Танака в московском журнале Новости разведки и контрразведки. Павлов отметил, что работа была подделка, подготовленный Советского Союза в 1931 году, чтобы посеять антияпонское направление в США и в Европе.

С 1 января 2008 года, японская газета, Токио симбун, сообщила, что большинство китайских историков считают документ подделкой, в совместной исследовательской встрече которая состоялась в сентябре 2007 года.

К середине 1930-х гг. в Японии сложились две противоборствующие

группировки: «Группа императорского пути» («Кодоха») во главе с генералами

Араки и Модзаки, и вторая – «Группа контроля» («Тосэйха») во главе с

генералами Нагато, Муто и Тодзио. Обе группировки стремились к подавлению

революционного движения в стране, к агрессивным действиям на материке, к

ликвидации существующих в тот период буржуазно-демократических институтов и

к установлению военной диктатуры. Представители «Тосэйха», занимающие

высокие посты в армии и тесно связанные с верхушкой финансовых кругов,

явились группировкой, обладающей реальной властью, они не были

заинтересованы в организации заговоров и путчей. Они ограничивали

деятельность «молодого офицерства», строго контролировали их организации

(отсюда и название «Группа контроля»). Основной линией «Тосеэйха» являлась

скорейшая подготовка госаппарата к осуществлению агрессии на материке.

«Кодоха» опиралась на помещичьи круги и представителей «новых

концернов» – Аюкава, Кисукэ, Кухара, Фусаносухэ и др. Программным

положением этой группы было установление диктатуры под эгидой

«государственного социализма с императором в центре». В армии эту группу

поддерживал «молодое офицерство». Методами осуществления данных планов были

выбраны заговоры и путчи.

Основу идеологии японского фашизма составила концепция ниппонизма (японизма), которая определяла особую «божественную» миссию Японии по установлению социальной «гармонии», единой «семьи-государства» во главе с императором и идею о лидерстве «высшей расы Ямато» в Азии т.е. в идеологии японских сочетались национальная религия синто и идеи самурайского кодекса бусидо.

Синтоизм, синто (яп. 神道 синто:?, «путь богов») — традиционная религия в Японии. Основана на анимистических верованиях древних японцев, объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших. Испытала в своём развитии значительное влияние буддизма.

Основа синто состоит в обожествлении природных сил и явлений и поклонении им. Считается, что у многих вещей есть своя духовная сущность — ками (яп. 神?). Ками может существовать на Земле в материальном объекте, например в дереве, при этом не обязательно в таком, который принято считать живым в стандартном понимании, например в камне, священном месте или явлении природы, и при определённых условиях может оказаться в божественном достоинстве. Некоторые ками являются духами местности или определённых природных объектов (например, дух конкретной горы), другие олицетворяют глобальные природные явления, такие, как Аматэрасу Омиками, богиня Солнца. Почитаются ками — покровители семей и родов, а также духи умерших предков, которые считаются покровителями и защитниками своих потомков. Синто включает магию, тотемизм, веру в действенность различных талисманов и амулетов. Считается возможным защита от враждебных ками или подчинение их при помощи специальных ритуалов.

Главным духовным принципом синто является жизнь в согласии с природой и людьми. По представлениям синто, мир — единая естественная среда, где ками, люди и души умерших живут рядом. Ками бессмертны и включены в круговорот рождения и смерти, через которые всё в мире постоянно обновляется. Однако круговорот в нынешнем виде не бесконечен, а существует лишь до разрушения земли, после чего приобретёт другие формы. В синто не существует понятия спасения, вместо этого каждый сам определяет своё естественное место в мире своими чувствами, мотивациями и поступками.

Синто нельзя считать дуалистичной религией, в ней нет и общего строгого закона, присущего авраамическим религиям. Понятия синто о добре и зле существенно отличаются от европейских (христианских), прежде всего, своей относительностью и конкретностью. Так, вражда между антагонистичными по своей природной сути либо хранящими личные обиды ками считается естественной и не делает кого-то из противников безусловно «хорошим», другого — безусловно «плохим». В древнем синтоизме добро и зло обозначались терминами ёси (яп. 良し?, хорошо) и аси (яп. 悪し?, плохо), смысл которых — не духовный абсолют, как в европейской морали, а наличие или отсутствие практической ценности и пригодности для использования в жизни. В этом смысле синто понимает добро и зло по сей день — как первое, так и второе относительно, оценка конкретного деяния целиком зависит от обстоятельств и целей, которые ставил перед собой совершающий его.

Если человек действует с искренним, открытым сердцем, воспринимает мир таким, каков он есть, если его поведение уважительно и безупречно, то он, вероятнее всего, совершает добро, по крайней мере, по отношению к себе и своей социальной группе. Добродетелью признаётся сочувствие к окружающим, уважение к старшим по возрасту и положению, способность «жить среди людей» — поддерживать искренние и дружелюбные отношения со всеми, кто окружает человека и составляет его общество. Порицается злоба, эгоизм, соперничество ради соперничества, нетерпимость. Злом считается всё, что нарушает социальный порядок, разрушает гармонию мира и мешает служению ками.

Душа человека изначально блага и безгрешна, мир изначально хорош (то есть правилен, хотя вовсе не обязательно благостен), но зло (яп. 禍 мага?), вторгающееся извне, приносится злыми духами (яп. 禍津日 магацухи?), пользующимися слабостями человека, его соблазнами и недостойными помыслами. Таким образом, зло, в представлении синто — это своеобразная болезнь мира или человека. Творение зла (то есть нанесение вреда) для человека неестественно, человек творит зло, когда обманут или подвергся самообману, когда он не может или не умеет чувствовать себя счастливым, живя среди людей, когда жизнь его плоха и неправильна.

Так как абсолютного добра и зла нет, отличить одно от другого может только сам человек, причём для правильного суждения ему необходимо адекватное восприятие действительности («сердце, подобное зеркалу») и союз с божеством. Такого состояния человек может достигнуть, живя правильно и естественно, очищая своё тело и сознание и приближаясь к ками путём богослужения.

Ассоциация помощи трону (Тайсэй ёкусанкай, яп. 大政翼贊會) — японская фашистская[1] организация в 1940—1945. Цель создания — «мобилизовать нацию вокруг монарха» в условиях войны.

Была создана в 1940 году по инициативе премьер-министра Фумимаро Коноэ в рамках создания так называемой «новой политической структуры» взамен распущенных политических партий вскоре после подписания Японией «Тройственного пакта», закрепившего союз стран оси. Возглавлял Ассоциацию помощи трону председатель, которым становился премьер-министр; в префектурах, уездах, городах и посёлках существовали местные отделы; весь административный аппарат назначался председателем на 1 год. Как правило, местные руководители префектур, городов и деревень были одновременно руководителями соответствующих местных отделений ассоциации.

Одновременно с созданием организации резко ужесточился политический режим, был установлен контроль над всей экономической и общественной жизнью страны. Велась активная пропаганда в СМИ шовинизма, милитаризма и антикоммунизма, усилился полицейский террор.

Ассоциации помощи трону подчинялись различные массовые организации (Ассоциация великой Японии служения отечеству через производство, Молодёжная партия великой Японии и др.).

В январе 1942 г. правительством Тодзио были назначены новые выборы, всю подготовку к которым провела Ассоциация, ей была создана особая организация для рекомендации депутатов в парламент. В итоге из 466 избранных депутатов 381 были рекомендованы Ассоциацией[2].

В мае 1942 г. для усиления «новой политической структуры» было создано Общество политического содействия трону во главе с бывшим премьером Абэ Нобуюки для усиления идеологической работы, достижения победы в войне. После создания этого общества все сохранившиеся до той поры политические организации Японии объявили о самороспуске.

30 марта 1945 г. была создана новая организация под названием Политическое общество Великой Японии, объединившая функции Ассоциации помощи трону и Общества политического содействия трону. Руководителем стал генерал Минами Дзиро. Это попытка сплотить японский народ в условиях проигрываемой войны не удалась: брожение и недовольство усиливалось, например, еще в 1944 году около 15% рабочих уклонилось от явки на заводы. 13 июня 1945 года незадолго до капитуляции Японии во Второй мировой войне была распущена японским правительством.

Антикоминтерновский пакт (нем. Antikominternpakt, яп. 日独防共協定 Японо-немецкое соглашение по обороне от коммунизма, дата заключения — 25 ноября 1936 г. Место заключения — Берлин) — международный договор (пакт), заключённый между Германией и Японией, создавший двусторонний блок этих государств, направленный против стран 3-го Коммунистического Интернационала (Коминтерна, откуда, собственно, и название пакта) с целью не допустить дальнейшее распространение коммунистической идеологии в мире.

«Отряд 731» (яп. 731部隊 нанасанъити бутай?); кит. трад. 七三一部隊, упр. 七三一部队, пиньинь: qīsānyāo bùduì, палл.: цисаньяо будуй) — специальный отряд японских вооружённых сил, занимался исследованиями в области биологического оружия, опыты производились на живых людях (военнопленных, похищенных). Также проводились опыты с целью установления количества времени, которое может человек прожить под воздействием разных факторов (кипяток, высушивание, лишение пищи, лишение воды, обмораживание, электроток, вивисекция людей и др.). Жертвы в отряд попадали вместе с членами семей.

 

Создан в 1932 году, имел в составе три тысячи человек и дислоцировался на оккупированной территории Китая в районе посёлка Пинфан провинции Биньцзян, в двадцати километрах южнее Харбина (ныне — район Пинфан города Харбина). Командовал отрядом генерал-лейтенант Сиро Исии.

Чтобы подготовить площадку для секретного комплекса, были сожжены 300 китайских крестьянских домов. Отряд располагал собственным авиационным подразделением и официально назывался «Главное управление по водоснабжению и профилактике частей Квантунской армии».

Деятельность

По показаниям на суде в Хабаровске командующего Квантунской армией генерала Оцудзо Ямады, «Отряд 731» был организован в целях подготовки бактериологической войны, главным образом против Советского Союза, а также против Монгольской Народной Республики, Китая и других государств. Судебным следствием было также доказано, что в «Отряде 731» на живых людях, которых японцы между собой называли «брёвнами», на подопытных (китайцах, русских, монголах, корейцах, схваченных жандармерией или спецслужбами Квантунской армии), проводились и другие, не менее жестокие и мучительные опыты, не имевшие непосредственного отношения к подготовке бактериологической войны[1][2].

Некоторые военные врачи отряда получили уникальный опыт, к примеру, вскрытия живого человека[3]. Живое вскрытие состояло в том, что у подопытных под наркозом или под местной анестезией постепенно извлекали все жизненно важные органы, один за другим[4], начиная с брюшины и грудной клетки и заканчивая головным мозгом. Ещё живые органы, называемые «препаратами», уходили на дальнейшие исследования в разные отделы отряда.

Изучались пределы выносливости человеческого организма в определённых условиях — например, на больших высотах или при низкой температуре. Для этого людей помещали в барокамеры, фиксируя на киноплёнку агонию, обмораживали конечности и наблюдали наступление гангрены. Если заключённый, несмотря на заражение его смертоносными бактериями, выздоравливал, то это не спасало его от повторных опытов, которые продолжались до тех пор, пока не наступала смерть. «Опытные образцы» никогда не покидали лаборатории живыми[5].

Аналогичной деятельностью применительно к домашним животным и сельскохозяйственным культурам занимался и «Отряд 100». Также на «Отряд 100» возлагались задачи по производству бактериологического оружия и проведению диверсионных мероприятий.

Основная база «отряда 100» находилась в 10 километрах южнее Синьцзина в местечке Мэнцзятунь. «Отряд 100» был несколько меньше «Отряда 731», штат его сотрудников насчитывал 800 человек.

В распоряжении отряда была авиация, и бактериологическому нападению со стороны японцев было подвергнуто 11 уездных городов Китая: 4 в провинции Чжэцзян, по 2 в провинциях Хэбэй и Хэнань и по одному в провинциях Шаньси, Хунань и Шаньдун. В 1952 г. oфициальные коммунистические китайские историки исчисляли количество жертв от искусственно вызванной чумы с 1940 по 1944 гг. приблизительно в 700 человек. Таким образом, оно оказалось меньше количества загубленных пленников[6].

Деятельность «Отряда 731» расследовалась в ходе «Хабаровского процесса», который завершился осуждением ряда военнослужащих Квантунской армии, причастных к его созданию и работе, к различным срокам лишения свободы.

Позднее многие сотрудники этого отряда получили учёные степени и общественное признание, например Масадзи Китано[7]. Многие переехали в США, например глава отряда Исии[8], где ценились за свои знания, приобретённые в отряде[8]. Американские власти не призвали этих преступников к ответу, потому что, как указывается в книге Моримуры, информация о японских экспериментах в области бактериологического оружия представляла большую ценность для американской программы по его разработке[9]. Многие из врачей впоследствии (после войны) стали успешными, известными врачами в мирной жизни; некоторые из них основали свои клиники и роддома[источник не указан 408 дней].

Смерти подопытных контролировались специальной группой. Имелась печь для сжигания трупов, виварий, в котором содержались кролики, морские свинки, крысы, блохи, а также фабрика по производству бактерий.

Жертвы

По воспоминаниям сотрудников «Отряда 731», всего за время его существования в стенах лабораторий погибло около трёх тысяч человек. По другим данным погибло 10 000 человек[12].

По единогласному признанию бывших служащих отряда, национальный состав заключенных был таким: почти 70 процентов — китайцы, 30 процентов — русские, немного корейцев и монголов. Возраст в подавляющем большинстве — от 20 до 30 лет, максимум 40 лет.

Операция “Сук Чинг”

После того, как 15 февраля 1942 г. японцы оккупировали британскую колонию Сингапур, оккупационные власти приняли решение выявить и ликвидировать “антияпонские элементы” китайской общины. Под это определение подпадали китайцы-участники обороны Малайского полуострова и Сингапура, бывшие служащие британской администрации и даже простые граждане, сделавшие в свое время пожертвования в фонд помощи Китаю. В расстрельные списки включались также люди, чья вина заключалась лишь в том, что они родились в Китае. Эта операция получила в китайской литературе название “Сук Чинг” (примерно переводится с китайского как “ликвидация, чистка”). Через специальные фильтрационные пункты прошли все проживавшие в Сингапуре китайские мужчины в возрасте от восемнадцати до пятидесяти лет. Тех, кто, по мнению японцев, мог представлять угрозу, вывозили на грузовиках за пределы населенных пунктов и расстреливали из пулеметов.

Вскоре действие операции “Сук Чинг” было распространено на территорию Малайского полуострова. Там из-за нехватки людских ресурсов японские власти приняли решение не проводить дознаний и просто уничтожить все китайское население. К счастью, в самом начале марта проведение операции на полуострове было приостановлено, поскольку японцам пришлось перебрасывать войска на другие участки фронта.

Число погибших точно неизвестно. По мнению сингапурских и британских властей речь идет о 100 000 расстрелянных, хотя, возможно, что число в 50 000, прозвучавшее во время проведения послевоенных трибуналов, более реально.

Кванту́нская армия (яп. 関東軍, かんとうぐん Канто:гун?) — главная, самая многочисленная и мощная группировка сухопутных войск Императорских вооружённых сил Японии в годы Второй мировой войны.

Сформирована в 1931 году на базе гарнизона Квантунской области (на юго-западной оконечности Ляодунского полуострова — Квантунском полуострове, право на использование которого Япония получила по условиям Портсмутского мирного договора 1905 года после поражения России в Русско-японской войне) с целью подготовки агрессии против Китая, СССР и Монголии.

18 сентября 1931 года Квантунская армия атаковала Китай и к началу 1932 года оккупировала его северо-восточную часть — Маньчжурию, после чего осуществляла военную поддержку созданного 9 марта 1932 года марионеточного государства Маньчжоу-го: вторглась в китайскую провинцию Жэхэ и дошла до Великой стены.

Под командованием Хидэки Тодзио численность Квантунской армии к 1938 году была доведена до 200 тысяч, а к 1940 году — до 300 тысяч человек.

Квантунская армия стала образцовым соединением и выполняла роль базы подготовки сухопутных сил, которые время от времени перебрасывались на другие участки. Служба в Квантунской армии не только считалась почётной, но фактически являлась гарантией успешной карьеры офицеров, стремившихся получить командные должности.

Летом 1938 войска Квантунской армии вторглись в пределы СССР у озера Хасан, в 1939 была организована более крупная военная провокация против Советского Союза и МНР на реке Халхин-Гол.

В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, Квантунская армия в соответствии с утверждённым японским командованием планом «Кантокуэн» развернулась на маньчжурской границе и в Корее, выжидая удобного момента для начала боевых действий против СССР в зависимости от ситуации на советско-германском фронте. В 1941—1943 годах в Маньчжурии и Корее размещалось 15-16 японских дивизий общей численностью около 700 тысяч человек. Противостоящая им группировка Советских войск составляла от 32 (703.714 чел., 22.06.1941) до 49,5 (1.446.012 чел, 01.07.1942) расчётных дивизий.

К 9 августа 1945 года Квантунская армия имела в своём составе: 1-й фронт (3-я и 5-я армии), 3-й фронт (30-я и 44-я армии), 17-й фронт (34-я и 59-я армии), отдельную 4-ю армию, 2-ю и 5-ю воздушные армии и Сунгарийскую военную флотилию. Кроме того, ей были оперативно подчинены армия Маньчжоу-го, армия Мэнцзяна (под командованием князя Дэ Вана) и Суйюаньская армейская группа.

В составе Квантунской армии и подчиненных ей войск насчитывалось 37 пехотных и 7 кавалерийских дивизий, 22 пехотных, 2 танковых и 2 кавалерийских бригады (всего 1 млн 320 тыс. человек), 1155 танков, 6260 орудий, 1900 самолётов и 25 боевых кораблей. Квантунская армия располагала также бактериологическим оружием, подготовленным для применения против советских войск (см. «Отряд 731»).

 

Однако, основная часть военной техники (артиллерии, танков, самолётов) была разработана в 1930-е годы и к концу Второй мировой войны существенно устарела, а в связи с ограниченностью людских ресурсов Японии до 50 % личного состава сухопутных частей было набрано из призывников младших возрастов, не имевших достаточной военной подготовки, и ограниченно годных резервистов старшего возраста.

В ходе Маньчжурской операции советских войск Квантунская армия под командованием генерала Отодзо Ямады потеряла убитыми около 84 тысяч солдат и офицеров, свыше 15 тысяч умерли от ран и болезней на территории Маньчжурии, около 600 тысяч человек попали в плен, при этом безвозвратные потери Советской Армии составили около 12 тысяч человек.

В результате разгрома Квантунской армии Япония лишилась реальных сил и возможностей для продолжения войны на континенте. А так как островная часть Японии к тому времени уже подвергалась американской ядерной бомбардировке с угрозой полного уничтожения столицы и гибели императорской семьи, 2 сентября 1945 была вынуждена подписать акт о капитуляции.

После капитуляции Японии СССР передал НОАК трофейное вооружение Квантунской армии - корабли Сунгарийской речной флотилии, 861 самолёт, 600 танков, артиллерию, миномёты, 1200 пулемётов, стрелковое вооружение, а также боеприпасы и иное военное имущество.

"Кантокуэн", особые манёвры Квантунской армии, условное наименование стратегического плана нападения Японии на СССР во время Великой Отечественной войны 1941—45. После нападения 22 июня 1941 фашистская Германии на СССР на императорском совещании руководящих военных и политических деятелей Японии 2 июля 1941 были санкционированы практические мероприятия по подготовке войны против СССР. Японские милитаристы рассчитывали, что поражение Красной Армии на советско-германском фронте создаст благоприятные условия для открытия "второго фронта" против СССР на Дальнем Востоке и "молниеносного" ведения операций. В соответствии с планом "К.", разработанным императорской ставкой и штабом Квантунской армии, в июле 1941 была проведена скрытая мобилизация 500 тыс. чел., из которых 300 тыс. направлено в Маньчжурию для пополнения войск Квантунской армии. В составе Квантунской армии были образованы 3 фронтовых управления, развёрнуты 5 полевых армий и Квантунская оборонительная армия (всего до 700 тыс. чел.). Квантунской армии подчинялись также части и соединения армий Маньчжоу-Го и Внутренней Монголии. По плану "К." наступление намечалось начать силами войск Восточного и Северного фронтов из района Пограничная на Ворошилов и из района Хэйхэ (Сахалян) на Благовещенск и Куйбышевку-Восточную, имея целью на 1-м этапе захватить Ворошилов, Владивосток, Благовещенск, Иман, Куйбышевку-Восточную; на 2-м — Хабаровск, Биробиджан, Бирокан и район Рухлово, а затем, при благоприятном развитии событий, оккупировать Северный Сахалин, Николаевск-на-Амуре, Комсомольск, Советскую Гавань, Петропавловск-Камчатский. План предусматривал взаимодействие сухопутных войск с ВМФ по высадке десантов на Камчатке и Северном Сахалине и морскую блокаду Владивостока. Западный фронт, в случае успеха Восточного и Северного фронтов, имел задачу, наступая на Читу, захватить всю территорию до озера Байкал. Открытие военных действий первоначально намечалось на 19 августа 1941. Наличие крупной группировки японских войск в Маньчжурии и угроза осуществления Японией плана "К." вынуждали СССР держать значительные силы на Дальнем Востоке. Героическое сопротивление Советских Вооруженных Сил летом — осенью 1941, их победа в битве под Москвой (декабрь 1941 — апрель 1942) и срыв стратегического плана немецко-фашистского командования заставили японских империалистов сначала отложить осуществление плана "К.", а затем после дальнейших побед Красной Армии и совершенно отказаться от его проведения.

Стра́ны наци́стского бло́ка (страны «Оси́», по термину «Ось Рим-Берлин-Токио»; гитлеровская коалиция) — военный союз Германии, Италии, Японии и других государств, противостоявший во время Второй мировой войны странам антигитлеровской коалиции.

Союз стран «оси» первоначально был основан на германо-японо-итало-испанском Антикоминтерновском пакте и германо-итальянском «Стальном пакте», а полностью оформился 27 сентября 1940 года, когда Германия, Италия и Япония подписали Тройственный пакт о разграничении зон влияния при установлении «нового порядка» и военной взаимопомощи. Часто странами «оси» называют все государства вступившие в войну со странами Антигитлеровской коалиции, независимо от подписания пакта.

Атлантическая хартия — один из основных программных документов антигитлеровской коалиции. Обсуждалась и была принята на Атлантической конференции «Riviera» британским премьером У. Черчиллем и Президентом США Ф. Д. Рузвельтом, на военно-морской базе Арджентия в Ньюфаундленде, о чём было заявлено 14 августа 1941 года. Позже, 24 сентября 1941 г., к хартии присоединились СССР и другие страны.

Атлантическая хартия была призвана определить устройство мира после победы союзников во Второй мировой войне, несмотря на то, что Соединённые Штаты в войну ещё не вступили. Послужила основой создания Организации Объединённых Наций, а также основы будущего политического и экономического миропорядка в целом.

Структура документа

 

Окончательный вариант хартии с редактурой Уинстона Черчилля

Листовка с напечатанной Атлантической хартией

Документ включает следующие пункты:

Отсутствие территориальных претензий со стороны США или Великобритании.

Территориальные споры следует разрешать согласно мнению народа.

Право народов на самоопределение.

Снижение торговых барьеров.

Глобальное экономическое сотрудничество и повышение благосостояния.

Свобода от нужды и страха.

Свобода морей.

Разоружение государств-агрессоров, общее разоружение после войны.

Пятый пункт был принят по предложению Джона Гилберта Уайнанта, который, хоть и не участвовал в самой конференции, предложил этот пункт Черчиллю и Рузвельту ещё в Лондоне.

На следующем совещании в Лондоне 24 сентября 1941 согласие с принципами хартии выразили представители правительств Бельгии (в эмиграции), Чехословакии (в эмиграции), Греции, Люксембурга (в эмиграции), Нидерландов (в эмиграции), Норвегии (в эмиграции), Польши (в эмиграции), СССР, и Югославии, а также «Свободной Франции» Шарля де Голля.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1032; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.