Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нарушения речи при интеллектуальной недостаточности Характеристика речи детей с ЗПР




Псих-пед классификация реч наруш.

Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы.

Первая группа

1.ФФНР— нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. (скудный словарный запас, аграмматизм)
2.ОНР— различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. (отсутствие речи или лепетное ее состояния)

Вторая группа — нарушения в применении средств общения, куда относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.

46. Общее недоразвитие речи. Этиология и характеристика нарушения. Уровни недоразвития речи, их характеристика, задачи коррекционного воздействия. Психолого – педагогическая характеристика детей с ОНР.

ОНР (общее недоразвитие речи) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда).

Этиология общего недоразвития речи может быть различна и соответственно этому будет различна структура аномальных проявлений.

Нередко причиной общего недоразвития речи является слабость акустико-гностических процессов. В этих случаях при сохранном слухе наблюдается пониженная способность к восприятию речевых звуков. Прямой результат нарушения слухового восприятия — недостаточное различение акустических признаков, характерных для каждой фонемы, вторично при этом страдает произношение звуков и воспроизведение структуры слова.

Общее недоразвитие речи часто возникает вследствие нарушений, связанных с органическими поражениями или недоразвитием определенных отделов центральной нервной системы.

Общее недоразвитие речи может быть вызвано и социальными причинами (двуязычие, многоязычие, воспитание ребенка глухими взрослыми), а также физической ослабленностью ребенка, частыми заболеваниями, недоношенностью. В таких случаях говорится о задержке речевого развития. Во всех остальных случаях общее недоразвитие речи является признаком органического поражения центральной нервной системы.

У всех детей с ОНР всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.

Уровни:

Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.н. “безречевые дети”). Такие дети пользуются “лепетными” словами, звукоподрожаниями, сопровождают “высказывания” мимикой и жестами. Например, “би-би” может означать самолет, самосвал, пароход.

Второй уровень речевого развития. Кроме жестов и “лепетных” слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Например, “лябока” вместо “яблоко”. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура. Например, наболее типично сокращение количества слогов: “тевики” вместо “снеговики”.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей), вносящих соответствующие пояснения в их речь. Например, “мамой ездиля асьпак. а потом ходиля де летька, там звяна. потом асьпальки небили. потом посьли пак” вместо “С мамой ездила в зоопарк, А потом ходила, где клетка - там обезьяна. Потом в зоопарке не были. Потом пошли в парк”.

Основные направления логопедической работы:

В работе с первым уровнем речевого развития главные задачи: развитие понимания речи, развитие активной подражательной деятельности в виде произношения любых звуковых сочетаний, развитие внимания и памяти;

Детей на втором уровне развития обучают умению отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их друг другу. В процессе диалога закрепляются элементарные формы речи, доступные детям словосочетания. Предложения, составленные детьми по вопросам, объединяются в короткие рассказы и заучиваются.

Для детей третьего уровня: дальнейшее совершенствование связной речи, практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, формирование правильного произношения, подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты.

Психолого – педагогическая характеристика детей с ОНР

1 уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием средств общения у детей с ОНР в том возрасте, когда у нормально развивающегося ребенка навыки речевого общения в основном сформированы. Фразовая речь у таких детей почти полностью отсутствует; при попытке рассказать о каком либо событии они способны назвать лишь отдельные слова или 1-2 сильно искаженных предложения.

Основной контингент дошкольников в группах ОНР составляют дети с 2 и 3 уровнями речевого развития.

На 2 уровне речевого развития общение осуществляется не только с помощью жестов и несвязных слов, но и путем употребления достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонетическом и грамматическом отношении речевых средств. Дети начинают пользоваться фразовой речью и могут ответить на вопросы, беседовать со взрослым по картинке о знакомых событиях окружающей жизни. Однако дети с этим уровнем речевого развития связной речью практически не владеют.

Наиболее распространен у детей 5-6 летнего возраста с ОНР 3 уровень речевого развития. Дети уже пользуются развернутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Наиболее отчетливо они проявляются в разных видах монологической речи- описание, пересказ, рассказы по серии картин и др.

Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи, переход от диалогической формы речи к контекстной.

Интеллектуальная недостаточность - это стойкое нарушение познавательной деятельности. Раннее органическое поражение центральной нервной системы приводит в большинстве случаев к грубому недоразвитию речи и всех её функций у детей с проблемами интеллектуального развития. Это проявляется уже в доречевом периоде в невыраженности гуления, позднем появлении активного лепета. Отмечается запаздалое появление первых слов; весьма замедленно, затруднённо протекает процесс овладения фразовой речью; переход от произнесения отдельных слов к построению двусловного предложения растягивается на долгое время. У детей с интеллектуальной недостаточностью медленно образуются и закрепляются речевые формы, слабо выражена самостоятельность в речевом творчестве, наблюдаются стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в речи имён существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих признаки и отношения. Снижена речевая активность. Нарушения речи при интеллектуальной недостаточности имеют системный характер и распространяются на все функции речи - коммуникативную, познавательную, регулирующую.

Связная речь детей с проблемами интеллектуального развития лишь частично удовлетворяет потребности повседневного общения. Детям с нарушением интеллекта тяжело выражать свои мысли, их речь отличается отсутствием логики, ясности, выразительности. Все это вызывает трудности речевого общения при любом виде деятельности, затрудняет и игровой процесс, и процесс обучения. Выделяя значимость связной речи в жизни ребенка, можно говорить о необходимости проведения систематической коррекционной работы по преодолению имеющихся нарушений у детей с особыми образовательными потребностями.

Важно создать условия для формирования речевой активности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, способствующей более успешной адаптации детей в социальном окружении.

Для достижения положительного результата работы логопеда необходима реализация следующих задач:

Расширять и систематизировать знания детей об окружающем мире на основе лексических тем.

Активизировать номинативный и предикативный словарь по заданным темам.

Упражнять в словообразовании, употреблении предлогов в словосочетаниях и предложениях.

Развивать у дошкольников умение с помощью схем строить простые предложения и распространять их по заданию педагога.

Развивать навыки связной речи: умение составлять рассказы (описательные, сравнительные, по картинкам, по схемам).

Формировать мыслительные процессы: умение исключать, дифференцировать, классифицировать, сравнивать.

Педагогическое воздействие планируется и организуется на базе результатов диагностического обследования и основывается на рекомендациях "Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью" авторов Баряевой Л.Б., Гаврилушкиной О.П., Зарина А.П., Соколовой Н.Д. с учётом индивидуальных и компенсаторных возможностей каждого ребёнка.

Успешное развитие связной речи дошкольников с особыми образовательными потребностями возможно при обеспечении выполнения следующих условий: установление взаимосвязи и преемственности в работе всего медико-психолого-педагогического коллектива (логопеда, дефектолога, психоневролога, психолога, педагога, музыкального руководителя, преподавателя физкультуры, медицинской сестры, массажиста);

эмоциональный контакт педагога с ребенком, тактичность, доброжелательность, положительная эмоциональная оценка любого достижения ребенка со стороны педагога;

сочетание в работе педагога вербальных средств с наглядным и дидактическим материалом, представленным в разных формах;

постоянное закрепление содержания программного материала, его соответствие программным требованиям;

разработка индивидуальных программ работы с каждым ребенком и их уточнение с учетом динамики продвижения ребенка;

установление тесной связи педагога с родителями, обеспечивающей единство требований к развитию речи ребенка и закрепление изучаемого материала.

Процесс коррекционного воздействия ведется поэтапно, при этом каждый этап служит продолжением и содержит в себе усложнения и дополнения предыдущего этапа:

Знакомство детей с основными понятиями с использованием реально существующих предметов, их изображений, мнемотаблиц.

Расширение словаря, работа над словообразованием.

Формирование лексико-грамматических категорий.

Построение и распространение простого предложения с помощью схем.

Составление маленького рассказа с помощью схем предложений.

Составление описательного рассказа о предметах по вопросам педагога, с помощью описательных и мнемотаблиц.

Сравнение двух предметов. Выделение общих и отличительных признаков.

Составление короткого рассказа с помощью картинок и на основании личного опыта.

При этом необходимо отметить, что активно включаются в работу все сохранные анализаторные системы: слуховой анализатор, зрительный анализатор, тактильные ощущения.

Логическим компонентом комплексного подхода в развитии связной речи дошкольников с проблемами интеллектуального развития являются различные формы и методы проведения коррекционо-развивающих занятий, а так же дидактические игры и упражнения.

Учитывая возрастные особенности ведущей деятельности дошкольников, опираясь на их интерес к игре, логопед имеет возможность решать коррекционные задачи по развитию речевой активности через дидактические игры и игровые упражнения (Приложение №1).

Большую роль при проведении занятий по развитию связной речи играют мнемотаблицы (Приложение №2). Мнемотаблица - это схема, в которой заложена информация по определенной лексической теме. Использование этого приема способствует более качественному (осознанному) усвоению программного материала в случае, если дошкольникам не могут быть представлены натуральные предметы или объекты.При обучении детей составлению предложений используются схемы, на основе которых дошкольники знакомятся со структурой предложения. Затем, опираясь на эти же схемы, можно составлять короткие рассказы на заданную тему (Приложение №3).

Наглядный материал широко должен быть представлен в виде опорных, предметных и сюжетных картинок

В процессе коррекционно-развивающей работы по развитию связной речи у детей с особыми образовательными потребностями совершенствуются навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развиваются умения поддерживать беседу на определенную тему. Результатом является качественное улучшение навыков связной речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Речь детей с задержкой психического развития удовлетворяет потребности повседневного общения и не имеет грубых нарушений лексики и грамматического строя, но им трудно грамотно выражать свои мысли, речь их отличается бессвязностью, отсутствием логики, ясности, выразительности. Речь таких детей отличается бедностью словаря и грамматических конструкций, у них недостаточно развит фонематический слух. А ведь ещё К.Д.Ушинский писал: “Хороший, ясный выговор, такой, чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков - вот главное основание правописания”. Из чего следует, что для грамотного письма необходимы, по крайней мере, два условия: правильное, бездефектное произношение всех звуков и способность различать их на слух. Фонематическая недостаточность порождает ошибки на замену согласных, сходных по артикуляционному и акустическому признакам: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш, а также ч-щ, ц-с, ц-ч, м-н, р-л.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.