Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины нарушений речи у умственно отсталых детей




У умственно отсталых детей отмечается замедленное формирование речи, ее качественное своеобразие, большое количество нарушений речи. В основе этих нарушений лежит целый комплекс патологических факторов.

Особенности нарушений речи и их коррекции у умственно отсталых детей обусловлены сложным взаимодействием биологических и социальных факторов.

Одним из существенных факторов, влияющих на формирование речи, являются особенности высшей нервной деятельности этих детей.

Основную категорию учащихся вспомогательной школы составляют дети, страдающие олигофренией. Известно, что олигофрения представляет собой клинически разнородную группу, название состояния, возникшего после различных видов поражения центральной нервной системы в период до развития речи. Олигофрения характеризуется двумя основными особенностями: преобладанием интеллектуального дефекта и отсутствием прогредиентности (Исаев Д.Н., Лубовский В.И., Певзнер М.С., Певзнер М.С., Лубовский В.И., Сухарева Г.Е.).

Развитие речевой моторики у умственно отсталых детей осуществляется замедленно, недифференцированно, характеризуется определенными особенностями. На связь расстройств речи у умственно отсталых детей с нарушением моторики указывают многие авторы (Парамонова Л.Г., Петрова В.Г., Хватцев М.Е.). Выявлено частое сочетание олигофрении со стертой формой дизартрии (Шарапановская Н.А.).

В процессе речи движения дыхательных, голосовых, артикуляторных органов должны быть точными, быстрыми и синхронными, взаимодействие этих движений осуществляется с учетом предыдущих и последующих звуков.

Важным фактором, обусловливающим нарушения речи у умственно отсталых детей, являются трудности координации дыхательных, фонаторных и артикуляторных движений в процессе речи. У умственно отсталых детей наблюдается ограниченный выдох, движения языка и губ у них недостаточно подвижны, плохо координированы, артикуляция звуков смазанная.

Среди биологических факторов, которые имеют место лишь у части умственно отсталых детей, но все же играют существенную роль в возникновении нарушений речи, следует отметить следующие: локальное повреждение мозговых структур, аномалии в строении артикуляторного аппарата, снижение слуха. Такие факторы, как аномалии в строении артикуляторного аппарата, снижение слуха, встречаются у умственно отсталых детей гораздо чаще, чем при нормальном психическом развитии, и во многих случаях вызываются теми же причинами, что и умственная отсталость, т.е. влиянием патологических факторов, действующих в пренатальный, натальный и ранний постнатальиый период.

Нарушения речи у умственно отсталых детей могут быть связаны не только со снижением слуха, но и с особенностями слухового восприятия, запаздыванием слуховых реакций, снижением слуховой памяти, слухового внимания, неправильной интеграцией речеслуховых импульсов. При этом отмечается, что слуховые пороги некоторых умственно отсталых детей очень вариабельны.

Одним из факторов, предрасполагающих к возникновению нарушений речи, являются многочисленные аномалии зубочелюстной системы, языка и мягкого неба у этих детей (Медведева В.М., Правдина-Винарская Е.Н.).

Что же касается фактора локального поражения речевых зон коры головного мозга, которое при нормальном интеллекте обусловливает возникновение алалии, то его существование у умственно отсталых детей теоретически считается возможным, но проблематичным. В настоящее время проблема существования алалии у умственно отсталого ребенка может быть поставлена, но не может быть разрешена. По мнению С. Борель-Мензони, проблема выявления алалии даже у детей с нормальным интеллектом является чрезвычайно трудной, к тому же количество таких детей очень незначительно. Можно предположить, что существование алалии у умственно отсталых детей возможно, но оно приводит к полному отсутствию речи в дошкольном возрасте и к невозможности школьного обучения в младшем школьном возрасте. По-видимому, этим можно объяснить отсутствие данных о наличии детей с алалией среди учеников вспомогательной школы.

Психологические факторы, обусловливающие особенности речевого развития и нарушения речи у умственно отсталых детей, глубоко изучены многими авторами. Среди этих факторов ведущая роль отводится недоразвитию познавательной деятельности умственно отсталого ребенка.

Диффузное недоразвитие наиболее поздно появившихся в филогенезе слоев коры больших полушарий головного мозга обусловливает нарушения познавательной деятельности, особенности ощущения, восприятия, представлений, мышления умственно

К социальным факторам, отрицательно влияющим, на речевое развитие умственно отсталых детей, следует отнести слабость речевых контактов и недостаточность стимуляции к речевому общению (Петрова В.Г.).

В различных зарубежных исследованиях сравнивалась речь умственно отсталых детей, воспитывающихся в интернате, и детей, которые воспитывались в семье. Было получено, что умственно отсталые дети, которые воспитывались в интернате, имеют более низкий уровень речевого развития - процент речевых нарушений у умственно отсталых детей, живущих в интернате, значительно выше (62%), чем у детей, воспитывающихся в семье (57%)

Вместе с тем, в большинстве семей препятствием для развития речи умственно отсталого ребенка является излишняя опека ребенка всеми членами семьи, ограничение его речевой активности, отсутствие стимуляции к речи. В этом случае у умственно отсталого ребенка отсутствует необходимость выражать свои желания с помощью речи, он слишком пассивен в процессе речевого общения. Часто из-за чрезмерной опеки, из-за лишней осторожности родители пытаются изолировать умственно отсталого ребенка от общения с окружающими детьми. Родители прилагают много усилий, чтобы помочь ребенку, максимально ограничивают его от самостоятельной деятельности, что препятствует формированию многих функций, в том числе и речи, которые развиваются в процессе самостоятельной игры ребенка. Иногда вместо вербальных связей в семье устанавливается невербальное общение посредством мишки и жестов, что отрицательно сказывается на процессе речевого развития ребенка. Довольно часто родители умственно отсталого ребенка не интересуются его речью, не поощряют речевые контакты ребенка, не стимулируют его к речи.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.