Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анатомо-физиологические механизмы речи




Знание анатомо-физиологических механизмов речи, то есть строения

и функциональной организации речевой деятельности, позволяет,

представлять сложный механизм речи в норме, дифференцированно

подходить к анализу речевой патологии и правильно определять пути

коррекционного воздействия.

Речь представляет собой одну из сложных высших психических

функций человека.

Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой

главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.

 

Речь – это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая

только человеку.

 

Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой

частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и

периферического (или исполнительного). Строение речевого аппарата

Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он

состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария),

подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего

продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и

артикуляционным мышцам.

Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности,

развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с

деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые отделы коры

головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это

лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого

полушария (у левшей правого). Лобные извилины (нижние) являются

двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной

речи (центр Брокка). Височные извилины (верхние) являются речеслуховой

областью, куда поступают звуковые раздражения (центр Вернике).

Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи. Для

понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга. Затылочная

доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной

речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме). Кроме

того, у ребенка речь начинает развиваться благодаря зрительному

восприятию им артикуляции взрослых.

Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.

Проводящие пути. Кора головного мозга связана с органами речи

двумя видами нервных путей: центробежными и центростремительными.

 

Центробежные (двигательные) нервные пути соединяют кору

головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность периферического

речевого аппарата. Центробежный путь начинается в коре головного мозга

в центре Брокка.

От периферии к центру, то есть от области речевых органов к коре

головного мозга, идут центростремительные пути.

Центростремительный путь начинается в проприорецепторах и в

барорецепторах. Проприорецепторы находятся внутри мышц, сухожилий и на

суставных поверхностях двигающихся органов. Барорецепторы возбуждаются

при изменениях давления на них и находятся в глотке.

В ядрах ствола берут начало черепно-мозговые нервы. Главные из

них: тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный и

подъязычный. Они иннервируют мышцы, приводящие в движение нижнюю

челюсть, мимическую мускулатуру, мышцы гортани и голосовых складок,

глотки и мягкого неба, а также мышцы шеи, мышцы языка.

Через эту систему черепно-мозговых нервов передаются нервные

импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому.

Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов:

дыхательного, голосового и артикуляционного.

В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и

трахеей.

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в

фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет

одновременно голосообразующую и артикуляционную функции. Дыхание в

момент речи существенно отличается от обычного. Выдох намного длиннее

вдоха. Кроме того, в момент речи число дыхательных движений вдвое

меньше, чем при обычном дыхании.

Голосовой отдел состоит из гортани и находящимися в ней

голосовыми складками.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2142; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.