Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История изучения речевых нарушений




Вопрос

Распределение рабочего времени логопеда в период школьных каникул.

Логопедические занятия во время каникул не проводятся.

В течение осенних каникул логопед проводит обследование состояния письменной речи учеников 2-4 кл. по письменным работам, для того чтобы выявить детей с нарушениями письма и проконтролировать учеников, ранее занимавшихся на логопункте. При наличии свободных мест в группе с нарушением письма ее пополняют новыми учениками.

В период зимних каникул логопед обследует состояние письменной речи учеников 1х кл. по прописям и тетрадям. Кроме того, он пополняет оборудование логопедического кабинета необходимыми для работы наглядными пособиями, учебниками, таблицами, плакатами и т.п., посещает районный (городской) методический кабинет и коллег-логопедов для обмены опытом работы, проводит беседы и консультации для родителей учеников, занимающихся на логопункте.

Кроме перечисленной выше работы, в дни школьных каникул логопед по мере необходимости консультирует учеников, занимающихся на логопункте, у врачей специалистов (психоневролога, невропатолога, отоларинголога), приглашает для консультации по отдельным трудным детям более опытных коллег-логопедов. При этом необходимо учесть, что консультация ребенка у любого врача-специалиста возможна только с согласия и в присутствии одного из родителей и ли лица, их заменяющего.

Логопед может использовать каникулярное время для проведения логопедической пропаганды среди родителей и населения района.

Требования к подбору речевого материала

1. Материал должен быть знаком детям и по содержанию, и по грамматическому оформлению с целью экономии времени.

2. Он должен соответствовать фонетической теме. Например, если темой занятия является звук с (в его позиции между гласными), то для занятия могут быть предложены числительные восемь, десять, восемнадцать, словосочетания типа: будем писать, будем рисовать и т. п.; если ребенку предлагается отвечать на вопросы, то в его предполагаемом ответе должны быть слова с тем звуком, работа над которым составляет содержание данного занятия. Так, если темой занятия является звонкий б, неправильно в четверг, например, предложить ребенку вопрос «Какой сегодня день?», потому что слово четверг не содержит ни звука б, ни оппозиционного ему п. В этих условиях было бы правильно спросить «Какой день недели будет завтра? А какой послезавтра?» («пятница», «суббота»).

3. Предпочтение отдается материалу разговорной речи. К речевому материалу относятся не только осмысленные комплексы, но и слоги. Они подбираются по фонетическому принципу в соответствии с целями, поставленными на каждое занятие.

4. Поскольку одну из задач индивидуальных занятий составляет формирование первичного умения воспроизводить тот или иной фонетический элемент, материалом их служат и артикуляционные упражнения. Их цель — подготовить речевые органы ребенка к произношению тех или иных звуков. Примерами таких упражнений являются дутье с просунутым между губами или между зубами языком, дутье у верхней губы (чтобы получить необходимую для свистящих и шипящих согласных позицию языка), произнесение фрикативного р (при постановке вибранта р) и т. п.

Таким образом, на индивидуальных занятиях по праву находит место как речевой, так и неречевой материал. Однако все занятие не может быть построено только на артикуляционных бессмысленных упражнениях. Возвращаясь к сказанному выше, следует напомнить, что на одном занятии обычно представлены две, а иногда и три темы. Уровень подготовленности к ним детей, как мы уже отмечали, различен. Поэтому если при работе над одной темой еще необходимы артикуляционные упражнения, то по другой теме работа ведется уже над осмысленным речевым материалом.

 

13 Одной из организационных форм, в которой осуществляется обучение произношению, являются индивидуальные занятия. Они предусмотрены учебным планом. В задачу индивидуальных занятий входит прежде всего работа над такими сторонами произношения, которые плохо усваиваются детьми без специального обучения.Задачу и содержание индивидуальных занятий составляет работа над голосом, над звуками речи и их сочетаниями, над словом. На индивидуальных занятиях логопед добивается первичного умения воспроизвести тот или иной фонетический закрепляет полученное умение, а также проводит ряд упражнений, предупреждающих распад тех произносительных навыков, которые под влиянием неблагоприятных условий могут быть утрачены. Необходимо четко представлять базу, на которой может быть сформирован новый произносительный навык. Тема занятия определяется исходя из плана. На одно занятие, как правило, выбирается не одна, а две темы. На индивидуальных занятиях формируются навыки правильного звукопроизношения.

14.Объект, предмет, методы и задачи логопедии.Естес-твеннонаучные основы учения о нарушениях речи. Логопедия - это наука о нарушениях речи, о методах их предуп-реждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. от греч корней: логос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) - и в переводе означает <воспитание правильной речи>. Предметом Л являются нарушения Р и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения -человек, страдающий нарушением речи. Задачи: 1.Изучение онтогенеза Р деятель-ности при различных формах Р нарушений. 2.Определение расп-ространенности, сим-птоматики и степени проявлений наруш Р. 3.Выявлениехарактера влияния Р расстройств на формирование лич-ности, псих развитие.4.Изучение особеннос-тей формирования Р и Р нарушений у детей с разл отклонениями в развитии (при нар интел, сл, зр и ода). 5.Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики Р нар. 6.Разработка методов пед диагностики Р расстройств. 7.Система-тизация Р расстройств. 8.Разработка принци-пов, дифференцирован-ных методов и средств устранения Р нарушен. 9.Совершенствование методов профилактики Р расстройств. 10.Разра-ботка вопросов органи-зациилогоп помощи. Методы логопедии: практич (упраж, игры, моделирование). Упраж применяются на этапах постановки и автоматиз. Различают подражате-льно-исполнител, конс-труктивные и творческ. Наглядные методы предполагают исполь-зование наглядности, что облегчает усвоение материала, формирует сенсорные предпосылки развития Р, способству-ет уточнению и расши-рению представлений детей.(набл,рассматрив рис, картин, профилей артикуляций, фильмов.)Словесные – рассказ, беседа, чтение. Рассказ воздействует на мышл, воображ ребенка, побу-ждает к Р общению. В ходе беседы логопед выявляет З детей, соз-дает установку на ус-воение новой темы. Способствует развитию познав деят-ти, закреп-лению прав произнош. Естественнонаучной психофизиологической основой Л является учение о закономер-ностях формирования условно-рефлекторных связей, учение Анохина о функц системах, уче-ние о динамической лок-и псих ф (Сеченов, Павлов, Лурия) и современное нейропси-холингвистическое учение о Рдеятельности.Согласно учению Пав-ловаречь представляет собой сложную психо-физиологическую ф гм, где 2 сигнальная систе-ма формируется на ос-нове 1, однако регули-рующее влияние ока-зывает 2 сигнсист на 1.Лурия выделяет 3 функциональных блока в деятельности мозга: 1)обеспечивает нормал тонус коры и ее бодрствен состояние (образования верхнего ствола и лимб области). 2)осуществляет прием, переработку и хранение экстрацеп информации (кбп анализ-в). 3) блок программирования, регуляции и контроля деят – ти мозг образова-ний, поведения чел-ка.

 

15.Понятие о речевых нарушениях и их причинах. Под причиной нарушен речи понимают воздействие на организм внешнего или внутренвредоно-сного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть.

Уже в исследованиях античных ученых наметилось два направления в понимании причин речевых нарушений. Первое из них, исхо-дившее от Гиппократа, ведущую роль в возник-новенииречрасстр-в отдавало поражениям гм, второе, берущее начало от Аристотеля, - нарушениям периферреч аппарата.С 20-х годов 20ст отечествениссл-ли делали первые попытки класс-цииреч нарушений в зав-ти от причин их возникнове-ния. Доброгаев(1922) среди причин реч нару-шенийвыделял заболе-ваниявнд, патологич изменения в анатомичреч аппарате, недоста-точность воспитания в детстве, а также общие невропатические состояния организма. Хватцев впервые все причины речнаруше-ний разделил на внешние и внутренние.Он выделил органичес-кие (анатомо-физиолог, морфологические), функциональные (психогенные), социаль-но-психологичипсихо-неврологичпричины. Корганическим были отнесены недоразвитие и поражение мозга, органич нарушения перифер органов речи.Функциональные причины – нар работы цнс. Психоневрологич причины - уо, нарушен памяти, внимания и др расстройства псих ф. Концепция развития психики, разработанная Л. С. Выготским, составляет методологич основу изучения причин нарушений реч развития в детс возрастеон ввел понятие соц ситуации развития, что представляет собой сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, являющихся специфич-ными для каждого возрастн этана развития психики, а следователь-но, Р как одной из форм психичдеятельности. Различают пренатал, натал и постнат причин. Недоношенный ребенок имеет слабую нс, что тормозит естествразви-тие Р. Ррасс-во может вкл в синдром, быть вторичн, возникать вследствие хромосомн патологий.Различные соматическзаболевания и болезни обмена веще-ствявл-сяблагоприят-ными условиями для возникновения реч расстройств.

 

16.Роль и место Л среди других наук. К внутрисистемным относятся связи с педагогикой, отраслями спец педагогики: судро, тифло, олигофренопед; методиками обучения родному языку, мат-ке; с лог ритмикой, общей и спец психологией. К межсистемным связям относятся связи с медико-биол и линвис-тическими науками.Л использует З анатомии и физиологии, нейро-физиологии о механиз-мах Р, мозговой органи-зации Р процесса, о строении и функциони-рованиианал-в, прини-мающих участие в Р деят-ти. Л связана с оториноларингологией, невро-, психопатологи-ей, педиатрией.Эти данные имеют важное значение для правил пед анализа Р нар и организации лог работы выбора профиля спец учреждения.Л связана с лингвистическими науками и психолинг-вистикой.З законов и послед-ти усвоения ребенком норм языка способствует уточне-нию лог заключения, является необ-м для разработки системы лог воздействия.

История изучения нарушений звукопроизношения насчитывает более полутора

столетий. До середиы XIX столетия все подобные состояния именовались

«косноязычием», а с 80-х годов того же столетия - дислалиями. С тех пор термин

«дислалия» приобрел очень широкое хождение в логопедической литературе, но

трактуется разными авторами весьма различным образом. Робертс приписывал к дислалии следующие понятия: «фонетические дефекты», «задержка развития

речи, «функциональные нарушения артикуляции», фонетические

дефекты, связанные со структурными аномалиями артикуляторных органов,

нарушениями слуха, функциональные и органические дефекты артикуляции и др.

Morley M., Becker K.-P., Sovak M. относят к дислалиям легкие, избирательные

нарушения артикуляции отдельных звуков. В 1879 Адольф Коссмуаль описал особый род нарушений звукопроизношения у детей и их назвал «дизартрией». Довольно долго разграничение дислалий и дизартрий производилось по двум признакам: тяжести и наличию или отсутствию нарушений иннервации артикуляционного аппарата.

В отечественной логопедической литературе случаи, когда у детей наблюдаются

избирательные, негрубые, но довольно стойкие нарушения звукопроизношения,

которые сопровождаются легкими, своеобразными проявлениями иннервационной

недостаточности артикуляционных органов, но при этом нет тотальных полиморфных

нарушений звукопроизношений, стали называть «стертой дизартрией» или «корковой дизартрией».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 4296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.