Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы управления качеством на основе международных стандартов ИСО серии 9000




 

В 1986 г были приняты международные стандарты ИСО 9000, в которых изложены рекомендации по разработке систем качества.

В 1994 и в 2000 г эти стандарты пересматривались. 15 декабря вступила в действие версия стандартов ИСО 9000.

В РФ эти стандарты действуют с 31 августа 2001 г и представляют собой аутентичные тексты стандартов ИСО 9000, 9001 и 9004.

Семейство стандартов ИСО 9000 было разработано для того, чтобы помочь организациям всех видов и размеров внедрять и обеспечивать функционирование эффективных систем менеджмента качества:

- ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Основные положения и словарь» описывает основные положения СМК и устанавливает терминологию для СМК;

- ГОСТ Р ИСО 9001-2001 определяет требования к СМК для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей;

- ГОСТ Р ИСО 9004-2010 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации» содержит рекомендации по достижению устойчивого успеха любой организации в сложной, требовательной и постоянно меняющейся среде путем использования подхода на основе менеджмента качества. Устойчивый успех организации достигается за счет ее способности отвечать потребностям и ожиданиям своих потребителей и других заинтересованных сторон на долговременной основе и сбалансированным образом. Устойчивого успеха можно добиться посредством эффективного менеджмента организации, путем осознания организацией среды своего существования, за счет обучения и должного применения улучшений и (или) инноваций.

- ИСО 19011 содержит методические указания по аудиту (проверке) СМК и охраны окружающей среды.

Вместе они образуют согласованный комплекс стандартов на СМК, содействующий взаимопониманию в национальной и международной торговле.

9001 и 9004 были разработаны как согласованная пара стандартов на СУК для дополнения друг друга, но их можно применять также независимо. Несмотря на то, сто у стандартов различные области применения, они имеют аналогичную структуру в целях создания условий для их использования как согласованной пары. Эти стандарты не содержат конкретных требований к другим СУ, таким как управление финансами, управление рисками, управление охраной окружающей среды и др., однако, они позволяют согласовать СУК с др. управленческими системами организации.

Со стандартами серии ИСО 9000 согласованы ГОСТ Р ИСО 14001-98 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению» и ГОСТ Р 19001-2003 «Руководящие указания по проверке СМК и (или) охраны окружающей среды».

Семейство стандартов ИСО 9000 проводит различие между требованиями к СМК и требованиями к продукции.

Принципиальные отличия новой версии стандартов:

1) Приоритетными являются вопросы определения ожиданий клиента и удовлетворённость клиента

2) Подчёркивается ответственность руководства

3) Стандарты направлены на реальные процессы в деятельности предприятия

4) Улучшена возможность интеграции с другими системами

5) Улучшена возможность применения стандартов любыми компаниями, независимо от их размеров, отрасли и продукции

6) Появилось требование измерения удовлетворённости клиента

7) Выдвинуты новые требования, касающиеся управления ресурсами

8) Устранена имевшаяся ранее нечёткость с применением некоторых терминов.

Новые версии стандартов носят ярко выраженный рыночный характер и должны широко осваиваться в России, где остро ощущается необходимость в создании конкурентоспособной продукции и повышении эффективности работы предприятия.

ГОСТ Р ИСО 9000 – 2001. СМК Основные положения и словарь

Данный стандарт описывает основные положения СМК и устанавливает терминологию для СМК.

Настоящий стандарт устанавливает основные положения систем менеджмента качества, явля­ющихся объектом стандартов семейства ИСО 9000, и определяет соответствующие термины. Настоящий стандарт может использоваться:

1. организациями, стремящимися добиться преимущества посредством внедрения системы менеджмента качества;

2. организациями, стремящимися получить уверенность в том, что их заданные требования к продукции будут выполнены поставщиками;

3. пользователями продукции;

4. теми, кто заинтересован в едином понимании терминологии, применяемой в менеджменте качества (например поставщики, потребители, регламентирующие органы);

5. теми сторонами, внутренними или внешними по отношению к организации, которые оценивают систему менеджмента качества или проверяют ее на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 (например аудиторы, органы по сертификации/регистрации);

6. теми сторонами, внутренними или внешними по отношению к организации, которые консультируют или проводят обучение по системе менеджмента качества, соответствующей данной организации;

7. разработчиками соответствующих стандартов.

В стандарте установлены 8 фундаментальных принципов менеджмента качества для того, чтобы высшее руковод­ство могло руководствоваться ими с целью улучшения деятельности организации. Установлены основные положения, требования к СМК. Среди ряда задач стандарта выделено побуждение принятия процессного подхода к менеджменту организации. Особый акцент сделан на роли высшего руководства в СМК, значении документации, как средству передачи смысла и последовательности действий, а также оцениванию СМК.

Принципы

1.Ориентация (или фокус) на потребителя

2. Лидерство

3. Вовлечение персонала

4. Процессный подход

5.Системный подход

6. Непрерывное улучшение

7.Подход к принятию решений на основе фактов

8.Взаимовыгодные отношения с поставщиками

Среди основополагающих терминов, раскрывающихся в данном стандарте можно выделить: качество, система, СМК, политика в области качества, менеджмент качества, планирование качества, управление качеством, улучшение качества, обеспечение качества, результативность, эффективность и другие.

Стандарт ISO 9000 описывает требования к бизнес-процессам и документации предприятия. Данный стандарт может применяться на предприятии в любой отрасли.

Стандарт ISO 9000 требует документирования системы менеджмента качества процессов и содержит требования к документам по качеству, процедурам, инструкциям и т.д.

ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001. СМК Требования

Пересмотренный стандарт ИСО 9001:2000 заменяет стандарты ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003 версии 1994 г. Данный документ включает в себя практически все требования ИСО 9001:1994, добавляя к ним ряд новых.

Стандарт определяет требования к системам управления качеством для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требования потребителей и установленным к ней обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворённости потребителей.

Требования к продукции могут быть установлены потребителями или организацией, исходя из предполагаемых запросов потребителей или требований регламентов. Требования к продукции и в ряде случаев к связанным с ней процессам могут содержаться, например в технических условиях, стандартах на продукцию, стандартах на процессы, контактных соглашениях и регламентах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1070; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.