Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Словении, Хорватии, Македонии, Боснии и Герцеговине, Черногории 1 страница




Референдумы о независимости

(1990-1992 гг.)

 

В 1990-1992 г. состоялась серия референдумов о независимости респбулик, входивших тогда в состав СФРЮ – Словении, Хорватии, Македонии, Боснии и Герцеговине, Черногории.

 

Референдум о независимости Словении (1990 г.)

 

Словенский референдум о независимости состоялся 23 декабря 1990 г.

Вопрос: «Должна ли Республика Словения стать независимым и суверенным государством?».

Результаты: «За» - 1289369 голосов (94,80 %), «Против» - 57800 голосов (4,00 %). Испорченных бюллетеней – 12412. Всего – 1361738. Явка составила 93,50 %.

26 декабря 1990 г. были официально объявлены результаты референдума.

25 июня 1991 г. Словения была провозглашена в качестве независимого государства.

 

Референдум о независимости Хорватии (1991 г.)

 

Хорватский референдум о независимости состоялся 19 мая 1991 г.

Вопрос: «Должна ли Республика Словения стать независимым и суверенным государством?».

Результаты: «За» - 2845521 голосов (93,24 %), «Против» - 126630 голосов (4,15 %). Испорченных бюллетеней – 0. Всего – 3051881. Явка составила 83,56 %.

25 июня 1991 г. Хорватия была провозглашена в качестве независимого государства.

 

Референдум о независимости Македонии (1991 г.)

 

Македонский референдум по независимости прошёл 8 сентября 1991 г. для одобрения объявления Македонией независимости от Социалистической Федеративной Республики Югославия. За независимость высказалось подавляющее число избирателей.

Вопрос: «Вы за суверенное и независимое государство Македония, с правом заключения союза суверенных югославских государств?».

Результаты: «За» - 1079308 голосов (96,46 %), «Против» - 39639 голосов (3,54 %). Испорченных бюллетеней – 13648. Всего – 1132595. Явка составила 75,72 %.

Досрочное голосование проводилось в США, Канаде и Австралии, где проживали крупные национальные диаспоры македонцев. Все политические лидеры Македонии призывали к голосованию. Тем не менее, албанское население бойкотировало референдум, рассматривая себя угнетённым меньшинством.

Уже вечером в день голосования 8 сентября 1991 г. в столице Македонии Скопье на площади Иосип Броз Тито председатель избирательной комиссии референдума объявил первые результаты по которым Македония проголосовала за независимость. Президент Киро Глигоров выступил с поздравлением граждан и гражданок свободной, суверенной и независимой Македонии.

 

Референдум о независимости Боснии и Герцеговине (1992 г.)

 

Референдум о независимости Боснии и Герцеговины состоялся 29 февраля – 1 марта 1992 г.

Результаты: «За» - 2061932 голосов (99,70 %), «Против» - 6037 голосов (0,30 %). Испорченных бюллетеней – 5227. Всего – 2073568. Явка составила 63,40 %.

На парламентских выборах в Социалистической Республике Босния и Герцеговина, состоявшихся в 1990 г., победу одержали представители трёх националистических партий, которые образовали свободную коалицию с целью отстранить от власти коммунистов. Через некоторое время сначала Словения, а затем и Хорватия объявили о своей независимости от СФРЮ, что вызвало раскол в парламенте Боснии и Герцеговины: хорватские и боснийские депутаты выступали за выход из СФРЮ, в то время как сербы были за нахождение в Югославии. В октябре 1991 г. парламентом была принята декларация независимости, а 29 февраля и 1 марта 1992 г. состоялся референдум, на котором 98 % участвовавших в голосовании выступили за выход из СФРЮ. Большинство боснийских сербов референдум бойкотировало.

3 марта 1992 г. Босния и Герцеговина была провозглашена в качестве независимого государства.

 

Референдум о независимости Черногории (1992 г.)

 

Черногорский референдум о независимости прошёл 1 марта 1992 г.

Вопрос: «Вы за то, чтобы Черногория оставалась частью единой Югославии, как суверенная Республика и полностью равная со всеми другими югославскими республиками, которые стремятся оставаться в единстве?».

Результаты: «За» - 266273 голосов (95,96 %), «Против» - 8755 голосов (3,14 %). Испорченных бюллетеней – 0. Всего – 278382. Явка составила 66,04 %.

Таким образом, Черногория осталась в составе Югославской Федерации.

 

 

Референдум о независимости Косова (1991 г.)

 

Референдум о независимости Косова состоялся в Автономном Крае Косово 26-30 сентября 1991 г.

Ранее, 22 сентября 1991 г. была провозглашена независимость Республики Косово.

Результаты: «За» - 913705 голосов (99,98 %), «Против» - 164 голосов (0,02 %). Испорченных бюллетеней – 933. Всего – 914802. Явка составила 87,01 %.

Результат референдум не был признан властями Сербии и Югославии.

 

 

Референдум о независимости Эритреи (1993 г.)

 

В 1993 г. состоялся референдум о независимости Эритреи. Голосование проходило 23-25 апреля 1993 г.

Результаты: «За» - 1100260 (99,83 %), «Против» - 1822 (0,17 %). Испорченных бюллетеней – 328 (0,49 %). Явка составила 98,52 %.

27 апреля 1993 г. была провозглашена независимость Эритреи.

 

 

Референдум о независимости Бермудских островов (1995 г.)

 

В 1995 г. состоялся референдум о независимости Бермудских островов. Голосование проходило 16 августа 1995 г.

На референдум был вынесен следующий вопрос: «Являетесь ли вы сторонником независимости на Бермудах?».

Результаты: «За» - 5714 (25,88 %), «Против» - 16369 (74,12 %). Испорченных бюллетеней – 153 (0,10 %). Всего – 22236. Явка составила 58,76 %.

 

 

Референдум о независимости Невиса (1998 г.)

 

В 1998 г. состоялся референдум о независимости Невиса. Голосование проходило 10 августа 1998 г.

На референдум был вынесен вопрос, связанный с возмождностью выхода острова Невис из Федерации Сент-Китс и Невис и образования на этой основе независимого государства Невис.

Результаты: «За» - 2427 (61,83 %), «Против» - 1498 (38,17 %). Испорченных бюллетеней – 10 (0,10 %). Всего – 3935. Явка составила 57,99 %.

Тем не менее, необходимых для принятия решения 2/3 голосов не было получено.

 

 

Референдум о независимости Восточного Тимора (1999 г.)

 

В 1999 г. состоялся референдум о самоопределении, проведённый под давлением ООН в Восточном Тиморе. 78,5 % населения высказались за независимость Восточного Тимора от Индонезии. Это привело к новой вспышке насилия, потребовавшей введения международного миротворческого контингента, который смогл установить в стране некоторое подобие законности и порядка. По результатам референдума Индонезия признала независимость Восточного Тимора. 30 октября 1999 года последние индонезийские войска ушли из страны.

23 февраля 2000 г. в стране была учреждена Временная администрация ООН (ВАООНВТ) вначале на срок три месяца, по истечении которых её мандат был продлен. Целями переходного периода являлись: содействие организации национальных государственных структур, административной и судебной систем, подготовка к выборам органов самоуправления. ВАООНВТ руководила страной до 2002 г.

20 мая 2002 г. бывшая португальская колония официально была объявлена независимым государством.

 

 

Референдум о независимости Курдистана (2005 г.)

 

В 2005 г. состоялся референдум о независимости Курдистана.

Голосование проходило в Иракском Курдистане.

Результаты: «За» - 1973412 (98,88 %), «Против» - 20251 (1,12 %).

США, стремясь сохранить целостный относительно централизованный Ирак, первоначально надеялись создать «многоэтническую иракскую нацию» по американскому образцу, с представлением статуса субъектов федерации прежним провинциям. При этом предполагалось, что все курдские правительственные органы будут распущены.

Однако соответствующее предложение, сделанное представителем США П. Бреммером М. Барзани в конце 2003 г., встретило неожиданный для американца жёсткий отпор: М. Барзани отказался подписывать новую конституцию Ирака, если в ней не будут оговорены самые широкие автономные права курдов. В конечном итоге курды добились своего, в конституции Ирака были оговорены самые широкие права Курдистана, вплоть до права выхода из состава Ирака в случае нарушения центральным правительством своих обязательств.

Последнюю точку в процессе легитимации курдского государственного образования поставило принятие конституции Ирака на референдуме в октябре 2005 г. При этом Курдистан признаёт власть Ирака лишь постольку, поскольку желает сам. Так, 2 сентября 2006 г. М. Барзани издал указ, запрещающий вывешивать в Курдистане флаг Ирака, который курды считают символом арабского шовинизма.

Референдум о независимости Черногории (2006 г.)

 

В 2006 г. состоялся референдум в Черногории, результатом которого стало прекращение существования Государственного Союза Сербии и Черногории и образование двух государств – Республика Черногория и Республика Сербия.

Процесс выхода из состава государственного союза Сербии и Черногории регулировался Конституционной хартией Сербии и Черногории, принятой 4 февраля 2003 г. парламентом Союзной Республики Югославия. Статья 60 Конституции требовала, чтобы прошло не менее трёх лет с момента ратификации данной хартии, до того как одна из республик может выйти из Государственного Союза. Также государство, которое выходит из союза, отказывается от всех прав на политическую и правовую преемственность и не может являться правопреемником Государственного Союза Сербии и Черногории. Это означало, что выходящее из союза государство (в данном случае Черногория), подавая заявку на вступление в международные организации (например, в Организацию Объединённых Наций) должна быть признана мировым сообществом, а Сербия становится правопреемницей Государственного Союза Сербии и Черногории.

По Конституции Черногории государственный статус не может быть изменён без всенародного референдума. Закон о референдуме был внесён на обсуждение в черногорский парламент президентом Филипом Вуяновичем. 2 марта 2006 г. закон о референдуме был единогласно принят.

Принятый закон о референдуме обязывал парламент уважать результаты волеизъявления народа. Результаты референдума должны быть обнародованы в течение 15 дней, а решение, которое будет вынесено в ходе голосования должно быть исполнено в ходе 60 дней. Руководство Сербии заявило, что оно будет уважать результаты референдума, и не вмешиваться в суверенитет Черногории.

Переговоры между властями Черногории и оппозицией об условиях проведения референдума шли с начала 2006 г. Первоначально оппозиция, выступавшая против самостоятельности Черногории, категорически отказывалась обсуждать даже самую идею проведения референдума. Евросоюз предложил своё посредничество. Посредническая миссия была возложена на спецпредставителя ЕС Мирослава Лайчака. В ходе дальнейшего обсуждения оппозиция приняла идею референдума и договорилась с правящей коалицией об условиях его проведения. Тем не менее, оставались расхождения по ключевому вопросу — о большинстве, необходимом для принятия решения.

Согласно черногорскому закону о референдуме, для принятия решения было необходимо набрать 50 % плюс один голос участвовавших в референдуме при обязательной явке в 50 %. Оппозиция же требовала обеспечить участие в референдуме не только населения самой Черногории, но и черногорцев, живущих в Сербии. В этих условиях Мирослав Лайчак предложил свою формулу: Евросоюз признает независимость Черногории, если за неё проголосуют 55 % от числа участвующих в референдуме. Эта формула вызвала бурно негативную реакцию в Черногории.

Референдум о независимости Черногории – референдум о независимости Черногории и выходе её из состава Государственного Союза Сербии и Черногории состоялся 21 мая 2006 г. Общая явка на референдуме составила 86,5 %.

Вопрос заданный на референдуме звучал так: «Желаете ли Вы, чтобы Республика Черногория стала независимым государством с полным международно-правовым суверенитетом?». Для того, чтобы Черногория вышла из государственного союза с Сербией требовалось 55 % голосов проголосовавших. ЕС, ООН, Китай и Россия выразили намерение уважать результаты референдума. 55,5 % проголосовали за независимость Черногории и 44,5 % отдали свои голоса против нарушения государственного союза с Сербией.

К 23 мая 2006 г. результаты референдума были признаны всеми пятью постоянными членами Совета Безопасности ООН, что свидетельствовало о том, что после провозглашения независимости Черногорией последует её международно-правовое признание. 31 мая 2006 г. были обнародованы результаты референдума, которые подтверждали независимость Черногории. После этого 3 июня 2006 г. парламент Черногории официально опубликовал декларацию о независимости.

После этого Государственный Союз Сербии и Черногории прекратил своё существование. Сербия стала правопреемницей Государственного Союза Сербии и Черногории.

 

 

Референдум о независимости Южного Судана (2011 г.)

 

В 2011 г. состоялся референдум о независимости Южного Судана.

Референдум о независимости Ю́жного Судана – референдум по вопросу независимости Южного Судана от Судана, который прошёл с 9 по 15 января 2011 г., в соответствии с Найвашским соглашением 2005 г. между Народной армией освобождения Судана и центральным правительством Судана о завершении гражданской войны.

22 декабря 2009 г. парламент Судана одобрил закон, установивший правила проведения референдума 2011 года. Южному Судану будет предоставлена независимость, если за неё проголосует более 50 % участников плебисцита при явке не менее 60 %.

27 мая 2010 г. президент Судана Омар аль-Башир пообещал провести в намеченный срок, в январе 2011 г., референдум по самоопределению Южного Судана. В подготовке к референдуму приняли активное участие сотрудники ПРООН, при их содействии было создано более 3000 центров для регистрации избирателей и обучено около 8000 работников таких центров. 15 ноября 2010 г. началась регистрация избирателей. 29 декабря 2010 г. было сообщено, что в столицы Судана (Хартум) и Южного Судана (Джуба) доставлено более 4 миллионов бюллетеней для проведения референдума. Бланки были напечатаны в Великобритании на выделенные международными организациями на проведение плебисцита деньги. На каждом из бюллетеней изображены две картинки: поднятая вверх рука, означающая голос за независимость Южного Судана, и две сжатые руки, означающие единый Судан.

4 января 2011 г. президент Судана Омар аль-Башир во время визита в южносуданскую столицу Джубу пообещал признать любые итоги плебисцита, а также помочь южанам создать безопасное и стабильное государство в случае, если они проголосуют за отделение Юга от Севера. Кроме того, он выразил от имени своего правительства готовность принять участие в официальных празднованиях по случаю образования нового государства, если на референдуме южане выскажутся за получение независимости.

7 января 2011 г. Совет Безопасности ООН выразил признательность президенту Судана Омару аль-Баширу и лидеру Южного Судана Салве Кииру за их вклад в подготовку референдума, а также «глубокое сожаление» по поводу отсутствия соглашения о будущем района Абьей, голосование в котором в итоге было перенесено на неопределённый срок.

8 января 2011 г., за день до начала референдума, в ряде южных штатов произошли столкновения между группами повстанцев, а также попытка нападения на силы безопасности, по мнению представителя которых, целью этих действий был срыв плебисцита. В целом же, по словам министра внутренних дел Южного Судана, обстановка в регионе накануне референдума была спокойной и безопасной. Также он заявил, что для охраны правопорядка на период голосования будут задействованы 40000 полицейских и военнослужащих. В тот же день в столице Юга Джубе прошли последние митинги сторонников независимости, за которую, по результатам исследований общественного мнения, на тот момент планировали голосовать 97 % участников опросов, что не сильно отличалось от результатов проведённого годом ранее аналогичного исследования общественного мнения, когда за независимость высказалось также более 90 % респондентов.

Процесс голосования прошёл в намеченные сроки без каких-либо существенных инцидентов.

На референдум был вынесен следующий вопрос: «Считаете ли Вы необходимым отделение Южного Судана от Судана?». Результаты: «Да» - 3792518 (98,83 %), «Нет» - 44888 (1,17 %). Действительных голосов: 3837406 (99, 62 %). Недействительных голосов: 14588 (0,38 %). Всего голосов: 3851994. Явка составила 97,58 %.

Для контроля за проведением референдума ряд международных организаций решили направить своих представителей. В частности, от Центра Картера было аккредитовано в качестве наблюдателей более 100 человек, что стало самым многочисленным представительством, наряду с командой Евросоюза. Делегацию возглавили экс-президент США Джимми Картер, бывший генеральный секретарь ООН Кофи Аннан и бывший премьер-министр Танзании Джозеф Вариоба. Чтобы следить за ходом голосования представители делегации были направлены во все районы севера и юга Судана, где проходил референдум, кроме того, наблюдатели провели встречи с рядом политических лидеров страны. Также на плебисцит были направлены делегации от Африканского союза и Лиги арабских государств, наблюдатели от РФ и наблюдатели от КНР. Всего же, по предварительным данным бюро по проведению референдума, следить за его ходом должны были около 17000 наблюдателей, как местных, так и из большинства других стран мира. Однако в первый день голосования стало известно, по словам председателя бюро по проведению референдума, что за плебисцитом следили более 20000 международных и местных наблюдателей и ещё свыше 1000 журналистов освещали его ход. Кроме того, в Южном Судане был дислоцирован военный контингент миссии ООН численностью в 10000 человек.

Также поддержать жителей региона во время референдума прибыл известный актёр Джордж Клуни, который ранее, вместе с ООН и рядом других организаций (среди которых Гарвардский университет и Google), запустил проект спутникового наблюдения за территорией Судана под названием Satellite Sentinel Project, целью которого является предотвращение военных преступлений путём раннего оповещения в случае угрозы безопасности населения или иных нарушений прав человека в стране. В рамках данного проекта спутники над Суданом должны фотографировать массовые перемещения людей, обстрелянные или сожжённые деревни и прочие свидетельства насилия.

Помимо этого, в первый день голосования в Джубу прибыл председатель комитета по иностранной политике Сената США, бывший кандидат в Президенты США (на выборах 2004 года) Джон Керри, который неоднократно посещал Южный Судан и в ходе подготовки к проведению референдума.

17 января 2011 г. были подтверждены озвученные в ходе референдума выводы о том, что его проведение в целом соответствовало международным стандартам демократических выборов, а голосование проходило в мирной и спокойной атмосфере, за исключением отдельных инцидентов. В докладе Центра Картера было отмечено, что плебисцит заслуживает доверия.

Первые предварительные данные об итогах голосования поступили уже 16 января 2011 г. – на следующий день после завершения волеизъявления, поскольку избирательные комиссии занимались подсчётом всю ночь.

Однако, первые официальные предварительные итоги волеизъявления были объявлены 30 января 2011 г. в Джубе, суммарные предварительные итоги были представлены 2 февраля 2011 г. в Хартуме, а окончательные результаты плебисцита были объявлены 7 февраля 2011 г., также в Хартуме. Независимость, в соответствии с итогом референдума, Юг мог официально получить не ранее 9 июля 2011 г., поскольку именно на эту дату было намечено официальное провозглашение нового государства. Власти Судана в итоге официально признали Южный Судан днём ранее, 8 июля 2011 г.

5 февраля 2011 г. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, выступая на 47-й ежегодной Мюнхенской конференции по вопросам политики и безопасности, положительно оценил итоги проведения референдума о независимости Южного Судана, отметив, в частности, что плебисцит в целом прошёл мирно и достойно, но по его завершении местным властям и международному сообществу предстоит решить множество проблем, связанных с безопасностью, демаркацией границ и новым статусом региона. По его мнению, новому государству необходимо помочь с созданием инфраструктуры.

Положительная реакция была зафиксирована также со стороны ЕС, США.

9 февраля 2011 г. в Брюсселе было распространено совместное заявление стран и международных организаций, являющихся наблюдателями реализации Найвашского соглашения 2005 года, в котором они выразили приветствие окончательным результатам южносуданского референдума, а также отметили положительные оценки международных и местных наблюдателей, наглядно продемонстрировавшие, что плебисцит был мирным, заслуживающим доверия и соответствовал международным стандартам. Данное заявление о признании итогов плебисцита было подписано ООН, Европейским союзом, Африканским союзом, Лигой арабских государств, Межправительственной администрацией по развитию, США, Великобританией и др. странами мира.

Подписавшие этот документ страны и организации не только выразили своё согласие с результатами голосования в пользу отделения Южного Судана, но поздравили задействованные в мирном соглашении стороны с успешным проведением референдумом, а также приветствовали согласие властей Судана с итогами голосования. Кроме того, заявление содержало призыв к участникам соглашения довести до конца решение задач, возникших в результате состоявшегося решения, для будущего безопасного, мирного, экономически благополучного и стабильного сосуществования двух суданских государств, имеющих добрососедские отношения с другими странами региона. Помимо этого, в документе была подчёркнута важность дальнейшего тесного сотрудничества между Севером и Югом, а также обещана международная поддержка обоим государствам.

 

 

Референдум в Северном Косове (2012 г.)

 

В 2012 г. состоялся официально непризнанный извне референдум в Северном Косове по вопросу об интеграции в состав провозглашённой албанцами Республики Косово. Результат – отказ входить в состав Косово, продолжение политики, направленной на возвращение региона в состав Сербии.

Референдум по вопросу о признании органов власти самопровозглашённой Республики Косово был проведён в населённом преимущественно сербами регионе Северное Косово 14 и 15 февраля 2012 г. В общинах Зубин-Поток и Звечан, а также в Северной Митровице голосование проводилось оба дня, а в общине Лепосавич голосование проводилось один день. Итоги референдума были объявлены 19 февраля 2012 г.

Идея проведения подобного референдума была высказана 2 декабря 2011 г. главой общины Зубин-Поток Славишей Ристичем. По мнению мэра Косовска-Митровицы Крстимира Пантича, референдум с заранее предсказуемым итогом имеет цель легитимизировать борьбу косовских сербов за свои права, вопрос о которых назрел с новой силой после таможенного конфликта в 2011 г.

Высказывалось мнение, что проведение референдума может иметь негативные последствия для европейской интеграции Сербии, а глава общины Лепосавич Бранко Нинич счёл необходимым отложить его, чтобы не лишать косовских сербов поддержки Белграда[5]. Тем не менее, в 7 часов утра 14 февраля 2012 г. избирательные участки открылись, и голосование по референдуму началось.

На референдум был вынесен единственный вопрос: «Признаёте ли вы органы власти так называемой Республики Косово?». Часть бюллетеней была отпечатана на албанском языке и предназначалась для проживающего в регионе албанского меньшинства.

Результаты: «Да» - 69 (0,26 %), «Нет» - 26524 (99,74 %). Действительных голосов - 26 593 (99,51 %). Недействительных голосов – 132 (0,49 %). Всего голосов – 26725. Явка составила 75, 28 %.

Реакция на референдум со стороны руководства Республики Косово была следующей: «Проведение референдума демонстрирует болезненные амбиции и территориальные претензии Сербии в отношении Косово», - подчеркивается в заявлении правительства Республики Косово.

Официальные власти Сербии также крайне отрицательно отреагировали на проведение референдума, поскольку, по их мнению, Косово и без того является частью Сербии, а также заявили, что он не будет иметь никаких юридических последствий. «Эта инициатива подрывает потенциал нашего государства и не отвечает интересам косовских сербов. Таким образом они дистанцируются от государства и защиты законных интересов сербского населения в Косово и Метохии», - заявил президент Сербии Борис Тадич. Заместитель министра по делам Косово и Метохии Оливер Иванович в одном из интервью заявил, что результаты референдума являются «политической бессмыслицей», ведут к ненужной косовским сербам политической напряженности и «не имеют никакой юридической силы».

Критически к референдуму отнеслись ЕС и США.

Министр инотсранных дел РФ С.В. Лавров заявил: «Считаю, что это [итоги референдума] – сигнал и Приштине, и Белграду, и всем тем, кто старается оказать международное содействие разрешению всех аспектов данной ситуации. Игнорировать подобное – ошибка».

 

 

Референдум о статусе Пуэрто-Рико (2012 г.)

 

Референдум о статусе Пуэрто-Рико прошёл в этой стране 6 ноября 2012 г. Пуэрториканцам был задан вопрос, хотят ли они сохранения текущего статуса своей страны (ассоциированное государство с США), или хотят изменить его. Во втором случае можно было проголосовать за полную независимость страны, либо за вхождение Пуэрто-Рико в состав США в качестве 51-го штата.

Это был уже четвёртый подобный референдум в Пуэрто-Рико, имеющего статус ассоциированного члена США с 1952 г. Предыдущие референдумы были проведены в 1967, 1993 и 1998 гг. Тогда жители проголосовали против независимости и за сохранение статуса ассоциированного государства с США.

Референдум проводился в два этапа. На первом этапе жители высказались за изменение политического статуса архипелага (54 %). На втором этапе пуэрториканцы определялись с новым политическим устройством страны и 61,9 % опрошенных поддержали вхождение Пуэрто-Рико в состав США. Против такого решения выступала Республиканская партия США. В настоящий момент ожидается рассмотрение вопроса Конгрессом США.

В случае получения страной статуса штата, её жители получат право голосовать на всех федеральных выборах. В то же время им придется платить кроме местных, ещё и федеральные налоги.

При 2402941 зарегистрированном избирателе и 1573 из 1643 избирательных участков, предоставивших статистику, 2351158 зарегистрированных избирателей было посчитано. Из них прогосовал 1827021 избиратель, давая явку в 77,71 % при том, что статистику предоставило 95,74 % избирательных участков.

1 часть: «Согласны ли вы, что Пуэрто-Рико должно сохранить свой текущий территориальный статус?». «Да» -796007 (46,01 %), «Нет» - 934238 (53,99 %).

2 часть: «Независимо от вашего ответа на первый вопрос, пожалуйста, отметьте, какой из следующих нетерриториальных вариантов вы предпочитаете». «Штат США» - 802179 (61,15 %), «Суверенное свободное ассоциированное государство» - 436997 (33,31 %), «Независимость» - 72551 (5,53 %).

 

 

Референдум по статусу Фолклендских островов (2013 г.)

 

Референдум на Фолклендских островах по политическому статусу прошёл 10 и 11 марта 2013 г. Он должен был показать желание жителей Фолклендских островов оставаться в качестве Британской заморской территории в контексте призыва Аргентины по переговорам о суверенитете островов.

Член Законодательной ассамблеи Фолклендских островов Гэвин Шорт объявил 12 июня 2012 г. о намерении островного правительства провести референдум в начале 2013 г. Он заявил: «Мы тщательно продумали, как послать внешнему миру чёткий сигнал, который бы выразил точку зрения народа Фолклендов ясным, демократическим и бесспорным образом. Поэтому мы решили, при полной поддержке Британского правительства, провести референдум на Фолклендских островах, чтобы устранить любые возможные сомнения относительно наших желаний».

На референдум был вынесен следующий вопрос: «Желаете ли Вы, чтобы Фолклендские острова сохранили свой политический статус в качестве заморской территории Соединённого Королевства?».

Результаты: «Да» - 1513 (99,8 %), «Нет» - 3 (0,2 %), Действительных голосов – 1516. Недействительных голосов – 1. Всего голосов – 1517.

В результате референдума при явке в 91% практически все избиратели (99,8 %) проголосовали за сохранение за Фолклендами статуса заморской территории Великобритании. Глава международной группы наблюдателей Брэд Смит заявил, что референдум был свободным и справедливым волеизявлением и проводился в соответствии с международными стандартами и законами. В случае если бы жители Фолклендов отвергли сохранение нынешнего политического статуса островов, то прошёл бы ещё один референдум по возможным альтернативам.

Аргентинское правительство заявило, что результат референдума не повлияет на территориальные претензии Аргентины на острова, председатель сенатского комитета по иностранным делам Даниэль Фильмус сказал, что референдум не меняет позицию Аргентины.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 1827; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.