Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административная ответственность




Административная ответственность - разновидность административного принуждения, вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение.

Основание для наступления административной ответственности - административное правонарушение.

За административные правонарушения предусмотрены административные наказания. Эти наказания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, а также судом (судьями).

Административные наказания налагают органы и должностные лица на неподчинённых им правонарушителей. Применение административного наказания не влечёт судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное наказание в течение установленного срока.

Акт, устанавливающий административную ответственность физических и юридических лиц - Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Он принят 30 декабря 2001 г. и введён в действие с 1 июля 2002 г.

Согласно ст. 2.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Это понятие охватывает собой конститутивные признаки административного правонарушения:

- антиобщественность;

- противоправность;

- виновность;

- наказуемость деяния.

Деяние - исходное в характеристике указанных признаков понятие. Это акт волевого поведения. Он заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие.

Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушение запрета (например, нарушение прав охоты, невыполнение законного требованию уполномоченного должностного лица ГИБДД об остановке транспортного средства и т. д.).

Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности (например, невыполнение правил пожарной безопасности, неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учёту и т. д.).

Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием (например, нарушение правил охраны водных объектов).

Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняют меры административной ответственности. Это, кроме административного, могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права.

Так, при безбилетном проезде не исполняется договор перевозки, при уклонении от уплаты налога - нормы финансового права.

Не противоправное деяние не может образовать административного правонарушения и повлечь административную ответственность.

Виновность деяния означает, что оно совершено умышленно или по неосторожности. Наличие вины - обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. Административные наказания выражаются, как правило, либо в моральном, либо материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные наказания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав).

Основные виды административных наказаний (система административных наказаний закреплена в ст. 3.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях):

1. предупреждение;

2. административный штраф;

3. возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5. лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6. административный арест;

7. административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

8. дисквалификация.

Последовательность перечисления административных наказаний имеет неслучайный характер, они перечислены в порядке возрастания степени кары, наказания, от меньшего к большему.

Этот перечень несколько отличается от того, что был закреплён прежде действовавшим Кодексом РСФСР об административных правонарушениях. В новом Кодексе исключены исправительные работы (теперь это наказание присутствует только в Уголовном кодексе РФ), новым же видом наказания стала дисквалификация (ст. 3.11. КоАП РФ).

Приведённый перечень полностью относится к физическим лицам, а в отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1-4. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3-8, устанавливаются только федеральным Кодексом. Предупреждение и административный штраф могут устанавливаться в качестве административных наказаний в законах об административной ответственности субъектов РФ.

Закон подразделяет административные наказания на основные и дополнительные (ст. 3.3. КоАП РФ). Возмездное изъятие и конфискация предмета, а также административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных наказаний, остальные - только в качестве основных. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание.

Предупреждение (ст. 3.4. КоАП) - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Его выносят в письменной форме. Устное предупреждение - не административное наказание. Предупреждение влечёт

за собой те же юридические последствия, как и все другие основные административные наказания, в частности, оно может иметь значение для определения правонарушения повторным, влекущим соответствующие последствия.

Следует отличать предупреждение от мер административного предупреждения. И предупреждение, и предупредительные меры относят к мерам административного принуждения. Но, несмотря на своё созвучие, это разные группы принудительных мер.

Предупреждение - это один из видов административного наказания, самое мягкое из наказаний, первое по счёту в системе. А меры административного предупреждения образуют самостоятельную группу мер административного принуждения.

К ним относят: контрольные и надзорные проверки, досмотр вещей и личный досмотр, проверку документов и т. д. Их цель - не наказание, а предупреждение, предотвращение возможных правонарушений в сфере государственного управления.

Меры административного предупреждения применяют профилактически, до момента совершения каких-либо правонарушений, во их избежание. А административные наказания, в том числе и предупреждение - после совершения административного правонарушения, в рамках административной ответственности.

Административньш штраф (ст. 3.5. КоАП) - денежное наказанием, налагаемое за административное правонарушение в случаях и пределах, предусмотренных законодательством. Это наиболее распространённое наказание, предусмотренное почти за все виды административных правонарушений, и может выражаться в величине, кратной:

- минимальному размеру оплаты труда (МРОТ);

- стоимости предмета административного правонарушения;

- сумме неуплаченных налогов, сборов либо сумме незаконной валютной операции.

Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда, максимальный размер не может превышать 25 МРОТ для граждан, 50 МРОТ для должностных лиц, для юридических лиц - 1000 МРОТ. В исключительных случаях предусмотрена возможность установления более высоких размеров административного штрафа - 200 МРОТ для должностных лиц, 5000 МРОТ для юридических лиц.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета совершённого правонарушения (ст. 3.6. КоАП) состоит в его принудительном изъ-

ятии, изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Это наказание назначает судья.

Возмездное изъятие оружия и боеприпасов и других орудий охоты и рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота - основной источник существования.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7. КоАП), состоит в принудительном безвозмездном обращении в федеральную собственность или собственность субъекта РФ. Конфискацию назначает судья. Конфискации подлежит лишь предмет, находящийся во владении лица на законном основании и не изъятый из оборота.

Ограничения этой меры сводятся к тому, что конфискация охотничьего оружия и боеприпасов, других орудий охоты и рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство - основные источники существования.

Конфискуется именно соответствующий предмет, а не имущество, что отличает эту административную меру от меры уголовного наказания.

Лишение специальных прав, предоставленных гражданину (право управления транспортными средствами, право охоты) (ст. 3.8. КоАП), применяется на срок от 1 месяца до 2-х лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этими правами. Лишение специального права назначает судья.

Лишение управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения; оставления в нарушение действующих правил места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являются; уклонения от прохождения в установленном порядке освидетельствования на состояние опьянения.

Лишение права охоты не может быть применено к лицам, для которых охота - основной источник существования.

Административный арест (ст. 3.9. КоАП) заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции - до 30 суток. Данную меру наказания назначает судья.

Административный арест устанавливают и назначают лишь в исключительных случаях, за отдельные административные правонарушения, близкие к преступлениям. Он не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, инвалидам I и II групп.

Административный арест предусмотрен в основном за правонарушения против порядка управления, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность:

- за неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции;

- мелкое хулиганство;

- блокирование транспортных коммуникаций;

- появление в общественных местах в состоянии опьянения и т. д. Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лиц без гражданства (ст. 3.10. КоАП) заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных лиц через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством, - контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из РФ. Эту меру наказания назначает судья, а в случае совершения названными лицами административного правонарушения при въезде в РФ - соответствующее должностное лицо.

Дисквалификация (ст. 3.11. КоАП) - новое наказание в системе административных наказаний - лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управлять юридическим лицом в других случаях, предусмотренных законодательством РФ. Данная мера может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Административное наказание в виде дисквалификации может назначать только судья. Дисквалификацию применяют на срок от 6 месяцев до 3-х лет. В КоАП РФ дисквалификация предусмотрена за нарушение законодательства о труде (ст. 5.27.), ненадлежащее управление юридическим лицом (ст. 14.21.), фиктивное или преднамеренное банкротство, неправомерные действия при банкротстве, нарушение

законодательства о государственной регистрации юридических лиц, если такое действие не содержит признаков уголовного преступления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1941; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.