КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебно-методический комплекс. для специальности № 022000 – Связи с общественностью
для специальности № 022000 – Связи с общественностью Автор: к.и.н., доц. Евгеньева Т.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс "Социология и психология массовой коммуникации" предназначен для студентов специальности «Связи с общественностью». Курс имеет целью ознакомить слушателей с основными психологическими подходами к анализу процесса массовой коммуникации, с его основными закономерностями, методами и механизмами, используемыми в этом процессе. В курсе получают продолжение и развитие знания, полученные в курсах «Общая психология» и «Социальная психология», с одной стороны, и курсах «Основы теории коммуникации» и «Социология массовой коммуникации» - с другой. Главное внимание в курсе уделяется исследованию основных закономерностей функционирования массового и индивидуального сознания и поведения, и возможностей воздействия на них с помощью массовой коммуникации. Задачи курса: - дать студенту знание об основных психологических подходах к исследованию массовой коммуникации, ее структурных элементов и механизмов функционирования СМИ; - научить студента современным методам исследования процесса массовой коммуникации; - сформировать у студента понимание основных психологических закономерностей и механизмов функционирования средств массовой коммуникации. Поставленной цели и задачам соответствует структура курса, построенная по принципу постепенного углубления проблемы в процессе перехода от общих психологических закономерностей процесса восприятия сообщений массовой коммуникации к анализу конкретных способов и механизмов управления аудиторией. Курс включает в себя анализ подходов основных направлений психологии к анализу проблем массовой коммуникации и предполагает изучение работ ведущих отечественных и зарубежных ученых. Курс состоит из 16 модулей. Изучение студентом каждого модуля построено по принципу самостоятельного выполнения следующих заданий: 1. Изучение основной и дополнительной литературы, предлагаемой к данному модулю - 7 часов. 2. Заполнение рабочей тетради – 5 часов. 3. Выполнение тестовых заданий – 0,5 часа. 4. Написание эссе – 3 часа. Формы итогового контроля по каждому модулю: 1. Задания в рабочей тетради. 2. Тестирование. 3. Написание эссе.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Раздел I. Психологические закономерности процесса восприятия в массовой коммуникации.
Тема 1. Образ мира личности как основа восприятия информации в процессе массовой коммуникации Когнитивная теория массовой коммуникации и ее соотношение с иными подходам. Образ мира аудитории и возможности его формирования и трансформации в процессе массовой коммуникации. Массовая коммуникация и модели поведения. Роль механизмов категоризации и атрибуции в формировании образа мира и моделей поведения аудитории массовой коммуникации.
Тема 2. Установка в массовой коммуникации. Установка как состояние внутренней готовности субъекта реагировать определенным образом на объекты действительности или на информацию о них. Исследования установки в работах Д.Узнадзе. Исследования установки в работах Г.Олпорта. Происхождение и основные функции установки. Функция барьера и ее роль в массовой коммуникации. Проблеме формирования и трансформации установки.
Тема 3. Стереотип в массовой коммуникации Механизм стереотипизации как основа формирования стереотипа. Источники формирования стереотипов. Концепция стереотипа в работах У.Липпмана и Дж. Цаллера. Пропагандистский стереотип. Проблема устойчивости стереотипа. Массовая коммуникация как источник формирования стереотипов. Стереотип и имидж. А.Назаретян о "переворачивании" стереотипа.
Раздел II. Психологические механизмы передачи сообщения в процессе массовой коммуникации.
Тема 4. Механизм убеждения в массовой коммуникации Рациональное и эмоциональное в массовой коммуникации. Механизм убеждения. Его возможности и ограничения в массовой коммуникации. Логические аргументы и специфика их восприятия. Позитивные и негативные формы аргументции. Убеждаемость и убежденность. Условия эффективности убеждения. Особенности использования механизма убеждения различными каналами массовой коммуникации.
Тема 5. Механизм внушения в массовой коммуникации Механизм внушения. Понятия внушаемости. Особенности внушения в массовой коммуникации. Внушение через большинство. Внушение через авторитет. Внушение через опровержение. Условия эффективности внушения. Особенности использования механизма внушения различными каналами массовой коммуникации.
Тема 6. Возможности использования механизмов подражания и заражения в массовой коммуникации.
Механизмы заражения и подражания. Действия механизмов заражения и подражания в условиях непосредственной коммуникации. Групповое давление. Группомыслие. Я-концепция и самоподкрепление. Защитные механизмы. Нейролингвистическое программирование (НЛП) в массовой коммуникации. Мета-модель и милтон-модель. Возможности и ограничения использования механизмов заражения и подражания в условиях массовой (опосредованной) коммуникации. Особенности использования механизмов заражения и подражания различными каналами массовой коммуникации.
Раздел III. Психология процесса передачи информации в массовой коммуникации.
Тема 7. Знаки и их значение в массовой коммуникации.
Соотношение факта и суждения (высказывания). Верификация суждения. Язык как система знаков. Вербальные и невербальные знаки. Слова как знаки. Слова-символы. Вербальное воздействие в массовой коммуникации. Соотношение между значением и смыслом. Коммуникативные барьеры. Методы и приемы манипулирования словами. Черная ритлрика.
Тема 8. Метафора в массовой коммуникации.
Постмодернистский подход к анализу языка массовой коммуникации. Культурные и коммуникативные коды. Пропаганда и пропагандистские мифы. Роль метафоры в массовой коммуникации. Концепция метафоры Р.Барта. Концепция метафоры Д.Лакоффа и У.Джонсона. Виды метафор. Ориентационные метафоры. Метафоры и ритуалы. Игра слов.
Тема 9. Особенности невербальной коммуникации. Понятие невербальной коммуникации. Виды и возможности невербального воздействия. Жесты и мимика как средства невербальной коммуникации. Направление взгляда. Зоны контроля. Одежда, аксессуары, интерьер. Конгруэнтность вербальной и невербальной коммуникации. Использование цвета и формы в невербальной коммуникации.
Раздел IV. Масса как объект воздействия в массовой коммуникации.
Тема 10. Управление массовыми настроениями в процессе массовой коммуникации.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |