Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мысли о способностях




Экспериментирование

 

Экспериментирование необходимо тогда, когда человек движется за пределы установленных паттернов и заходит на новую территорию — например, становясь в первый раз родителем, изучая новый предмет, меняя работу, или когда пишет первый роман.

Глубоко скрытые ценности, обычаи и верования обеспечивают структуру и необходимую стабильность. Тем не менее, в непрерывно меняющемся и непредсказуемом мире, также требуются постоянное изобретение нового и творческий подход для того, чтобы справляться с переменами. Способность мыслить свежо, атаковать новое, оставаться открытым рождающимся решениям — все это индикаторы данной способности. Юмор и игра подтверждения ее присутствия.

Пребывание «здесь-и-теперь», пробы чего-то иного, импровизирование, новый взгляд на вещи и способность «оставаться живым» поддерживают установку экспериментирования. Творчество и раскрытие талантов зависят от желания выходить в неизвестное, часто находящееся «за пределами зоны комфорта». Жизнь человека сама по себе является экспериментом, однако и она может следовать жесткому курсу трамвая, если импульс к экспериментированию и раздвиганию границ известного и привычного наталкивается на чрезмерную осторожность, либо вообще не развит.

Обучение экспериментированию может помочь человеку (или группе) становиться более разнообразным, доверять своим новаторским импульсам, быть неунывающим и внимательным перед лицом неизбежных перемен. Но речь идет не о переменах для перемен — тут нужна проницательность и некоторые перемены бывают опасны для человека, и для других. Курсы и виды деятельности, которые приглашают людей расширять свои возможности в новых для них сферах и способах жизни, мысли и игры предоставляют возможность экспериментирования в том смысле, который имеется в виду в этом тексте. Игра в джаз-банде, рисование, художественное писательство, театр импровизаций и много других видов деятельности, которые играют по новаторскому и непредсказуемому сценарию, также являются формой обучения экспериментированию.

Утрата этой способности характеризуется утратой интереса и аппетита к жизни, игрой без риска, «цеплянием за привычное» и боязнью перемен.

 

 

1. Пять перечисленных качеств существуют как совокупность навыков (skill-sets), в большей или меньшей степени присущих всем людям, — а также всем системам (тоже, в разной степени). Не смотря на то, что они могут уже использоваться, у них есть огромный потенциал роста. Каждое из них можно стимулировать и поддерживать в целях дальнейшего развития. Другими словами, они существуют как возможности для лучшего функционирования, которое может быть высвобождено и использоваться с гораздо большей силой. Они предлагают средства для увеличения творческой способности человека, радости бытия, плодотворных действий и разумных целей.

2. Эти способности не являются супер-специфическими, как поведенческие компетенции, которые стараются определить и измерить в точных терминах трудовые психологи. Они означают пять четко не разграниченных аспектов существования и действия, которые могут быть с легкостью поняты и использованы как основа для рассмотрения поступков и опыта человека. Каждый человек обучается этим способностям и использует их по-своему, как часть своего повседневного функционирования в мире, проходя через биологическое и социальное развитие.

3. В каждой ситуации эти способности ее проживания могут быть более или менее очевидны. Не стоит считать, что они отличны от ситуации. Степень, в которой та или иная способность присутствует или отсутствует в ситуации, — вошла в игру или осталась в стороне, проявляется или сдерживается, — зависит от предыдущего уровня передаваемого опыта, связанного с этой способностью, но, в основном, от обстоятельств настоящего момента, актуальной ситуации — включая и то, осознают ли другие люди и системы сами эти способности. Если да — они помогают узаконить и создавать способность. Они создают поддерживающий контекст для ее проявления где-то в другом месте.

4. Также как способность дышать зависит от наличия воздуха, а плавание на длинные дистанции требует воды определенной температуры, так и способности для своей полной реализации требуют поддерживающих условий. Индивидуумы или человеческие системы могут также практиковать и упражняться в своих способностях, часто проявляя их менее успешно, когда условия менее благоприятны. Способности, о которых мы говорим — это то, на чем основывается сила человека — главный фундамент для решения всех задач, в том числе глобальных кризисов. Атак как мы уже находимся в ситуации глобального кризиса, самое время обратить внимание на эти способности.

5. Хотя эти пять способностей описаны по отдельности, они не существуют поодиночке и отдельно друг от друга. Они действуют совместно, взаимно переплетаясь; требуют друг друга для вступления в действие; и поддерживают проявление друг друга. Так как их пять, и они отличаются друг от друга — это позволяет увидеть многообразие перспектив их сочетаний, как в структуре, которая легка в применении.

6. Эти способности не развиваются обособленно в жизни отдельных индивидов. Они принадлежат коллективному миру также как и индивидуальному человеку. Их выраженность и сила зависит еще и оттого, воплощают ли их другие, а также от господствующего климата — поддерживающего или обескураживающего.

7. В более общих словах, возможность любой работы или инициативы «улучшить» или «сделать более продвинутыми» эти пять способностей, зависит от намерения, с которым предпринимаются подобные инициативы, а также от мастерства и выбора метода. Любая модель — включая версию Гештальт-подхода, представленного здесь, — может стать предметом искажений и неправильного применения. Я не представляю здесь точные предписания и не предлагаю «стандарты». Надеюсь, мне удалось донести собственные ценности и приоритеты, а также предложить некоторые правила, касающиеся условий и мер предосторожности.

8. Моей целью является предложить некий язык для разговора об этих пяти аспектах человеческого существования и действия. Только называя вещи и привлекая к ним сознательное внимание, можно позволить идеям войти в мир. Кто-то может возразить, что о функционировании человека писали так часто, что ничего нового уже не скажешь. И все же современные условия требуют свежих формулировок.

Данный язык отличается от обычных формулировок Гештальта, и, тем не менее, практика и теория гештальта очень сильно переплетается с этим новым способом размышления — и сообщения — о сути понимания и сути метода Гештальта.

 

(перевод с английского Марии Гончаровой (Бычковской))




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.