Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях




Коммуникация в малых группах

Межличностная коммуникация. - 4 часа.

Межличностная коммуникация. Специфика, типология.

9. Теории массовой коммуникации. – 6 часов.

Массовая коммуникация ее специфика, социальные функции,

Критические теории общества массовой коммуникации. (Ю. Хабермас, Ж. Бодрийар). Стратегическое и коммуникативное поведение, публичная сфера и ее эволюция.

 

10. Коммуникатор. – 4 часа.

Коммуникатор. Качества коммуникатора. Специфика коммуникатора в условиях массовой коммуникации. Модель привратника.

Аудитория.

Аудитория. Эволюция представлений об аудитории. Прямое воздействие, двухступенчатая модель, активность аудитории, диффузность аудитории.

 

11. Барьеры коммуникации. – 4 часа.

Барьеры коммуникации. Классификация барьеров. Способы борьбы с помехами.

 

12. Коммуникация в организациях. – 4 часа.

Коммуникация в организациях. Вертикальные и горизонтальные связи и их эволюция.

 

 

3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ВИДАМ И ТЕМАМ РАБОТ

№ п\п Наименование тем Всего Лекции Практ. Самост. раб.
1. Понятие коммуникации     -  
2. Диалог и массовая коммуникация        
3. Функции коммуникации        
4. Язык.        
5. Модели коммуникации        
6. Семиотика массовой коммуникации.        
  Виды массовой коммуникации        
  Межличностная коммуникация        
  Теории массовая коммуникация        
  Коммуникатор.        
  Барьеры коммуникации        
  Коммуникация в организациях        

ВСЕГО: 34 18 16

 

(текущая аттестация)

ТЕМА 1

1. Каково содержание социально-экономических, политических, культурологических и технологических факторов, определяющих роль массовой коммуникации в современном мире?

2. Общее и особенное в понятиях: коммуникация и общение; средства массовой коммуникации, медиа, средства массовой информации, средства массовой информации и пропаганды, средства массового общения?

3. В чем, на ваш взгляд, состоят основные отличия моделей коммуникации, предложенных Лассвеллом и Шраммом?

4. Как бы вы могли определить особенности социологического рассмотрения массовой коммуникации?

ТЕМА 2

1. Сравните особенности моделей СМК, предложенных Де Флюэром и Молем. В чем вы видите их общие черты, а в чем различия?

2. Как вы понимаете интерпретацию Луманом масс-медиа, как саморефернтной социальной системы?

3. Приведите примеры того, как современные российские медиа способствуют поддержанию стабильности сложившейся социальной системы?

4. Попытайтесь построить схему функционирования современной российской медиа системы (на примере вашего города, области, края, республики). Какие из выявленных вами функций медиа являются универсальными, а какие специфическими?

5. Предположим, что вы проводите эмпирическое исследование деятельности одного из общероссийских каналов телевидения. В чем системно-структурная методология могла быть вам здесь полезна, а в чем нет?

ТЕМА 3

1. Каковы основания классической марксисткой концепции идеологии? В чем этот подход может быть полезен для анализа современных процессов в области массовой коммуникации?

2. В чем заключается общее, а в чем особенное в концептуальных построениях Альтюссера и Грамши, касающихся идеологии и средств массовой коммуникации?

3. Попробуйте изобразить структурную схему оперирования идеологии. Какие основные моменты вы считаете необходимым здесь отразить? Почему?

4. С помощью каких основных способов современные медиа способствуют обеспечению согласия в российском обществе в отношении основных (базовых) ценностей?

5. Согласны ли вы с идеей о том, что проявления идеологии можно обнаружить в самых разных сторонах нашей жизни? Рассмотрите с этой точки зрения систему образования в нашей стране, ваш личный опыт образования.

ТЕМА 4

1. Сравнените теоретико-методологические основания анализа текстов массовой коммуникации присущих: а) традиционному контент-анализу; б) семиотике. Можно ли, на ваш взгляд, выделить здесь общее и особенное?

2. Как концепция синтагматического и парадигматического анализа может быть применима для анализа текстов массовой коммуникации?

3. Какие переменные, на ваш взгляд, опосредуют процесс кодирования - декодирования? Обоснуйте ваш выбор на примере прочтения популярной ежедневной газеты, наиболее популярной среди ваших друзей и знакомых.

4. Выберите в качестве примера сообщения рекламное объявление в качественном женском журнале. Проведите его семиологический анализ.

5. Примените методологию В. Проппа применительно к просмотренному вами сериалу. В чем, на ваш взгляд, состоят преимущества и недостатки этого подхода?

6. Какие фундаментальные бинарные оппозиции вы могли бы выделить после просмотра рекламных роликов на российском телевидении?

ТЕМА 5

1. Как понимали Адорно и Хоркхаймер "индустрию культуры"?

2. В чем, на ваш взгляд, идея Беньямина противоречат подходам франкфуртской школы?

3. На какие негативные тенденции в деятельности современного телевидения обращает внимание Постман. Согласны ли вы с теми оценками, которые предлагает автор?

ТЕМА 6

1. Какие черты современности (применительно к изучению процессов массовой коммуникации в обществе) постмодернистское теоретизирование позволяет выявить более рельефно по сравнению с другими подходами?

2. В чем состоят основные особенности в интерпретации роли средств массовой коммуникации в современном обществе у Дебора и Бодрияра?

ТЕМА 7

1. Выделите общее и различия в теоретических основаниях концепций свободы печати Дж. Милтона, Дж. Локка. И. Бентама, Дж. Ст. Милля. Какие из этих посылок могут быть применимы в современных условиях?

2. В чем, на ваш взгляд, состоят сильные и слабые стороны оценки роли СМК в условиях трансформации публичной сферы общества (концепции Ю. Хабермаса)?

3. В работе Дж. Дьюи (равно как и Ч.Р. Миллса) отмечается нарастание в американском обществе все большего разрыва между рядовыми гражданами и представителями элитных групп в плане доступа и использования СМК. Справедлива ли эта посылка применительно к современному российскому обществу?

ТЕМА 8

1. Как вы считаете, является ли необходимым для российского общества наличие общественного телевизионного вещания, независимого как от прямого влияния правительства, так и от давления со стороны рынка?

2. Предоставляют ли современные российские СМИ (прежде всего телевидение) равные условия для участия в обсуждении актуальных проблем общества для представителей всех слоев населения?

3. Аудиторию СМК можно рассматривать под разными углами зрения. В чем состоят основные различия, если мы будем рассматривать аудиторию в терминах 'потребителей продукции', с одной стороны, и 'граждан' - с другой?

4. Какие аргументы можно выдвинуть в поддержку идеи общественного телевидения? Каковы, по вашему мнению, перспективы концепции общественного вещания в условиях нарастания рыночных тенденций в мировых СМК?

5. Как бы вы могли расположить нынешние российские медиа в поле следующих нормативных моделей СМК: авторитарной, свободного рынка идей, социальной ответственности?

ТЕМА 9

1. В чем состоят основные идеи концепции модернизации? Какая роль отводится в этих процессах массовой коммуникации?

2. Проследите общее и особенное в интерпретациях концепций "культурного империализма", "американизации" и глобализации применительно к средствам массовой коммуникации?

3. Выделите основные процессы в области развития технологии коммуникации, в наибольшей степени, на ваш взгляд, повлиявшие на тенденции глобализации?

4. Проанализируйте содержание программ общероссийских телеканалов, вышедших в эфир на прошлой неделе. Можете ли вы найти здесь эмпирическое подтверждение идеи о преобладании материалов, произведенных американскими или транснациональными кампаниями?

5. Сформулируйте основные положения концепции культурного империализма. В какой мере эти идеи являются для вас убедительными применительно к дню сегодняшнему, к реалиям российской ситуации?

6. Какой тенденции в большей степени способствует развитие глобальных медиа: развитию прав и гражданских свобод или усилению централизованного контроля над личностью?

7. Считаете ли вы необходимым контроль за деятельностью транснациональных медиа корпораций? Какие формы этого контроля могли бы быть наиболее эффективными?

ТЕМА 10

1. Каковы ведущие социологические концепции, опираясь на которые можно описать основные проявления эффектов массовой коммуникации?

2. Какие модели анализа эффектов массовой коммуникации могут наиболее полно описать особенности использования средств массовой коммуникации в электоральных процессах?

ТЕМА 11

1. В чем заключается общее, и в чем особенное при изучении коммуникативного поведения аудитории прессы, телевидения, прессы?

2. На примере разработки программы контен-анализа конкретной проблематики проанализируйте сильные и слабые данного подхода в исследовании СМК.

ТЕМА 12

1. Проведите периодизацию исследований массовой коммуникации в российской социологии, дайте характеристику каждому из ее периодов.

2. В чем состоят основные теоретико-методологические особенности исследования эффективности массовой коммуникации в российской социологии?

6. Контрольные вопросы для итоговой аттестации:

    1. .Становление теории коммуникации. Предметная сфера. Теории коммуникации
    2. .Понятие коммуникации
    3. Соотношение различных дисциплин при изучении коммуникативной проблематики.
    4. Соотношение понятий «коммуникация» и «информация».
    5. Соотношение понятий «общение» и «коммуникация».
    6. Базовая модель коммуникации (коммуникативный процесс) и ее структурные элементы.
    7. Социальная коммуникация
    8. Эволюция теорий коммуникации.
    9. Классический и неклассический подход к понятию коммуникация.
    10. Основные теоретические подходы (парадигмы) коммуникации.
    11. Функции коммуникативного сообщения.
    12. Понятие кода, лексикода и коммуникативной ситуации. Семантический шум.
    13. Язык. Структурные элементы. Основные теории.
    14. Понятие «языковой игры» и «дискурса» и их методологическое значение.
    15. Диалог – специфика и роль в коммуникативных процессах.
    16. Полемика и дискуссия.
    17. Модели коммуникации
    18. Виды коммуникации. Классификация видов коммуникации по характеру участников.
    19. Коммуникативная компетентность.
    20. Коммуникативные стили.
    21. Семиотика. Разделы. Основные теоретические основания.
    22. Виды знаков.
    23. Проблема понимания. Герменевтический круг.
    24. Специфика вербальной коммуникации.
    25. Слушание как коммуникация.
    26. Теория речевых актов и ее значение.
    27. Классификация видов коммуникации по характеру контактов.
    28. Классификация видов коммуникации по типу участников.
    29. Специфика невербальной коммуникации.
    30. Проксемика коммуникации.
    31. Социальная феноменология и анализ коммуникативных процессов.
    32. Драматургия повседневного взаимодействия
    33. Этнометодология Гарфинкеля и ее значение.
    34. Коммуникация в малых группах.
    35. Модели коммуникационной структуры малой группы.
    36. Устная коммуникация и моделирование социальной реальности
    37. Особенности структурирования социальной реальности в условиях доминирования письменной коммуникации.
    38. Становление «Галактики Гуттенберга» и ее социальные последствия.
    39. Специфика массовой коммуникации.
    40. «The medium is the message» смысл и значение высказывания.
    41. Global village - содержание и методологический смысл понятия
    42. Функциональные особенности массовой коммуникации.
    43. Критические теории массовой коммуникации.
    44. Роль стратегического и коммуникативного поведения в социальных процессах (Ю. Хабермас)
    45. Коммуникатор. Качества коммуникатора.
    46. Коммуникативная сфера, ее характеристики и виды.
    47. Аудитория коммуникации.
    48. Барьеры коммуникации.
    49. Коммуникация в организациях общие принципы.
    50. Виды коммуникативных связей в организации.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.