Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глоссарий основных понятий




Список рекомендуемой литературы.

Основная:

  1. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М.1997.
  2. Основы теории коммуникации. Под ред. Василика М.А. М. 2003.
  3. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. Рефл-бук. Ваклер. 2001.
  4. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М.2002.
  5. Яковлев И.П. Основы теории коммуникаций. СПб. 2001.

Дополнительная:

  1. Афанасьев А.В. Социальная информация. М. 1995.
  2. Барт. Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М. 1994.
  3. Ветров А.А. Семиотика и ее основные проблемы. М. 1968.
  4. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М. 1997
  5. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. СПб. 2003.
  6. Дькова Е.Г., Трахтенберг А.Д. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов. Екатеринбург. 1999.
  7. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. СПб. 1997.
  8. Землякова Л.М. Современная американская коммуникативистика. М. 1995.
  9. Казаринова М. В. Погольша В. М. Межличностное общение: повседневные практики. СПб. 2000.
  1. Кашкин В.Б. Теория коммуникаций Воронеж 2001.
  2. Костенко Н.В Ценности и символы в массовой коммуникации. Киев. 1993.
  3. Крейг Р.Т. Теория коммуникации как область знания. //Компаративистика-3. Альманах сравнительных социогуманитарных исследований. СПб. 2003.
  4. Маклюен М. Галактика Гутенберга. Киев. 2003.
  5. Маклюен М. Понимание медиа: внешние расширения человека М. 2003.
  6. Назаров Н.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М. 1999.

16. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии ХХ века. М. 2000.

  1. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. М.1998.
  2. Розеншток-Хюсси О. Речь и действительность. М. 1994
  3. Семиотика. М.1990.
  4. Сепир Э. Коммуникация// Избранные труды по языкознанию и культурологии. М. 1993.
  5. Социальная лингвистика. М.1996.
  6. Степанов Ю.С. Семиотика. М. 1971.
  7. Стернин И.А. Понятие коммуникативного поведения и методы его исследования // Русское и финское коммуникативное поведение. Вып. 1. Воронеж. 2000.
  8. Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия //Вестник МГУ. Сер. Философия. 1993.№3.
  9. Эко У. Отсутствующая структура. СПБ. 1998
  10. Языковая структура и социальная среда. Воронеж. 2000.
  11. Якобсон Р.О. Речевая коммуникация. Язык в отношении к другим системам коммуникации// Избранные работы. М. 2000.

28. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/2362

8. ТЕМЫ ДЛЯ ЭССЕ (промежуточная аттестация)

1. Средства массовой информации, массовая коммуникация, масс медиа, средства массового общения - к вопросу о дефинициях и генезисе понятий.

2. Структурный функционализм как исследовательская традиция социологии массовой коммуникации.

3. Концепция идеологии и ее познавательный потенциал применительно к задачам изучения массовой коммуникации.

4. Массовая коммуникация и социальные изменения: теоретические модели, результаты исследований.

5. Структуралистские подходы анализа содержания массовой коммуникации: теория, практические приложения.

6. Метод классического контент-анализа. Разработка программы и категорий анализа. На примере анализа предвыборных публикаций в центральной прессе.

7. Современные тенденции в области мировых информационных процессов.

8. Массовая коммуникация в ракурсе постмодернистского теоретизирования.

9. Нормы функционирования институтов массовой коммуникации в условиях тоталитаризма, авторитаризма, либеральной демократии. Специфика современной российской ситуации.

10. Массовая коммуникация: дилемма рыночного или государственного регулирования.

11. Медиа в ракурсе феминистской перспективы анализа.

12. Аудитория и эффекты массовой коммуникации.

13. Исследование аудитории массовой коммуникации в России. Историографический обзор.

14. Прикладные маркетинговые исследования аудитории средств массвовой коммуникации. Специфика изучения аудитории телевидения (радио, печатных изданий).

15. Проблематика мифа в работах Р. Барта. Как методология анализа мифа, по Барту, помогает анализировать материалы массовой коммуникации?

16. Механизмы формирования общественного мнения, роль в этом средств массовой информации. По работе Э. Ноэлле-Нойман 'Спираль молчания'.

17. М.Маклюэн как основоположник концепций технологического детерминизма в сфере массовой коммуникации.

18. Теоретики 'Франкфуртской школы' о массовой коммуникации. На примере работы В.Беньямина 'Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости'.

19. Концепция анализа 'текста' В.Проппа. На примере работы 'Морфология сказки'.

20. Как средства массовой информации и прочие институты общества 'делают' мнения? По работе П. Шампаня 'Делать мнение'.

21. Проанализируйте работу Ж. Бодрияра 'Система вещей'. Какие посылки этой работы можно применить для анализа проблематики медиа-реклама-культура современного российского общества?

22. Средства массовой информации в современном индустриально развитом мире. (По работам А. Зиновьева 'Запад', 'Глобальный человейник'). В чем, на ваш взгляд, состоят сильные, а в чем слабые стороны аргументов автора?

23. Работа Г. Маркузе 'Одномерный человек'. Проблемы средств массовой информации и рекламы, как элементов системы духовного производства современного общества.

24. Какую интерпретацию получила деятельность средств массовой информации в работе Т. Адорно и М. Хоркхаймера 'Диалектика просвещения'. В чем, на ваш взгляд, авторы работы правы, а в чем нет?

25. Ч. Р. Миллс как представитель радикальной социологии. Его видение отношений в системе: средства массовой информации - общественное мнение - демократическая политическая система. По работе 'Властвующая элита'.

26. Проанализируйте основные положения работы Г. Шиллера 'Манипуляторы сознанием'. Какие выводы автора можно применить для анализа роли медиа в современной российской действительности, а какие нет и, почему?

27. Проблемы объективности и свободы средств массовой информации. Проанализируйте статьи на эту тему, опубликованные в журналах 'Вестник МГУ. Серия журналистика' и 'Журналист' за последние 3-4 года.

28. Проблематика роли массовой коммуникации в современном российском обществе в книге В. Пелевина 'Generation П'. С какими из основных идей автора вы согласны, с какими нет?

 

9. Темы курсовых работ:

      1. Понятие коммуникации.
      2. История изучения коммуникации.
      3. Общение и коммуникация.
      4. Специфика социальной коммуникации.
      5. Информация и коммуникация.
      6. Диалог как коммуникативная стратегия.
      7. Коммуникативная компетентность.
      8. Семантический шум коммуникации.
      9. Эволюция технических средств и изменение характера коммуникации.
      10. Устная коммуникация и мифологизация.
      11. Влияние письменной и печатной коммуникации на характер социальности.
      12. Специфика вербальной коммуникации.
      13. Виды невербальной коммуникации и специфика невербального воздействия.
      14. Проксемика в коммуникативных процессах.
      15. Ритуалы повседневного взаимодействия и скрытые формы регулирования коммуникации.
      16. Аксиомы межличностного взаимодействия.
      17. Проблема понимания.
      18. Социальная феноменология как метод анализа коммуникации.
      19. Функции массовой коммуникации и их социальная роль.
      20. Маршал Маклюена о влиянии техники на коммуникативные и социальные процессы.
      21. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса.
      22. Ж. Бодриярд о специфике коммуникативных процессов в современном мире.
      23. Критические теории массовой коммуникации.
      24. Барьеры коммуникации.
      25. Коммуникация в организациях.
      26. Манипулирование: специфика воздействия и способы защиты.
      27. Специфика восприятия.
      28. Понятие языковой игры и дискурса и их роли в коммуникативных процессах.
      29. Коммуникация в малых группах.
      30. Политическая коммуникация.

 

Авторитарная теория – теория функционирования СМК под влиянием и с опреленной степенью контроля со стороны высшей власти или бизнеса в стране или регионе.

Активная аудитория – аудитория СМК, которая обладает качествами заинтересованно, мотивированно, селективного, практического, критического отношения к массовой информации.

Виды средств массовой коммуникации (СМК) – печатные (книги, журналы, газеты), «химические» (фото, кино) и электронные (радио, телевидение, Интернет) СМК.

Доля телеканалов – число людей, которые смотрели данный канал в данный момент времени, по отношению к числу людей, смотревших телевизор в данный момент времени.

Интерактивные коммуникации – коммуникации с обратной связью между источником сообщений и потребителем.

Коммуникативные потребности – потребности людей в интересной и жизненно необходимой информации.

Контент-анализ – методика выявления частоты появления в тексте определенных, интересующих исследователя характеристик, что позволяет сделать некоторые выводы о намерениях создателя этого текста.

Либертарианская теория – теория свободы СМК на основе частной собственности на средства массовой информации и осуществления функций информирования и развлечения аудитории, критики властей.

Массовая коммуникация (МК) – процесс производства и передачи сообщений большим массам людей, рассредоточенных в пространстве и времени, с помощью технических средств.

Политическая реклама – форма информирования населения о партийных программах или программах отдельных кандидатов на выборах.

Процесс массовой коммуникации – процесс отбора информации, формирования повестки дня, культивации и восприятия массовой информации.

Рейтинг телеканалов – число людей, смотревших данный канал в данное время по отношению к общей численности населения от четырех лет и более.

Социальная реклама – образа социально одобряемого или не одобряемого действия в СМК с целью привлечения людей к участию в решении социальных проблем.

Социальная ответственность СМК – ответственность специалистов СМК перед обществом на основе профессионализма, связанного с точностью, объективностью, плюрализмом, балансом информации при соблюдении правовых и моральных норм.

Социальный институт СМК – система организаций, занимающихся сбором, обработкой и распространением массовой информации в обществе на основе правовых и этических норм.

Технологический детерминизм – преувеличение влияния технических средств МК на содержание информации.

Тоталитарная теория - теория функционирования СМК на основе общественной собственности средств массовой информации и подчинения содержания господствующей идеологии.

Функции МК – информирование и развлечение с помощью СМК.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 810; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.