Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О. В. Правдина. Патология голоса

Под влиянием разных температурных колебаний, раннего курения, злоупотребления алкоголем, пребывания в атмосфере, насыщенной пылью или каким-либо веществом, раздражающим

слизистую оболочку гортани, при перегрузке голосовых связок,под влиянием заболеваний дыхательного и голосового аппарата, а также нарушения слуха могут развиваться различные расстройства голоса. Необходимо помнить и о роли психических травм. Сильные эмоции отражаются на дыхании и голосообразовании и могут служить причинами невротических нарушений

голоса.

Все нарушения голоса можно..., разделить на функциональные и органические. (Необходимо помнить, что разграничение функционального и органического нарушения не всегда удается произвести.) Последние могут быть периферическими и центральными.

Из функциональных нарушений голоса, обусловленных неправильными навыками, следует выделить невротические нарушения, которые имеют много общего с заиканием; крайней их формой является истерический мутизм. Отдельно следует рассматривать нарушения голоса у людей с той или иной степенью снижения слуха и голоса периода мутации.

В основе органических нарушений голоса периферического характера лежат такие заболевания голосового аппарата, как ≪певческие узелки≫ на голосовых связках, папилломатоз гортани и

голосовых связок, стеноз гортани (после дифтерии, ранения, ожога гортани), туберкулез и рак гортани. Они ведут к деформации гортани и голосовых связок и, следовательно к ограничению

их подвижности. Сюда же относится голос ларингоэктамированных. Среди причин, вызывающих органические периферические нарушения голоса, следует еще назвать аденоиды и расщелины твердого и мягкого нёба, влияющие на функционирование верхних резонаторов.

Органические нарушения голоса центрального порядка наблюдаются при различных видах дизартрии (бульбарной, псевдобульбарной, как спастической, так и паретической, мозжечковой,

подкорковой). В случае анартрии мы имеем обычно и афонию.

Термины, употребляемые как названия нарушений голоса, немногочисленны: это афония (полное отсутствие голоса), дисфония (расстройства голоса), фонастения (повышенная утомляемость голоса

и связанные с ней снижение силы голоса и хрипота при отсутствии сколько-нибудь значительной органики), гнусавый голос и голос ларингоэктамированных.

Все эти термины недостаточны для диагноза нарушения. Необходимо дополнять их следующими данными: этиология нарушения (выясняется из анамнеза и заключения врача), давность его, его

течение, подробное описание состояния голоса в настоящее время; общее состояние больного, и в частности состояние слуха, гортани и голосовых связок, всей речи в целом, отношение самого больного к состоянию своего голоса. Таким образом, очень важно иметь заключение как отоларинголога, так и невропатолога. Для характеристики уклоняющегося от нормы звучания голоса существует довольно большое количество определений, таких, как: слабый, форсированный, крикливый, визгливый, грубый, сиплый, хриплый, квакающий, сдавленный, горловой, захлебывающийся, дрожащий, прерывистый, глухой, закрытый, носовой, гнусавый, монотонный. Чтобы эти термины были действительно определенными, необходимо уточнить значение каждого, вскрыть их механизмы.

Определения ≪слабый≫, ≪форсированный≫, ≪крикливый≫ ≪визгливый ≫ говорят об изменении силы голоса. Недостаточная сила голоса может зависеть или от слабости дыхательного аппарата, или от недостаточно энергичного смыкания голосовых связок; последнее чаще всего бывает при паре-

тичности их. Если смыкание осуществляется медленно, запаздывает, может происходить утечка воздуха до начала речи.

Получается голос с придыханием. Форсированный, резкий звук говорит об излишнем напряжении (гиперкинезии) голосовых с в я з о к ли лаже о настоящихтиперкинезах в области гортани.

Если напряжение падает на низкие тона, голос звучит крикливо, если же на высокие тона, то получается визгливый голос. При сдавливании гортани наружными мышцами получается

сдавленный горловой звук; длительное его употребление ведет, обычно, к утомлению голосовых связок, а иногда и к срыву голоса. Определения ≪прерывистый≫, ≪дрожащий≫ указывают на нарушения плавности звучания, причиной чего могут быть гиперкинезы, судороги в области мышц гортани или дыхательных мышц. Захлебывающийся голос обычно бывает при речи на вдохе, т. е. при дискоординации дыхания и голосообразования.

Приглушенно звучит голос, застревающий в задней части ротовой полости и поэтому быстро затухающий. В противоположность приглушенному голосу отличают ≪звонкий≫, т. е. правильно направленный в переднюю часть ротовой полости и там резонирующий.

При речи со сжатой, малоподвижной артикуляцией получается закрытый звук голоса, ему противопоставляется так называемый ≪белый≫ звук, получающийся при постоянной малоподвижной улыбке на лице говорящего.

Трескучий голос зависит от напряженного звучания гласных и утрировки согласных, что наблюдается у заикающихся и глухих. Носовой, гнусавый оттенки голоса, являются показателями попадай ля части воздушной струи в носоглотку. Термин ≪носовой оттенок≫ употребляется для обозначения голоса в том случае, если имеется небольшое, частичное попадание воздуха в носоглотку, что может зависеть от наличия аденоидов, полипов и даже только от набухания слизистой оболочки носа. Это лишает голос звучности, особенно на высоких тонах голоса, которые требуют максимального закрытия прохода в нос.

При раздражении и набухании как всей гортани, так и самих голосовых связок и даже только при скоплении слизи в гортани смыкание голосовых связок бывает неполное, неплотное; через

них прорывается так называемый ≪дикий≫ воздух, в результате голос звучит сипло. Сиплый голос наблюдается также в период мутации.

Хриплый голос есть следующая, более сильная степень сиплого голоса; причиной этого могут быть отеки, опухоли в гортани, папилломатоз, стеноз гортани, нарушения иннервации голосовых

связок, т. е. парезы и параличи мышц гортани и голосовых связок. Иногда в случае затруднения колебания истинных голосовых связок появляется колебание ложных голосовых связок; их

колебание более грубое. Ложносвязочный голос характеризуется иногда как ≪квакающий≫. Наблюдается как при органических нарушениях голоса, так и при невротических. При сужении

диапазона голоса как по силе, так и по высоте голос делается монотонным.

Профилактика голосовых расстройств Анализ закономерностей развития голоса, а также причин его

нарушения приводит к признанию очень важного значения профилактических мероприятий для предупреждения расстройств голоса. Профилактика должна начинаться с раннего детства, причем

особое значение она приобретает в переломные моменты развития голоса.

Профилактика должна включать следующие разделы; а) собственно профилактика, б) воспитание здорового голоса и в) постоянная тренировка его.

Собственно профилактика заключается в соблюдении общегигиенических правил, предохраняющих организм от простудных заболеваний, которые часто ведут к болезням слухового и голосового

аппарата: в разгоряченном состоянии не пить холодной воды, не купаться и не петь, особенно на морозе. К срывам голоса приводит резкое напряженное крикливое или слишком продолжительное пение, злоупотребление твердой атакой голоса. Очень большое значение имеет пользовании как в речи, так и в пении не своим голосом, что бывает следствием подражания кому-либо или неправильного подбора песенного репертуара школьным учителем пения, руководителем самодеятельного кружка. Крайне важно по возможности воздерживаться от громкой речи, а тем

более от пения во время гриппа, ларингита или переутомления голоса, так как перенапряжение голосовых связок в это время может повести к серьезным хроническим нарушениям голоса. Не следует петь и кричать после бега или в сильном волнении, так как это делает дыхание неорганизованным, прерывистым, что мешает правильному голосообразованию.

В период созревания подростки до установки голоса должны совсем прекратить занятия пением. Наблюдения показывают, что период мутации, ломка голоса, происходит естественно, постепенно

и незаметно, если до этого дети пользовались и в речи, и в пении естественными, не форсированными голосами; в противном случае смена голоса носит неспокойный, а иногда и бурный характер. Есть данные, что крикливость, излишне громкое пение, допущенное в детском возрасте, служат нередко причиной преждевременной смены голоса.

Девочкам не рекомендуется петь во время менструальных периодов. Развитие красивого звучного голоса зависит прежде всего от правильного речевого дыхания и чистого произношения; только после их воспитания можно приступить к собственно голосовым упражнениям.

Советский педагог по культуре речи К. Ф. Сарычев (1954) указывает, что ≪недостаточно описать и объяснить целый ряд положений в области постановки голоса, необходимо проверить правильность

выполнения этих установок, так как слух учащихся не всегда бывает достаточно развит, а ошибки внедряются с такой же быстротой, как и правильные навыки≫.

При выработке правильного речевого дыхания не следует добиваться какого-либо одного типа дыхания; предпочтительнее смешанный тип дыхания —диафрагмально-реберный.

Вдох должен происходить через рот (может присоединяться и носовой вдох), во всех случаях он должен быть бесшумным. Количество воздуха, забираемое при вдохе, не должно быть чрезмерным,

чтобы не переполнять легкие (около 500 см3). Выдох должен быть задержанным, медленным и плавным. Длительность его должна вырабатываться постепенно, сначала на произнесении отдельных

глухих щелевых звуков ф, с, ш, х9 затем шепотом произносимых слогов, слов и коротких фраз с этими звуками. В конце выдоха происходит расслабление дыхательных мышц и следует новый вдох.

Во время небольших, логически обусловленных пауз можно производить добор воздуха (2— см3) без полного расслабления дыхательных мышц. После коротких дыхательных упражнений следует

соединить их со звуком.

Дозированные и правильно организованные речевые и певческие упражнения являются самой лучшей гимнастикой для дыхания, поэтому многие авторы совсем не рекомендуют проводить специальные дыхательные упражнения.

Не следует начинать речь на вдохе. Перед началом речи нужно соблюдать вдыхательную установку, которая связана с ощущением полузевка.

Работа над артикуляцией широко применяется в логопедической практике как для взрослых, так и с детьми. Она носит название артикуляционной гимнастики и продолжается в работе над звуком. Необходимо помнить, что в данном случае следует укрепить и уточнить произношение как всех согласных звуков, так и гласных.

Методика развития голоса. Непосредственная работа над голосом является работой над всеми

его качествами —силой, высотой, длительностью и тембром и их изменчивостью в речевом процессе. Для лучшего восприятия речи голос должен быть средним по силе. Дело в том, что физическая сила звука не совпадает с оценкой громкости его восприятия слушателями; хорошее восприятие речи или пения достигается средней силой голоса, ясностью произношения,

неторопливым темпом и умением доносить голос до слушателя, т.е. правильно направлять звуковую струю в переднюю часть ротового резонатора. Резкая, пронзительная громкость голоса ухудшает

произношение. С точки зрения гигиены голоса, излишняя громкость, вызывающая перенапряжение голосовых связок, также противопоказана. Свободная, своевременная смена срлы голоса в

связи со смысловым и эмоциональным содержанием речи или пения достигается, конечно, тренировкой, специальными упражнениями.

Работа над высотой голоса должна заключаться: а) в нахождении основного тона голоса; б) в упражнениях над устойчивостью звука на данной высоте; в) в упражнениях над постепенным расширением диапазона как вверх, так и вниз; г) упражнениях над легкостью смены высоты.

Голоса бывают высокие, средние и низкие, но для каждого голоса характерны свои верхи, середины и низы, т. е. свой диапазон. Каждый человек должен пользоваться естественным, именно ему

свойственным голосом. В силу подражания многие говорят и поют не своими, голосами —или слишком высокими, или слишком низкими. В частности, мальчики часто подражают голосам взрослых. Особенно нужно остерегаться визгливых, пискливых, сдавленных, неустойчивых высоких звуков: они очень вредны и неприятны на слух.

Найти естественное звучание голоса и научить пользоваться им —основная задача педагога-вокалиста и логопеда. Только на этой основе следует развивать голос во всех его направлениях.

Нахождение основного тона способствует легкое, свободное восклицание, окрашенное приятной эмоцией (≪а-а, как приятно!≫) или с оттенком удивления (≪а-ах!≫). Тон этот должен возникать

без всякого напряжения, в частности без участия мышц корня языка подбородка.

Устойчивость звука как по силе, так и по высоте вырабатывается сначала на средней высоте данного голоса. Затем отдельно вырабатывается смена силы звучания, а далее смена высоты как вверх, так и

вниз. Материал для каждого из указанных упражнений усложняется постепенно, сначала на слогах, затем на стихотворении с короткими строчками. Важно подобрать материал так, чтобы по содержанию он соответствовал поставленной задаче.

Как при работе над силой голоса, так и над высотой требуется сугубая осторожность и постепенность. Поспешность, перегрузка упражнениями обычно приносят вред, тогда как постоянная тренировка поддерживает все выработанные свойства голоса и предохраняет

его от срыва.

Голос каждого человека имеет свои индивидуальные оттенки: тембр, который поддается некоторой обработке. Улучшить тембр — значит изжить неправильные навыки и сформировать новые, нужные.

К последним относятся звонкость, собранность звука: первому противопоставляется сдавленный звук, а второму —белый звук, образующийся при постоянной улыбке, некоторой расслабленности

губ.

Навести, настроить голос на звонкость помогают упражнения со звуком, резонирующим в передней части рта, при этом ощущается вибрация в зубах, челюстях и щекотание в губах. Упражнения ведутся на протяжных слогах: мммиии, мммэээ, мммааа, мммооо, мммууу, мммыыы с интонацией легкого удивления.

Собранность звука достигается тем, что перед началом речи, как исходное положение, губы принимают овальную установку (на гласной о).

Постоянная тренировка голоса поддерживает выработанные качества голоса и сохраняет его выносливость. Кратко изложенная методика постановки и развития речевого голоса является системой упражнений, которые применяются и при лечении нарушений голоса, но ≪говорит и поет неголосовой аппарат, а человек≫1, поэтому применение упражнений стандартно, без необходимой индивидуализации в зависимости от данного случая не должно иметь места ни в норме, ни тем более в патологии.

Все разработанные разными авторами методы воздействия являются комплексными. Применяемые различные приемы можно охарактеризовать следующим образом:

а) соблюдение голосового режима, начинающего обычно с полного молчания или хотя бы с перехода на шепотную речь; это ведет к уменьшению раздражения (снятию напряжения) в области гортани и голосовых связок и психическому успокоению;

б) внешний массаж в области гортани и вибрационный массаж при помощи камертона, вибратора, который усиливает вибрацию слабых или паретических голосовых связок и играет роль их массирования;

в) механическая помощь в виде сдавливания хрящей гортани, в частности нажима на выступающий щитовидный хрящ, а также наклоны и повороты головы. Они механически сближают парализованные связки, а вибрация усиливает их собственное недостаточное колебание. Еще в 1924 г. известным немецким врачом и логопедом Г Гуцманом было отмечено, что вынужденная

вибрация парализованной голосовой связки через механическое сближение ее со здоровой вибрирующей связкой или через возбуждение ее путем применения вибратора приводит к тому, что она начинает вибрировать и самостоятельно, хотя и остается вначале более твердой и менее упругой и дает не вполне чистый звук;

г) использование привычных автоматизмов —получение звука голоса от кашля, зевка, стона —и последующая активная гимнастика, способствующая его закреплению через повторение, через

образование кинестетических ощущений и воспитание слухового внимания;

д) активная гимнастика (общеизвестна в логопедической работе), она имеет место, конечно, при работе над артикуляцией и в данном Случае;

е) заглушение звука голоса трещотками Барани, заглушителем Деражне заставляет больного

усилить голос и, кроме того, имеет психотерапевтическое значение, так как снимает страх перед своим неполноценным голосом;

ж) собственно психотерапия —создание веры в успех лечения и бодрого, активного настроения, что достигается беседами, демонстрациями людей, оздоровивших свой голос, объяснениями

целесообразности всех мероприятий и их механизмов;

з) использование эмоций, непосредственно влияющих на дыхание и голосообразование.

Медицинское вмешательство обычно ускоряет процесс восстановления, а иногда оказывается совершенно необходимым. Оно может быть терапевтического характера (лекарственное лечение, полоскание, ингаляция, прижигания) или хирургического (удаление аденоидов, папиллом, сшивание нёбных расщелин и т. п.). В зависимости от характера нарушения голоса и от этапа работы приобретает ведущее значение то одна, то другая составная часть этого комплекса.

* * *

Механизм голосообразования и звукопроизношения имеет одну общую основу — речевое дыхание. Голос и произношение звуков теснейшим образом взаимодействуют друг с другом в норме,

поэтому вполне естественно, что при анализе их нарушений возможно некоторое сопоставление между ними. Как нарушения голоса, так и нарушения звукопроизношения могут иметь:

а) органическую основу периферического порядка;

б) могут носить функциональный характер;

в) могут иметь органическую основу центрального характера;

г) как нарушения голоса, так и нарушения звукопроизношения очень часто наблюдаются на почве

тугоухости.

При тяжелых нарушениях речи (анартрия, дизартрия, нарушения на почве тугоухости) мы обнаруживаем взаимодействие и переплетение расстройств голоса и звукопроизношения.

Разница между нарушениями голоса и звукопроизношения, а также и основные принципы логопедического воздействия в том и другом случае определяются своеобразием значения голоса и

звукопроизношения в речи и анатомо-физиологических механизмов того и другого.

Звукопроизношение обеспечивает в основном смысловое значение речи, а голосовой компонент —ее эмоциональное содержание.

В соответствии с указанными особенностями звукопроизношения и голоса при воздействии на неправильное звукопроизношение применяются такие приемы, как фиксация внимания на смыслоразличительном значении фонем, опора на зрительный анализатор, прямое воздействие на артикуляцию через формирование правильного уклада речевых органов, характерного для каждого звука.

Ведущими приемами логопедического воздействия при расстройствах голоса будут:

а) опора на тактильное ощущение, а не на зрительный контроль;

б) косвенное воздействие на голосовой аппарат через предварительную организацию дыхательных упражнений и движений органов артикуляции, имеющих общую иннервацию и мышечную связь с гортанью;

в) использование речевого материала, преимущественно эмоционального содержания, непосредственно отражающегося на голосообразовании (радость, удивление, огорчение, испуг и т.п.), что особенно применимо к детям, благодаря их повышенной эмоциональной возбудимости.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
А не альтернативной нормой | Бухвалова Ирина Олеговна
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 3151; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.