| 9-12 века
| 14-15 века
|
Исторические условия
| Формирование и развитие древнерусского государства Киевская Русь.
Принятие христианства на Руси.
Отношения с Византией.
Борьба с кочевниками.
Распад Руси на отдельные феодальные княжества.
| Монголо-татарское иго на Руси.
Объединительный процесс русских земель вокруг Москвы.
Экономический подъем.
Борьба русских земель против ига монголо-татар.
Создание русского централизованного государства.
|
Особенности
| -складывалась на основе культуры восточно-славянских племен
- испытала влияние кочевых народов степи и особенно Византии
-все влияния извне перерабатывались, преломлялись в абсолютно русском духе
- с начала 12 века в отдельных княжествах на основе культуры Киевской Руси начинают складываться культурно-художественные школы
| - золотоордынское иго уничтожило многие материальные и духовные ценности
- возрождение национальных традиций, восстановление прерванных связей с Византией;
- со второй половины 14 века подъем культуры
- формирование общенациональной русской культуры
|
Письменность и просвещение
| До принятия христианства была письменность – договор Олега с Византией- составлен на русском и греческом языках
2-ая половина 9 века – славянские просветители Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку (глаголица), позже переименованную в кириллицу
Писали на пергаменте и бересте (до 14 века)
С принятием христианства появились книги- – переводы.
При церквах и монастырях появлялись школы.
С 11 века начали учить девочек
(сестра Владимира Мономаха – Янка)
| Середина 14 века – начинает использоваться бумага.
Получает распространение скоропись.
В 15 веке появляется первая запятая.
|
Литература
| Древнейшая книга – Остромирово Евангелие
(сер.11.века)
Летописи:
-первая появилась в конце 10 века,
вторая- при Ярославе Мудром;
- самая известная – Повесть временных лет (монах Нестор) – начало 12 века
Устное народное творчество (фольклор): песни, сказания, былины, сказки. Легендарный сказитель - Боян
Жития:
- «Чтение о житии Бориса и Глеба»
Исторические повести:
- «Слово о полку Игореве» (Игорь – северский князь, который в 1185 году совершил неудачный поход против половцев – неизвестный автор призывал князей к объединению)
Публицистика:
- «Слово о законе и благодати» (митрополит Илларион);
- «Память и похвала Владимира» (монах Иаков);
- «Поучение детям» (Владимир Мономах)
| 13 век – «Моление» («Послание») Даниила Заточника (ок.1229г.)
Летописи:
- 1408- общерусский летописный свод – Троицкая летопись
1422 – «Хронограф» Пахомия Логофета
- 1480 – Московский летописный свод
Фольклор:
- Былины о Василии Буслаеве, Садко;
- Сказание о Евпатии Коловрате;
- Историческая песня о Щелкане Дудентьевиче;
Жития Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, митрополита Петра;
Исторические повести:
- Сказание о Мамаевом побоище»
- «Задонщина» (Софоний Рязанец)
- «Повесть о разорении Рязани Батыем»
«Хождение за три моря»Афанасия Никитина,
тверского купца (15в.)
|
Зодчество
| Деревянное зодчество – многоярусность строений, башенки, терема, резьба по дереву.
С принятием христианства – каменное зодчество.
Тип храма – крестово-купольный.
Первая каменная церковь Богородицы в Киеве (Десятинная – Владимир отдавал на содержание церкви десятую часть своих доходов) – конец 10 века
1037-1041гг. – строительство Софийского собора в Киеве.
Сер.11 века:
- Софийский собор в Новгороде;
- Золотые ворота в Киеве
12 век – однокупольные храмы, сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом.
Успенский (сер.12 века) и Дмитриевский (конец 12 века) соборы во Владимире.
Церковь Покрова-на-Нерли (1165г.)
| В Москве:
-1367 – белокаменный кремль
- 1393 – церковь Рождества Богородицы в Кремле
- 1397-1416 – Благовещенский собор (псковские мастера)
- 1475-1479 – Успенский собор
(Аристотель Фиораванти)
- 1487-91 – Грановитая палата (Руффо и Солари)
- 1485 – первая башня Московского кремля - Тайницкая
В Новгороде:
1361 – церковь Федора Стратилата
1374 – церковь Спаса на Ильине
|
Живопись
| Внутреннее украшение храмов:
Фрески(в Софийском соборе в Киеве изображение сыновей и дочерей Ярослава Мудрого)
Иконопись – «Владимирская богоматерь»,«Боголюбская богоматерь»
Мозаика, зернь, скань, чернь.
| В 14 веке впервые в русских храмах появляются иконостасы.
Конец14в.- начало 15в.:
Феофан Грек - расписал фресками церковь Спаса на Ильине, церковь Рождества Богородицы.
Андрей Рублев (иконопись) – «Троица Ветхозаветная» в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Вместе с Феофаном Греком расписывал стены Благовещенского собора в Москве, с Даниилом Черным – Успенский собор во Владимире
|