Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русская культура в 16-17 веках




 

  16 век 17 век
Исторические условия - завершение формирования великорусской народности; - расширение территории; - формирование государства как многонационального; - укрепление централизованной власти; - превращение сословно-представительной монархии в самодержавную; - династический кризис в конце века; - усиление крепостничества. -расширение связей с западноевропейскими странами; - складывание всероссийского рынка усиливало экономические и культурные связи между регионами; - потребности экономики, постоянные войны требовали развития разных областей науки; - укрепление экономического и политического положения России давали возможности для дальнейшего развития архитектуры, живописи, литературы.
Особенности - ощутимее, чем прежде, проявляются светские элементы в культуре; -весомо и звучно заявляют о себе мотивы патриотизма, национальной гордости; - усиление «обмирщения» культуры, отход от религиозных канонов, усиление внимания к человеческой личности.
Просвещение, научные знания, книгопечатание Центры грамотности и просвещения - монастыри, церкви. Ученики осваивали сначала азбуку, часослов (молитвы), письмо, Псалтырь (псалмы – песнопения), счет до тысячи, сложение, вычитание. Учебники: «Начало грамоты греческой и русской» (Максим Грек), «Беседа о учении грамоте», «Азбуковник», «Книга - Арифметика, цифирная мудрость». 1553 - возникает Московский печатный двор 1564г. - начало книгопечатания на Руси: дъяк Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец издали первую русскую датированную книгу «Апостол». На Украине (Львов) они издали первый русский печатный букварь с грамматикой. До конца 16 века было издано 20 названий богословских книг. Научные знания носили прикладной характер: - сочинения «Шестокрыл», «Космография» помогали вычислять лунные фазы, затмения луны и солнца; - «Вертоград» - рукописная книга, переведенная с немецкого, содержала медицинские сведения, правила ухода за больными; - 1586г. - Андрей Чохов отлил Царь-пушку(40т, длина 5м); - словари: «Се татарский язык», «Толк язык половецкого»,«Славянские слова» - массовым тиражом печатаются пособия по грамматике и арифметике: «Грамматика» М.Смирницкого, иллюстрированный букварь Истомина, «Азбука» В.Бурцева; - появляются светские школы (в Немецкой слободе, при Печатном дворе), где изучаются иностранные языки, риторика, философия; - в 17 веке умели извлекать кубические и квадратные корни, решать уравнения, измерять площади; - 1687 - в Москве открыта Славяно-греко-латинская академия - первое высшее (гуманитарное) учебное заведение - языки, философия, этика - в свое время ее закончили М.В.Ломоносов и А.Кантемир - дипломат 18 века, основатель сатирической русской литературы. - О.Михайлов «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науке» - практические сведения по геометрии, механике, физике, химии; - в Аптекарском приказе обучали фармацевтов и врачей; - переведен труд ученого эпохи Возрождения Андрея Везалия «О строении человеческого тела»; - составление карт и атласов (Семен Ремезов - «Чертежная книга Сибири»); - первая печатная книга по истории «Синопсис» Иннокентия Гизеля - с 1621 года издается первая рукописная газета «Куранты»;
Литература Фольклор: «Сказка о Барме-Ярыжке», «Умный мальчик-судья», «Мудрая дева». Летописание: Воскресенская летопись первой половины 16 века, Никоновская летопись (50-е гг.), «Книга степенная царского родословия» Жития: митрополит Макарий составил сборник житий святых по месяцам в соответствии с днями чествования церковью памяти каждого святого – «Четьи – Минеи» Публицистика: Федор Карпов, Иван Пересветов, князь А.Курбский (переписка с Иваном Грозным) Митрополит Афанасий (ученик Макария, духовник Ивана Грозного) – «Степенная книга» (систематическое изложение русской истории от Владимира Святославовича до Ив..Грозного. Разделена на 7 граней – родословных степеней). Исторические повести: «Сказание о царстве Казанском», «О прихождении Стефана Батория на град Псков» Светская литература: «Домострой» (Сильвестр) Фольклор- три основные темы: - борьба за независимость, песни и сказания о борьбе с польско-шведскими интервентами; -рассказы о восстаниях крестьян и посадских людей, прославление народных героев (Ермак, Степан Разин); - обличение произвола царского суда и служилых людей. Преодолевается разрыв между фольклором и письменностью - первые записи произведений устного народного творчества. Исторические повести, публицистика: «Политика» Ю.Крижанича, сочинения Симеона Полоцкого- белорусский просветитель, наставник царских детей), «Житие протопопа Аввакума, написанное им самим». Новые жанры: А) бытовая повесть («Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть об Ульяне Осорьиной») Б) бытовая сатира («Сказание о куре и лисице», «Повесть о бражнике», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Азбука о голом небогатом человеке») В) стихотворчество (Симеон Полоцкий - два сборника стихотворений: «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион»)
Зодчество - Архангельский собор в Кремле (1509г., Алевиз Новый) - усыпальница русских князей и царей; - возвращение к пятикупольному храму: Успенский собор Троице-Сергиева монастыря, Смоленский собор Новодевичьего монастыря; - Стоятся каменные кремли: Смоленский кремль и Белый город (Федор Конь), Китай-город, кремли в Туле, Коломне, Серпухове; - возводятся монастыри-крепости: Донской, Данилов, Новодевичий; - шатровый стиль: первый памятник - церковь Вознесения в селе Коломенском (построена в 1532 в честь родившегося Ивана IY) - венец архитектуры 16 века - Покровский собор - храм Василия Блаженного (1561г., Барма и Постник Яковлев) - в честь взятия Казани - 9 куполов, ни один не повторяет другой. -памятник деревянного зодчества - дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском; - в стиле строго монументализма и церковных традиций - Новоиерусалимский монастырь под Москвой (воспроизведен храм над «гробом Господнем» в Иерусалиме) - монументальные храмы уступают место небольшим посадским церквам (Троицы в Никитниках, Рождества Богородицы в Путинках) - шатровый стиль; - конец 17 века - новый архитектурный стиль - нарышкинское или «московское барокко»- влияние западноевропейской архитектуры (церковь Покрова в Филях, архитектор Л.К.Нарышкин - дядя Петра Первого) - перестройка московского Кремля: оборонно-крепостной облик уступал место торжественному ансамблю.
Живопись - крупнейший живописец - Дионисий: часть фресок Успенского монастыря в Кремле, роспись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтове монастыре, житийная икона «Митрополит Алексий»; - в конце 16 века складывается «строгановская школа» (Чирин, Савин) - иконы в миниатюре, тонкие, изящные, праздничные, предпочитали светские сюжеты; - «годуновская школа» - стремящаяся вернуться к монументальным формам, характерным для конца 15 века - Симон Ушаков- икона «Спас Нерукотворный», «Троица» - в росписи храмов библейские сюжеты на фресках изображаются в образах реальной жизни (росписи церкви Троицы в Никитниках); - светская портретная живопись - парсуна; к концу века начинают писать портреты красками на холсте.  
Театр   В 1648 году были запрещены выступления бродячих актеров - скоморохов. 1672г. - возникает русский театр: Алексей Михайлович в Преображенском велел построить потешную палату, где был дан спектакль в честь рождения Петра Первого.  



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.