Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод цепных подстановок




ГРУППИРОВКА. ИНДЕКСНЫЙ МЕТОД

Группировка — это прием экономического анализа, поз­воляющий разъяснить смысл средних величин, показать роль отдельных единиц в этих средних, выявить взаимо­связь между изучаемыми показателями.

Виды группировок.

в зависимости от задач исследования:

- типологические (выделение социально-экономических типов, классов на качественно однородные совокупности);

- структурные (разделение совокупности на груп­пы с целью изучения внутреннего строения пока­зателей, соотношения в них отдельных частей);

- аналитические (определение наличия, направле­ния и формы связи между изучаемыми показате­лями).

Индексный метод основан на относительных показателях динамики, пространственных сравнений, выполнения плана, выражающих отношения фактического уровня анализируемого показателя в отчетном периоде к его уровню в базисном периоде.

Общие индексы – относительные показатели, получаемые в результате сравнения явлений, охватывающих неоднородные товарные группы.

ПРИМЕР

Общий индекс товарооборота

Ipq=∑p1q1/∑p0q0

p1q1 – товарооборот отчетного периода

p0q0 – товарооборот базисного периода

Общий индекс цен (влияние изменения цены)

Ip=∑p1q1/∑p0q1

Общий индекс физического объема (влияние изменения объема)

Iq=∑p0q1/∑p0q0

Средние индексы – относительные показатели, применяемые для анализа структурных изменений; они используются только для однородных товаров.

Метод цепных подстановок — это прием экономиче­ского анализа, используемый для расчета влияния факторов во всех типах детерминированных фактор­ных моделей:

аддитивных (строятся путем сложения отдельных факторов);

мультипликативных, основанных на умножении фак­торов, под воздействием которых сложился резуль­тативный показатель;

кратных (в основу их построения положено деление отдельных факторов, влияющих на анализируемый итоговый показатель);

смешанных.

Метод позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на фактическую в отчетном периоде.

Алгоритм метода цепных подстановок включает:

определение ряда условных величин результативно­го показателя, которые учитывают изменение одного фактора, допуская, что остальные не меняются;

изменение в ряду условных величин результативного показателя двух факторных показателей при условии, что остальные не меняются;

внесение в ряд условных величин исследуемого ре­зультативного показателя изменение трех факторов, допуская, что остальные не меняются;

сравнение величины результативного показателя до и после изменения уровня определенного фактора;

элиминирование от влияния всех факторных показа­телей, кроме одного;

определение воздействия измененного фактора на прирост результативного показателя.

Правила последовательности расчетов:

- учитывают изменение количественных, а затем каче­ственных факторных показателей;

- если имеются несколько количественных и несколь­ко качественных показателей, то сначала изменяют величину факторов первого уровня подчинения, а за­тем более низкого (второго и т.д.).

Условия применения метода:

- четкое определение взаимосвязи изучаемых факторов и их соподчиненности;

- классификация и систематизация факторов в соответ­ствии с их экономическим содержанием.

Порядок применения метода.

1. В мультипликативных моделях:

ВП = ЧРхД×ПхЧВ,

где ВП — объем выпуска продукции;

ЧР — численность рабочих по списку;

Д — количество отработанных работником дней;

П — продолжительность рабочего дня;

ЧВ — среднечасовая выработка одного работника;

ВППЛ = ЧРПЛДПЛППЛЧВПЛ,

ВПУСЛ1 = ЧРФДПЛППЛЧВПЛ,

ВПУСЛ2= ЧРФДфППЛЧВПЛ

ВПУСЛЗ= ЧРФДфПфЧВПЛ

ВПФ = ЧРФДфПфЧВф

Влияние на объем выпуска продукции:

1) количества рабочих:

ΔВПчр=ВПусл1-ВПпл;

2) количества отработанных одним рабочим дней:

ΔВПд=ВПусл2-ВПусл1;

3) продолжительности рабочего дня:

ΔВПп=ВПусл3-ВПусл2;

4) среднечасовой выработки:

ΔВПчв=ВПф-ВПусл3

ΔВПобщ=ВПф-ВПпл.

2. В кратных моделях:

ФО = ВП / ОФ,

где ФО — фондоотдача;

ОФ — среднегодовая стоимость основных фондов;

ФОпл= ВПпл/ОФпл,

ФОусл = ВПф/ОФпл,

ФОф=ВПф/ОФф,

ΔФОобщ = ФОф - ФОпл, в том числе за счет:

1) изменения объема выпуска продукции:

ΔФОвп = ФОусл-ФОпл,

2) изменения среднегодовой стоимости основных фондов:

ΔФОоф=ФОф-ФОусл.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.