КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Метод цепных подстановокГРУППИРОВКА. ИНДЕКСНЫЙ МЕТОД Группировка — это прием экономического анализа, позволяющий разъяснить смысл средних величин, показать роль отдельных единиц в этих средних, выявить взаимосвязь между изучаемыми показателями. Виды группировок. в зависимости от задач исследования: - типологические (выделение социально-экономических типов, классов на качественно однородные совокупности); - структурные (разделение совокупности на группы с целью изучения внутреннего строения показателей, соотношения в них отдельных частей); - аналитические (определение наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями). Индексный метод основан на относительных показателях динамики, пространственных сравнений, выполнения плана, выражающих отношения фактического уровня анализируемого показателя в отчетном периоде к его уровню в базисном периоде. Общие индексы – относительные показатели, получаемые в результате сравнения явлений, охватывающих неоднородные товарные группы. ПРИМЕР Общий индекс товарооборота Ipq=∑p1q1/∑p0q0 p1q1 – товарооборот отчетного периода p0q0 – товарооборот базисного периода Общий индекс цен (влияние изменения цены) Ip=∑p1q1/∑p0q1 Общий индекс физического объема (влияние изменения объема) Iq=∑p0q1/∑p0q0 Средние индексы – относительные показатели, применяемые для анализа структурных изменений; они используются только для однородных товаров. Метод цепных подстановок — это прием экономического анализа, используемый для расчета влияния факторов во всех типах детерминированных факторных моделей: аддитивных (строятся путем сложения отдельных факторов); мультипликативных, основанных на умножении факторов, под воздействием которых сложился результативный показатель; кратных (в основу их построения положено деление отдельных факторов, влияющих на анализируемый итоговый показатель); смешанных. Метод позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на фактическую в отчетном периоде. Алгоритм метода цепных подстановок включает: определение ряда условных величин результативного показателя, которые учитывают изменение одного фактора, допуская, что остальные не меняются; изменение в ряду условных величин результативного показателя двух факторных показателей при условии, что остальные не меняются; внесение в ряд условных величин исследуемого результативного показателя изменение трех факторов, допуская, что остальные не меняются; сравнение величины результативного показателя до и после изменения уровня определенного фактора; элиминирование от влияния всех факторных показателей, кроме одного; определение воздействия измененного фактора на прирост результативного показателя. Правила последовательности расчетов: - учитывают изменение количественных, а затем качественных факторных показателей; - если имеются несколько количественных и несколько качественных показателей, то сначала изменяют величину факторов первого уровня подчинения, а затем более низкого (второго и т.д.). Условия применения метода: - четкое определение взаимосвязи изучаемых факторов и их соподчиненности; - классификация и систематизация факторов в соответствии с их экономическим содержанием. Порядок применения метода. 1. В мультипликативных моделях: ВП = ЧРхД×ПхЧВ, где ВП — объем выпуска продукции; ЧР — численность рабочих по списку; Д — количество отработанных работником дней; П — продолжительность рабочего дня; ЧВ — среднечасовая выработка одного работника; ВППЛ = ЧРПЛДПЛППЛЧВПЛ, ВПУСЛ1 = ЧРФДПЛППЛЧВПЛ, ВПУСЛ2= ЧРФДфППЛЧВПЛ ВПУСЛЗ= ЧРФДфПфЧВПЛ ВПФ = ЧРФДфПфЧВф Влияние на объем выпуска продукции: 1) количества рабочих: ΔВПчр=ВПусл1-ВПпл; 2) количества отработанных одним рабочим дней: ΔВПд=ВПусл2-ВПусл1; 3) продолжительности рабочего дня: ΔВПп=ВПусл3-ВПусл2; 4) среднечасовой выработки: ΔВПчв=ВПф-ВПусл3 ΔВПобщ=ВПф-ВПпл. 2. В кратных моделях: ФО = ВП / ОФ, где ФО — фондоотдача; ОФ — среднегодовая стоимость основных фондов; ФОпл= ВПпл/ОФпл, ФОусл = ВПф/ОФпл, ФОф=ВПф/ОФф, ΔФОобщ = ФОф - ФОпл, в том числе за счет: 1) изменения объема выпуска продукции: ΔФОвп = ФОусл-ФОпл, 2) изменения среднегодовой стоимости основных фондов: ΔФОоф=ФОф-ФОусл.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |