Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория массового общества Герберта Блумера




При анализе теории массового общества не может быть обой­дена вниманием концепция, предложенная Г. Блумером13, од­ним из крупнейших социологов XX столетия. Эта концепция, так же как и концепция Шилза, представляет собою системати­ческую разработку теории массового общества, но на иных ме­тодологических основаниях - интеракционистских. Блумер разрабатывает теорию массового общества, опираясь не на раз­бор его структурных образующих, но на анализ индивидуаль­ных человеческих взаимодействий. Его задачей является иссле­дование поведенческих типов, существующих в массовом об­ществе. Кроме того, фундаментальным моментом его теории является отрицание тезиса Шилза, касающегося уровня внут­ренней интеграции массового общества. В социологическом смысле Блумер фактически предлагает теорию массового об­щества, альтернативную теории Шилза.

По мнению Блумера, теории массового общества фактически уже более ста лет, но особое внимание она привлекает в по­следние десятилетия. Хотя до сих пор эта теория недостаточно разработана и во многом фрагментарна, однако ее основные компоненты вполне известны, и их, по мнению Блумера, воз­можно объединить в более или менее стройную схему. В основу такой схемы он кладет четыре главные свойства массового общества: массовость; гетерогенность структурных элементов общества; неограниченный доступ к сферам публичной дея­тельности; беспрерывно меняющийся облик.

Массовость. Для массового общества характерно огромное население и большая его концентрация. В крупных городах массовость проявляется в размерах социальных институтов, в многообразии возможностей для жизни и деятельности. Мы наблюдаем массовую торговлю, массовые коммуникации, мас­совый транспорт, массовые развлечения, массовое воспитание, массовое правосудие, массовую преступность, войну и т. п. В соответствии с этим складывается представление о величине институтов и организации - громадном правительственном ап­парате, крупных экономических организациях, мощных про­мышленных объединениях, разветвленной системе социального страхования. Именно эти крупные организации и массовая дея­тельность являются специфической основой массового общест­ва и отличают его от предшествующих домассовых обществ. Общество, основой которого служит такая большая концентра­ция людей, качественным образом отличается от других.

Гетерогенность. Первым свидетельством гетерогенности массового общества является громадное количество существующих в нем профессий, региональных объединений, возни­кающих в институциональных сферах формальных образований и еще большее число имеющихся внутри него неформальных объединений. Многообразие - свойство массового общества, но многообразие, подчеркивает Блумер, только частично является следствием разделения труда, понимаемого обычно как процесс растущей связи отдельных дифференцирующихся эле­ментов в увеличивающейся по своим размерам и усложняю­щейся по своей структуре целостности. Дело в том, что в мас­совом обществе части не интегрированы в органическое целое, они отличаются по своему жизненному укладу и нормам, они автономны, обладают относительно обособленной сферой дея­тельности, что ведет к независимости развития частей. Процесс действия средств массовой коммуникации, где люди превра­щаются в активную публику; в политике, где люди оказывают влияние на ход событий как избиратели, в качестве членов пар­тий или просто выразителей общественного мнения.

Наличие подобных сфер показывает, что массовое общество есть не что иное, как просто совокупность локально ограничен­ных частей. В этих сферах масса выступает как определенная группа, принимающая участие и оказывающая влияние на жизнь общества. В такого рода группах люди участвуют безотносительно к иерархии статусов, без руководства и вне организации, без твердого кодекса правил. Такие группы воздейству­ют на общество, осуществляя свой выбор: продуктов, газет, программ, доктрин, кандидатов и т. п. К этим группам обращаются, к ним апеллируют как к некоему с организму, хотя эти группы являют собой массы, образования, не обладающие структурой. Они возникают в результате от­крытого для отдельных индивидов доступа в сферы всеобщих интересов.

Массы не следует отождествлять с социальными низами или с толпой. Масса не является компактным целым, между ее чле­нами нет ни взаимодействия, ни взаимного стимулирования, ни коллективного возбуждения. Масса состоит из всех тех, кто является участником массовой деятельности в определенной об­ласти. Так как мир, в котором действует масса, характеризуется множеством конкурирующих друг с другом моделей - постоян­но изменяющихся продуктов, схем, предложений - то очевидна зависимость институтов, производящих эти продукты, от массовой клиентуры.

Беспрерывно меняющийся облик массового общества обу­словлен тем, что сегменты или секторы этого общества практи­чески независимы друг от друга в своем развитии. Кроме того, для массового общества характерна постоянная и напряженная конкуренция между его основными институтами, столкновение различных групп интересов, конфликт ценностей и целей. И, наконец, для массового общества характерно стремление «идти в ногу со временем», постоянная тяга к «современности», страх оказаться в числе тех, «кто плетется в хвосте», страх отстать.

Указанные четыре главные свойства массового общества яв­ляются своеобразными рамками, которые определяют характер складывающегося внутри них социального устройства. Анализ этого устройства и составляет одну из задач социологии. Реше­ние такой задачи осуществляется Блумером в том числе и через развернутую критику установившихся воззрений на природу массового общества. Эти воззрения так или иначе проистекают из рассмотрения массового общества через призму процессов дезинтеграции и дезорганизации. В основе такого подхода ле­жит историческое сопоставление домассовых и массовых об­ществ, причем социальный порядок домассовых обществ рас­сматривается в качестве социальной и культурной нормы. Та­кая методологическая позиция, принимающая в качестве соци­альной нормы социальный порядок в домассовых обществах, едва ли правомерна, полагает Блумер, как едва ли правомерен вообще какой-либо нормативизм в рамках социологического анализа.

С социологической точки зрения массовое общество нельзя рассматривать как общество, находящееся в стадии аномии или упадка, дезорганизации, дисфункции, распада и т. п. старого порядка домассового общества. Массовое общество - это опре­деленный тип социальной организации. Иначе о нем вообще нельзя было бы говорить как об обществе.

Кроме того, концептуальный аппарат, разработанный на ма­териале простых и небольших обществ, неадекватен для анали­за массового общества. Представления об этих обществах и связанные с ними основные понятия сводятся к следующим: общество рассматривается как система, создаваемая в процессе взаимодействия ее частей; общество обладает культурой, со­держащей основные образцы поведения, структурированные в соответствии с ценностями и нормами; общество обладает со­циальной структурой в виде иерархии статусов; функционирование в обществе осуществляется посредством взаимодействия, организованного при помощи устойчивых социальных ролей; интеграция индивидов в общество осуществляется посредством процесса социализации; в обществе существует система соци­ального контроля, который препятствует появлению отклоне­ний и склоняет членов общества к конформизму. Совершенно очевидно, что эта система понятии является результатом анали­за и наблюдения за упорядоченным, сбалансированным и ста­бильным социальным устройством, каковым массовое общест­во не является. Таков итог критики Блумером устоявшихся со­циологических представлений о массовом обществе.

Массовое общество, как подчеркивает Блумер, не представ­ляет собой систему - оно состоит из множества подвижно свя­занных частей, каждая из которых развивается самостоятельно. Движение в разных частях массового общества идет неравно­мерно, то быстрее, то медленнее, степень влияния различных частей друг на друга также различна. В массовом обществе столь подвижно сочетается координация и некоординация раз­личных частей, что для существования его в качестве «системы» нет оснований.

В массовом обществе нет стабильной структуры социальных статусов. Статусы формируются на основе самых различных, не связанных друг с другом критериев. То же следует сказать и о социально-ролевом наборе в массовом обществе - роли в нем подвергаются постоянному изменению по мере того, как люди приспосабливаются друг к другу. Процесс социализации прак­тически заменяется адаптацией к различным социальным ми­рам, взглядам, интересам, мировоззрениям. Применение поня­тия социализации к массовому обществу вообще вызывает сомнения. В силу характера функционирования норм и ценностей в массовом обществе, степени их устойчивости и общезначимости столь же неопределенными становятся понятия «отклонения» и «конформизм».

Таким образом, массовое общество - это постоянно изме­няющееся общество, изменение естественно и закономерно для его социального порядка. В этом специфика массового общест­ва и этим оно отличается от всех других типов обществ.

Культура массового общества - это не совокупность образ­цов обычного, повторяющегося и взаимосвязанного поведения, усвоенных в процессе социализации и являющихся выражени­ем общих представлений о правилах, предписаниях, стандартах. Многообразие массового общества ведет к возникновению раз­личных систем ценностей и норм, которые могут и не быть взаимосвязанными, стабильными и даже непротиворечивыми. Однако результатом этого является не хаос, а их приспособле­ние друг к другу, компромисс.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.