Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В формировании созависимости




РОЛЬ ОБЩЕСТВА И КУЛЬТУРНО­-ИСТОРИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ

Е.Н.Проценко

ИВАНОВО 2004

Учебное пособие

Основы электрических измерений.

Электрические и магнитные цепи.

ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА

В.М. Бурков, В.Л. Котов, А.Н. Фролов, М.В. Шмуклер

Прокуратура, прокурор

Статья 51. Статистическая отчетность

Статья 49. Материальное и социальное обеспечение военнослужащих, работников органов военной прокуратуры

Статья 48. Кадры органов военной прокуратуры

Статья 47. Полномочия военных прокуроров

Статья 46.1. Главная военная прокуратура

Статья 46. Структура и организация органов военной прокуратуры

Статья 45. Меры правовой защиты и социальной поддержки прокуроров

Статья 44. Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников

Статья 43.4. Дополнительное профессиональное образование прокурорских работников

Статья 43.1. Гарантии для работника, избранного депутатом либо выборным должностным лицом органов государственной власти или органов местного самоуправления

Статья 42. Порядок привлечения прокуроров к уголовной и административной ответственности

Статья 41.10. Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения

Статья 43. Прекращение службы в органах и учреждениях прокуратуры

Статья 43.2. Исключение из списков работников органов и учреждений прокуратуры

Статья 43.3. Восстановление в должности, классном чине и на службе в органах и учреждениях прокуратуры

Статья 43.5. Подготовка научно-педагогических работников в системе прокуратуры Российской Федерации

Раздел VI. Особенности организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры

Статья 50. Финансовое и материально-техническое обеспечение органов военной прокуратуры

Раздел VII. Иные вопросы организации и деятельности органов прокуратуры

Статья 52. Финансовое и материально-техническое обеспечение органов и учреждений прокуратуры

Статья 53. Печать органов и учреждений прокуратуры

Статья 54. Разъяснение некоторых наименований, содержащихся в настоящем Федеральном законе

 

 

Ранее мы обсуждали, как созависимость, эта психологическая основа передачи духовных нарушений, проявляется в жизни отдельного человека и в жизни семьи, то есть, как она влияет на жизнедеятельность человеческой системы на уровне личности и на уровне первого социального образования.

Сегодня же мы поговорим о том, как созависимость влияет на общественную систему в целом, то есть, обсудим роль общественных и культурно­-исторических стереотипов в формировании созависимости и наоборот, влияние этих стереотипов на жизнь и развитие общества, попробуем понять, как проявления созависимости обусловлены всей историей развития человеческого общества и его культуры. Мы постараемся увидеть, как недостаток духовности теперь уже не отдельного человека, не семьи, а целого общества влияет на формирование в нем социо­культурных, социально-­исторических стереотипов, а уже эти стереотипы, в свою очередь, приводят к усугублению и развитию духовных дефектов общества.

Интересно, в связи с этой темой, вспомнить о «правилах для общения с КГБ», предложенных А. Солженицыным: «Не верь, не бойся, не проси». Не правда ли, они очень напоминают правила, негласно установленные в неблагополучной семье. Это очень показательно, и говорит о том, что дисфункциональные семьи и дисфункциональные личности могут образовывать только дисфункциональное общество, и наоборот, складывающиеся в дисфункциональном обществе семьи и воспитывающиеся в нем личности почти наверняка будут дисфункциональны.

Созависимость – явление характерное для СИСТЕМЫ человеческих взаимоотношений. Такой системой является СЕМЬЯ, но такой системой является и ОБЩЕСТВО В ЦЕЛОМ. При этом, как на семейном, так и на государственном уровне, такая система, к сожалению, нацелена отнюдь не на твор­ческое преображение себя в Духе, а на саморазрушение, на медленное (а иногда и быстрое) самоуничтожение.

У истоков формирования такой дисфункциональности те же причины, что и на индивидуальном или се­мейном уровнях: это те человеческие качества (или совершаемые под их влиянием действия), которые христианская Церковь издревле отно­сит к так называемым смертным грехам: (гордыня, алчность, вожделе­ние, гнев, ненасытность, зависть и лень).

Интересно, что в лекционных материалах многих западных реабилитационных центров для зависимых использовалась схема, поясняющая взаимосвязь этих грехов (они названы там «дефектами характера» или, точнее, «дефектами мировосприятия») с различными видами зависимости. «Дефекты мировосприятия» считаются важней­шими препятствиями к выздоровлению и должны начать преодолеваться, если человек хочет исцелиться от зависимости.

В работе реабилитационной программы «Старый Свет» эта схема постепенно приобрела вид «дерева свободы» в сопоставлении с «деревом зависимости». Если эту схему представить в виде таблицы, то она будет выглядеть следущим образом:

 

  «Древо Свободы» «Древо зависимости»
грунт, почва, в которой растут оба «дерева» Истинная Любовь, о которой говорит Апостол Иоанн (1 Ин 4:7-8): «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». Страх (не эмоция «испуга», а базовое состояние, которое не имеет собственной сущности, являясь недостатком, нехваткой Любви, подобно тому, как тьма – нехватка света)
Корни Вера Способность видеть в центре мироздания Бога, а не кого-то или что-то иное Эгоизм эгоцентризм, самодостаточность (в центре мироздания видится «Эго» или «селф» - самость, собственное «Я»)
Кора(обеспечивающая питание всего дерева) Смирение– т.е., принятие с миром в душе всего, что происходит, других людей, себя самого и т.д. Гордость(от корня ГРД – град, ограда, отделение, разделение, расщепление – «схизма»)
Ствол Общность (община, com-munus: служение друг другу, несение бремени друг друга, посвящение себя другим). Сравни communio (причастие) – величайшее Таинство Церкви, а также Union, Unity – союз, единство друг с другом и с Богом Созависимость(co-dependence, codependency)–т.е., зависимость, формирующаяся в процессе взаимодействия (неправильного) людей между собой и с Богом
Ветви Истинные связи с другими людьми в настоящем браке, подлинной дружбе, братстве во Христе – отношения во Христе и Его Святой Церкви в другими людьми. Полноценные, свободные и правильные (т.е. в соответствии с их истинным предназначением, лишенные страха и эгоизма) отношения со всеми предметами и явлениями. Наполненная, радостная жизнь в Божием Царствии уже здесь, на земле. Все виды зависимостей и пристрастий (алкоголизм, наркомания, игромания, сексоголизм, работоголизм, зависимость от других людей и т.д.)
Плоды Послание Апостола Павла к Галатам, 5:22-23 «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» Похоть, обжорство, зависть, жадность, злость (обида), нетерпимость, комплекс вины, лень и др.– на каждой изветвей растет весь «ассортимент» этих плодов

 

Конечно, такая схема условна, она не исчерпывает всего многообразия человеческих недостатков, не отражает всей сложности их взаимовлияний и взаимодействий, но все же в целом она очень неплохо позволяет понять и назвать те свои свойства, качества, которые привели нас к тому, где мы есть. И если мы хотим изменить наше теперешнее положение, то знание этих качеств просто необходимо.

Но об этом, мы будем говорить специально, когда подойдем к рассмотрению проблем лечения зависимости, а пока лишь обратим внимание, что ВСЕ эти перечисленные свойства как бы вплетены в саму ткань Созависимого Общества, Аддиктивной Системы, как ее называют американцы.

Об этом хорошо написано в статье «We're a nation of addicts («Мы нация зависимых») Энн Уилсон Шеф известной американской женщины­-психотерапевта, консультанта, лектора и писателя. Статья представляет собой конспективное изложение ее же книги: «When Sosiety Becomes an Addict», изданной в 1987 году. В этой же статье очень интересно сопоставляются некоторые симптомы созависимости (основанные, естественно, все на этих же дефектах мировосприятия, дефектах характера) с проявлениями аналогичных симптомов у общества в целом.

Вот лишь некоторые примеры такого сопоставления:

ЭГОЦЕНТРИЗМ: сосредоточенность только на себе (несмотря на воз­можные заявления о заботе прежде всего о благе других). У зависимо­го человека вся жизнь сосредоточена вокруг объекта своей зависимос­ти. Это хорошо видно и на уровне отношений между государствами. Так, все что происходит в мире, рассматривается Аддиктивной Систе­мой как происходящее либо на ее благо, либо ей во вред («за»
или «про­тив» ее).

ИЛЛЮЗИЯ КОНТРОЛЯ (и стремление к контролю): на государственном уровне это, например, попытки создания «сверхэффективных» систем обороны (в частности противоядерной защиты). То, что это эффективность таких систем иллюзорна, хорошо видно хотя бы на примере полетов Руста, войны в Чечне, террористических актов в разных городах России (и других подобных случаев).

НЕЧЕСТНОСТЬ, всегда являющаяся деструктивной (в то время, как честность может быть болезненной, но никогда не приводит к разрушениям). Нечестность норма общества и представляется этим обществом как образец нормы. Примеры: реклама, налоговая политика, политика вообще.

СМЯТЕНИЕ, растерянность, неуверенность (confusion). Это не только признак, но и механизм развития зависимости. Чем более растерян, неуверен человек, тем более он управляем. То же относится и к обществу, к государству. Поэтому большим государствам выгодно, чтобы малые государства были как можно менее самостоятельны.

ОТРИЦАНИЕ: как и у индивида, в обществе оно очень сильно. Отрицание своих проблем. Отрицание вообще существования тех или иных категорий проблем (например, отрицание религии). Вообще, затрата огромных усилий на то, чтобы «казаться» чем­-то, чтобы «не упасть в грязь лицом», чтобы быть первыми хотя бы в чем-то («в области балета» и, желательно, во всех остальных областях).

ПЕРФЕКЦИОНИЗМ – убеждение в том, что все, что ни делается, недостаточно хорошо, что надо все делать гораздо лучше. В итоге часто не делается вообще ничего.

ЗАБЫВЧИВОСТЬ характеристика, свойственная плохо обучаемым системам. Нарушение, искажение, сужение памяти. Неисполнение обещаний не по злонамеренности, но по забывчивости. В нашем обществе обещания скорых перемен («построить коммунизм», построить еще что­-то и т.д.)

 

Разные виды зависимости и ее основа – созависимость – существуют на протяжении всей истории человечества и распространены столь ши­роко, что люди стали считать их нормой человеческого существования, а не патологией. Более того, различные стереотипы поведения и чувс­твования, вызванные созависимостью, принимаются и утверждаются об­ществом в качестве идеала, они укореняются в культурной традиции, пропагандируются искусством и литературой.

Пример таких стереотипов – исторические мифы, складывавшиеся по определенным социальным заказам. Например, миф о золотом веке Возрождения (и его идеалах) и о «мраке» средневековья, миф об ужасах инквизиции и о роли Церкви в этом процессе. Миф о коммунистическом обществе всеобщего благоденствия и т.п. В формировании мифов принимал участие и механизм нечестности, о которой мы говорили выше. Это «большие» мифы, но есть и мифы «малые», относящиеся не к обществу, а к жизни личностей и взаимоотношениям с людьми. Но вреда от этих мифов не меньше, чем от «больших», да к тому же, именно они, эти «малые» мифы, по-видимому, и являются причиной формирования мифов социальных. При этом стереотипы и мифы, сложившиеся в обществе, настолько прочны, что всякое посягательство на них воспринимается как сознательный эпатаж, как бунт против идеалов. Давайте попробуем вместе разобраться в одном из таких стереотипов.

Все вы знаете трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта». Но, наверное, никто из вас не пробовал взглянуть на нее под тем углом зрения, о котором мы говорили на предыдущих лекциях. Вспомните, что мы говорили о дисфункциональных семьях, о ролях их членов, о симптомах созависимости. Может быть, это позволит вам по-новому увидеть и то, о чем говорится в этой поэме.

Вот первая цитата (цитируется по 6-томному собранию сочинений Шекспира выпуска 1962 г.): это описание состояния Ромео до того, как он познакомился с Джульеттой. (стр. 15­-16)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.