КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Капулетти
Синьора Капулетти Капулетти Капулетти Джульетта Синьора Капулетти Капулетти Джульетта Капулетти Синьора Капулетти Джульетта Синьора Капулетти Джульетта Нет, до тех пор не буду я довольна, Пока Ромео не увижу... мертвым, - Так мысль о брате сердце мне терзает. О, если б человека вы нашли, Чтоб отнести тот яд, что я смешаю. Отведавши его, Ромео скоро Заснет спокойно. О, трепещет сердце При имени его, и не могу я Лететь к нему, чтобы излить всю силу Моей любви к Тибальту - на убийцу!
Готовь же яд, - найду я человека. Но с вестью радостной к тебе пришла я.
Как кстати радость в этот скорбный час! Какие ж вести, матушка, скажите?
Не вспоминаются ли вам здесь правила дисфункциональной семьи «Не говори о чувствах»? А вот в какой форме выражают свои чувства родители Джульетты, услышав от нее о нежелании выходить замуж за назначенного ей жениха (стр. 92-93): Да, но она благодарить не хочет. С могилой бы мне дуру обвенчать!
Как! Объясни мне, объясни, жена! Не хочет? Как! И не благодарит? И не гордится? Не почла за счастье, Что ей, нестоящей, мы подыскали Достойного такого жениха?
Я не горжусь, что вы его нашли, Но благодарна, что его искали. Как мне гордиться тем, что ненавистно? Но все же я вам благодарна даже За ненависть, коль от любви она.
Бессмыслица! Что это означает? "Горда" - и "благодарна", "не желаю" - И "не горжусь"! Нет, дерзкая девчонка! Нет, гордость, благодарность - все к чертям! Ты, неженка, будь к четвергу готова Отправиться с Парисом в храм Петра - Иль на вожжах тебя поволоку. Прочь, дура, прочь, беспутная девчонка! Прочь, немочь бледная!
С ума ты сходишь!
Отец мой, умоляю на коленях, Одно лишь слово дайте мне сказать.
Черт побери, негодная девчонка! Тварь непокорная! Я говорю: В четверг пойдешь смирнехонько ты в церковь! Иль больше мне не смей смотреть в лицо. Молчать! Не отвечать! Не возражать! Ох, руки чешутся... А мы жалели, Жена, что бог одну лишь дочь нам дал! Я вижу, что и этой слишком много И что она для нас - одно проклятье. Прочь, подлая!
И далее в таком же духе:
Молчи ты, дура! За чаркой с кумушками проповедуй! Нам это ни к чему.
Ты слишком вспыльчив.
Клянусь душою, тут с ума сойдешь: Днем, ночью, дома, в обществе, за делом И за игрой - одной моею было Заботою - найти ей жениха. И вот, нашел из герцогского рода, (…) И вот, имей плаксивую девчонку, Пустую куклу, что в такой удаче Изволит отвечать: "не выйду замуж", "Я не желаю", "я любви не знаю", "Я слишком молода", "прошу прощенья"! Не выйдешь замуж? Как тебе угодно! Пасись, где хочешь, только вон из дома! Смотри, обдумай, я ведь не шучу. Коль ты моя - отдам тебя ему, А не моя, так убирайся к черту! Хоть нищенствуй, подохни под забором - Клянусь, ты будешь для меня чужой. Мое добро тебе не будет в помощь. Так поразмысли: клятву я сдержу! (Уходит.)
Таким образом, описываемая коллизия нам, оказывается, уже знакома. Это вызванная созависимостью страсть юноши из дисфункциональной семьи (по-видимому, игравшего преимущественно роль потерянного ребенка) и девушки из еще более дисфункционального семейства с отцом-тираном, которая сама привыкла играть роль тоже потерянного ребенка, а возможно, отчасти еще шута и козла отпущения. (Как вы помните, Джульетта была совсем юной ей всего 14 лет, в таком возрасте не слишком обычно было выходить замуж даже в средневековой Италии). То есть, история Ромео и Джульетты это вовсе не история великой любви. Ведь, в самом деле, с Любовью в христианском понимании и, в частности, с христианским пониманием любви между мужчиной и женщиной, отношения этих двух героев не имеют ничего общего. Здесь может идти речь только о страсти, о влюбленности, которая противоположна любви, потому что направлена на исключительно «эго». Любовь не эгоистична, она направлена не внутрь «Я», а только вовне: на других людей и на Бога, не рассчитывая на какие-то приобретения для себя. То же относится и к любви к себе самому, которая является необходимым условием как христианского спасения («Возлюби ближнего своего КАК САМОГО СЕБЯ»), так и для выздоровления от зависимости. Эта любовь к себе тоже настоящая лишь тогда, когда направлена не на ублажение собственного «Эго», а на то, чтобы принять себя таким, каким я есть, но об этом мы подробнее поговорим позже. Пока же заметим, что в христианском понимании процесс создания семьи требует серьезных затрат труда, чтобы переменить то основание, на котором создана: преобразить влюбленность и физическое влечение в истинную любовь. Работа по созданию семьи – это духовный подвиг, подвиг любви, который только и может принести истинно благой плод. При этом стоит помнить, что ВСЯКОЕ движение к добру обязательно приносит плод, даже если этот плод и не проявится в этой, нашей земной жизни. Если же вернуться к роману Шекспира и к вопросу, чем же были на самом деле взаимоотношения Ромео и Джульетты, вспомним, что Евангелие предлагает нам, чтобы различить, где какой дух действует – Бога или дьявола – посмотреть на результаты этих действий («По плодам их узнаете их»). Плоды, итоги развития отношений Ромео и Джульетты, как известно, печальны (несколько трупов в начале, многочисленная ложь в процессе, бессмысленная гибель в конце). Их история – это история болезни (созависимости), закончившейся закономерным смертельным исходом и для ее «носителей», и для других «заразившихся». Наверняка у многих читателей этой статьи в этом месте пробуждаются весьма сложные реакции: будь то агрессия, активное желание спорить и изменить точку зрения, сформулированную в этих абзацах, или же тихая скука и безразличие. Давайте попробуем понять, почему это так, почему настолько трудно принять такую точку зрения и согласиться с ней. Одно из возможных объяснений – стреотипы, усвоенные с «младых ногтей». Ведь вот, например, какие установки по поводу описанных Шекспиром событий нам преподносились в учебниках, по которым многие из нас учились еще в детстве: «Гимн торжествующей любви. Любовь, побеждающая смерть. Трагедия великой страсти. Только такие определения способны в краткой форме воплотить содержание, вложенное Шекспиром в его трагедию. Она посвящена прекраснейшему и вполне земному чувству, но сила любви поднимает юных героев над уровнем повседневности. Люди любят по-разному. Шекспир изобразил высшую степень этого великого чувства любовь безграничную и беззаветную. Он создал образец идеальной любви» (стр. 7). «Ромео и Джульетта» не просто красивая история трагической любви. произведение Шекспира утверждает передовые для того времени жизненные принципы гуманизма. (Подчеркнуто здесь и далее мной Е.П.) в общественной и личной жизни. Прекращение феодальных раздоров, мир и порядок в государстве, возглавляемом мудрым и справедливым правителем, такова социальная основа трагедии. Утверждение любви как основы семейной жизни такова нравственная идея, утверждаемая Шекспиром» (стр. 89). «Решительность, присущая Джульетте, проявляется и тогда, когда она, проснувшись в склепе, видит мертвого Ромео. Недолго думая, она кончает с собой, ибо жить без Ромео она не может. Как просто, без ложной патетики, ведет себя Джульетта в час последнего выбора» (стр. 9). «Парис... по-видимому, полюбил Джульетту настолько сильно, что во имя своего чувства тоже готов пойти на смерть» «...Шекспир показал несколько разных понятий о браке... вплоть до идеального отношения к любви и браку у Ромео и Джульетты» (стр. 11). И, наконец, последняя, завершающая аннотацию, фраза: «Это драма-мечта, драма-легенда о великой и прекрасной любви» (стр. 12).
Это цитаты из помещенного в школьной хрестоматии (В. Шекспир. Избранное. Серия «Школьная библиотека», М., Просвещение, 1984) предисловия к «Ромео и Джульетте», написанного широко известным, плодовитым и популярным литературоведом Аникстом. И это – всего лишь один пример того, как формируются стереотипы. Кстати говоря, сам-то Шекспир, по-видимому, прекрасно знал, какое именно явление он описывал. Не зря его поэма завершается словами: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте». Конечно, это – печальная повесть о тяжелой, смертельной болезни, закончившейся летальным исходом для четверых юных существ (кроме Ромео и Джульетты – еще Тибальт и Парис) и исковеркавшей судьбы и внутренний мир множества окружавших их людей. А ведь подобных «историй болезни», представляемых иногда самими авторами, а чаще их рецензентами, как идеал человеческих отношений, в мировой литературе и искусстве известно великое множество. Эти стереотипы очень прочны. Вообще говоря, приверженность стереотипам – одна из основных характеристик созависимого мышления и мировосприятия. Можно привести и другие подобные примеры из мировой и русской (например, многие образы Пушкина, Тургенева, Достоевского, и др.) литературы. Еще более многочисленны примеры воспевания, идеализации созависимых отношений (то есть, идеала «любви» в понимании современного общества) в популярных песнях, фильмах и других попкультовых продуктах. Посмотрим на другой аспект человеческих отношений: героизм вообще и трудовой героизм в частности. Сколько вполне «клинических» случае созависимости описывалось в литературе в качестве примеров «героического самоотверженного труда». А ведь если этот труд и помогал укрепить иногда иллюзии защищенности (ядерное оружие и т.п.), давал ощущение превосходства над другими, «повышал» заниженную самооценку общества за счет первенства «в области балета» и т.д., то, в конечном итоге, он приводил к разрушению физического, психического и духовного здоровья и самих таких «трудящихся», и общества в целом. Что же касается энтузиастов-физиков и других создателей оружия массового поражения, то их трудовой героизм мог (и пока еще может) привести к физической гибели всего человечества.
Еще одна из многих социальных областей, где особенно очевидно вредоносное, разрушительное влияние созависимости – сфера религии как социального явления. Созависимость очень часто, к сожалению, проявляется в отношениях людей с Церковью и Богом. Результат таких искаженных отношений – обрядоверие, магизм, исступленный религиозный фанатизм, религиозная нетерпимость, сектантство и т.д. Надо ли говорить, какой духовный, психологический, социальный, а часто и физический вред приносит все это и человеку и обществу. Этот вред очевиден. Менее очевиден, хотя и не менее распространен ущерб, который наносится созависимым человеком себе и другим при бессознательных попытках использовать религию как орудие собственной гордыни, как средство возвышения или самоутверждения. Сколь часто люди, считающие себя искренне и глубоко верующими, идут по пути, уводящему их от единения с Богом, от единения в Боге и Церкви с другими людьми. Они выбирают этот путь, руководствуясь мышлением, искаженным болезненной созависимостью и пытаются ориентироваться на нем, опираясь на свои чувства, которые также очень сильно искажены болезнью. И эта болезнь проявляется вовне также очень болезненно. Такие страшные ее плоды как национальная или религиозная нетерпимость, шовинизм, расизм – ведь это прямое самоуничтожение общества, разрушительность которого мы все чувствуем на себе и сейчас. Стереотипы созависимости, сложившиеся в общественном сознании, отражаются и передаются в языке, на котором мы говорим. Под влиянием стереотипов изменяются значения слов языка. И наоборот, изменение значений слов укрепляет и усугубляет эти стереотипы. Вот всего лишь один пример: «гордость» – и якобы противоположное, хотя на самом деле ничем не отличающееся от него слово «гордыня» («гордость» – это всего-навсего русский эквивалент старославянского слова «гордыня»). Таким образом, созависимость может затрагивать все сферы человеческой жизни, влиять на всю совокупность отношений человека с окружающим миром, с самим собой и с Богом. Именно созависимость лежит в основе таких грозных и очевидных для общества социальных болезней, как алкоголизм и наркомания, и именно созависимость причина менее очевидных, но не менее губительных видов зависимости от денег, власти, сексуальных отношений и т.д.
Мы надеемся, что для всех вас очевидно, что все сказанное про формы и признаки созависимости в семье и обществе не должно быть мотивом для того, чтобы бросаться немедленно «радикально переделывать» свои (а тем более – чужие) семьи или общество в целом (хотя, конечно же, кому-то надо заниматься и этим). Единственно результативный выход в том, чтобы «начать с себя». Попытаться преодолеть СВОЕ отрицание; захотеть увидеть СЕБЯ по-настоящему, в истинном свете; признать необходимость помощи извне для того, чтобы измениться внутри; увидеть, насколько мы на самом деле неотрывны от других людей, увидеть себя частью целого, живой клеточкой огромнейшего, одухотворенного Богом, организма Вселенной. И еще – очень важно признать, что без такого нового понимания всего этого мы никогда не сможем помочь ни себе самим, ни другим людям. Единственно возможный путь решения всех этих проблем – духовное развитие, т.е., «возрастание в Духе». Важно, при этом, помнить, что дух может быть не только Духом Бога, но и духом зла, и различение этих духов составляет уже особую проблему, которая для нас очень актуальна, так как сегодня существует множество путей, именующих себя «духовными», но на деле ведущими нас совсем не к Богу.
Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |