Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Марксизм и культура




 

Марксизм очень редко пользовался словом «культура». В советское время также это слово воспринималось очень ограниченное – исключительно как художественная культура. В глобальной понимании культуры марксизм не дал.

В 20 веке марксизм сыграл такую же масштабную роль, как фрейдизм и ницшеанство. Но ницшеанство – это философское учение, противоречивое, нецельное, непоследовательное. Фрейдизм и марксизм создали суперконцепции в смысле свое влиятельности и объяснения всего и вся. Марксизм и неомарксизм до сих пор играют важную роль. Запад испытал на себе практическую разработку марксистских идей. Это осталось бессознательным желанием Запада к справедливому обществу. Cultural studies во многом сложились под влияние марксистских идей.

Идея просвещения, прогресса и того, что прогресс должен принести людям счастье. Первое поколение идеологов просвещения не было радикальным (Вольтер, Монтескье, Александр Поуп). Гольбах, Ламетри – второе поколение идеологов Просвещения – трактовали природу человека более радикально («Человек-машина» Ламметри – как биологический аппарат).

Третье поколение теоретиков Просвещения – самое важное, совершило Французскую и Американскую революции. Конец 18 в. - время, когда идеи энциклопедистов стали влиятельными среди многих людей, это распространилось среди масс. Идея прогресса была подхвачена большим количество людей, так как жизнь изменилась в сторону комфорта, интенсивно развивалась наука.

19 в. – достаточно мирный, в целом военные конфликты были локальны (кроме Франо-прусской войны в 1870х гг.)

Важны общественные идеи для Просвещения. Возникло несколько теорий по изменению общественной жизни, изменениям мешала религия и церковь. Возрождение и Реформация не было в этом смысле апологетами полной секуляризации. Человек живет в ситуациях, несоответствующей природе человека в общественных установлениях, а с помощью разума и науки эти естественные законы могут открыться. После их открытия общество станет дружным и счастливым.

Моделью такого разумного устроения общества служила физика Ньютона и естествознание. Естествознание задавало тон и общественным наукам.

Развитым был и деизм – доктрина, защищающая внешнюю субстанцию Бога, запустившего машину, которая теперь работает сама по себе (идея Бога-часовщика). Деизм сильно расшатал религиозные представления своего времени. Первым ударом стала Французская революция. Христианское мировоззрение имеет четкое представление о природе зла. Религия разума предполагает, что зло будет искоренено согласно правильным законам. Были созданы условия. В которых появится человек, который создаст новый мир.

Две группы философов – за просвещенный деспотизм (обществом должны управлять просвещенные люди, которые сумеют создать справедливое общество) и за либертарианство (то, чтобы все разрушить, и только после уничтожения традиционные форм власти разум людей приведет к какой-то новой форме). Фактически из либертарианства возник анархизм.

Принцип laissez-faire – экономическая свобода, невмешательство государства в экономику.

Иеремия Бентам (Jeremy Bentham) – создал учение о моральном утилитаризме. Это характерная доктрина позднего просвещения: критерием морали являлось достижение пользы, выгоды, удовольствия, добра и счастья. Система правления – система вознаграждений и наказаний. Все социально желательные действия со стороны индивида должны приносить ему больше удовольствия, чем боли. Создал систему исчисления удовольствия и боли.

Принцип естественной свободы защищал Уильям Годвин (William Godwin) (отец Мэри Шелли, зять Перси Шелли). Люди совершают дурные поступки, потому что пытаются соблюдать законам, которыми ими сами не отрефлектированы. Если бы каждый был свободен делать то, что хочет, то все были бы разумны.

Жан-Жак Руссо: цивилизация – сдерживающая сила, мешающая естественной природе человека. Общая воля – создается общественным договором. Когда группа принимает решение, то проявляет общую волю, и это решение правильно. Если человек идет против общей воли, то его нужно подчинить общей воле и тогда человек будет свободным.

Религия разума не случайно так называется: у многих мыслителей эти доктрины обладают подменой религии. Конт – создатель позитивизма. Научное открытие законов общества.

Перенос внимания с человека на его общественное бытие – характерно для всех теорий 19 в.

Выражение доктрины прогресса стало учение Дарвина, которое защищало прежде всего явление конкуренции между животными видами (борьба видов). В каком-то смысле учение Дарвина привело к нацизму, объясняющему естественный отбор.

Герберт Спенсер: выживание сильнейших приведет к прогрессу.

 

Карл Маркс – историк, экономист и политик. Главный защитник и протагонист социализма.

1835 – первое употребление термина «социализм» в Англии. Социальные отношения лишены конкуренции и станут равными.

Повсеместное введение машинного оборудования – замена человеческого труда.

Роберт Оуэн – один из первых реформаторов социального устройства. На основе идеи равноправия пытался создать коммуны. Товары, производившиеся в коммуне, были средством обмена, а не дохода.

Клод Анри Сен-Симон – считал, что общество нужно изучать так же, как природу. Индустриальное общество – наиболее совершенный социальный организм, последний в этапе эволюции. Предвосхитил время больших индустриальных корпораций.

Шарль Фурье – основывал свою теорию на физике Ньютона, переносил учениео тяготении на принципы социального устройства. Закон страсти- подобен закону притяжения и столкновения материальных частиц. Теория, в основе которой 12 человеческих страстей, которые имеют в основе три категории – стремление к роскоши, к группам и сериям. Люди должны объединиться в фаланги – фаланстеры.

Пьер-Жозеф Прудон – «Что такое собственность». Считал, что у человека не должно быть собственность, собственность – это воровство.

Луи-Огюст Бланки: главная сила в политическом равноправии – терроризм. Нужно добиваться анархии революционным путем и не пролетариат осуществляет революцию, а тайные террористические организации.

 

В 40х гг. 19 в. зазвучали идеи Маркса. Идеи оказались влиятельными потому:

1. Маркс и Энгельс создали учение, в котором социал-утопизм корректировался историческими исследованиями, экономикой.

2. для Маркса его идеи – новый виток социального идеологизма.

3. Маркс – материалист, это было современно.

4. аппелировал к будущему

5. пролетариат, угнетаемый капиталистами, неминуемо получит возможность быть главным классом в истории

 

Теория Маркса представляла собой детерминистское учение – исходил из причинной обусловленности человеческого существования. Детерминизм может быть различным. По Марксу, жизнь человека детерминируют общественные экономические условия.

Маркс: человек – сумма общественных отношений. Человек всегда ограничен в своих действиях социальными силами, действующими в каждом конкретном обстоятельстве.

Основа – диалектика Гегеля. История движется от тезиса к антитезису. Двигатель – общественные противоречия, классовая борьба. Классовая борьба – борьба за контроль над средствами производства.

Базис (экономика) и надстройка (идеология, верования, искусство, право, философия)

Базис детерминирует надстройку.

Создание нескольких Интернационалов:

1889 – второй интернационал

1919 - третий интернационал

Увлечение марксизмом привело к тому, что в результате политических преобразований возникли коммунистические республики – Венгрия, Польша, Германия.

Д. Лукач, Антон Грамши, немецкие интеллектуалы франкфуртской школы – Теодор Адорно, Марк Хоркхаймер, Эрих Фромм, Герберт Маркузе, Вальтер Беньямин.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1188; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.