Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема занятия: №1. Целостный педагогический процесс




Тема занятия: №5. Целеполагание педагогической деятельности.

Тема занятия: №4. Целеполагание в педагогическом процессе

Тема занятия: №3. Принципы воспитания

Тема занятия: №2. Принципы обучения

Практические работы
Постановка цели и задач уроков, внеурочных мероприятий и занятий
Просмотр и анализ уроков (занятий, воспитательных дел) с целью определения принципов и функций целостного педагогического процесса
Самостоятельная работа обучающихся
1. Составление словаря педагогических понятий 2. Конспект«Цели воспитания и их исторический характер» 3. Составление опорной схемы: «Педагогический процесс как система и целостное явление» 4. Заполнение таблицы «Вклад педагогов в разработку идей принципов обучения и воспитания»

Цели и задачи: сформировать представление о ЦПП, раскрыть специфику, компоненты, этапы развития ЦПП, развить умение анализировать, сопоставлять, сравнивать

Этапы организации работы на занятии:

1. Понятие ЦПП. Его отличительные черты.

2. Компоненты ЦПП.

3. Закономерность, движущие силы и принципы ЦПП.

4. Критерии эффективности ЦПП.

5.Этапы ЦПП.

Вопросы для контроля:

1.Что представляет собой педагогический процесс как система?

2. Охарактеризуйте компоненты педагогического процесса.

3. Что означает целостность педагогического процесса?

4. В чем специфика процессов, составляющих педагогический процесс?

5.Кто является субъектом педагогического процесса?

Как проявляется субъектно-субъективный характер педагогического процесса.

6. Охарактеризуйте закономерности педагогического процесса.

7. Выделите и проанализируйте основные этапы педагогического процесса.

 

Содержание

1. Процесс вообще понимали в педагогике как движение вперёд или изменение. Педагогический процесс - это целостная динамическая система, образующими факторами которой является взаимодействие учителя и учащихся, в ходе которого реализуются задачи, цели развития, обучения, образования. Таким образом, он включает в себя ряд подсистем: обучение, развитие, воспитание и взаимодействие субъектов пед. процесса. ЦПП реализуется в воспитательных системах разных образовательных учреждений. Но данный процесс представлен не механическим соединением всех подсистем, а новое количественное образование, подчиняющееся своим особым закономерностям.

Впервые понятие ЦПП было введено в 1905 году П.Ф. Каптеревым. В литературе прошлых лет термин ЦПП заменялся понятием учебно-воспитательного процесса - совокупность урочных занятий, внеклассной и внешкольной воспитательной работы, проводимых учителем или учителями школы по определённому плану единому для всех. Таким образом, считалось, что во время уроков происходит только учение и уроки нельзя перегружать воспитательными моментами, а вне урока проводить только воспитательные.

Считается, что это понятие неполное, узкое и не отражает всю сложность процесса развития и не имеет отличительных черт ЦПП: целостности, общности, в то время как ЦПП обеспечивает единство и неразрывность обучения, воспитания, развития (это сущность ЦПП).

Современное развитие общества требует более полной реализации принципа единства обучения и воспитания. Единство- третья отличительная особенность ЦПП. Все процессы, входящие в ЦПП находятся хотя и в единстве, но в то же время самостоятельно, соподчиняются друг другу и в то же время представляют целостность и имеют как общие, так и отличительные признаки.

2. ЦПП состоит также из компонентов:

1) Целевой: представляет из себя определение педагогами и учащимися условий воспитания обучения развитие на основе учета интересов и потребностей учащихся; цели выдвигаются совместно учителем и учащимися;

2) Содержательный', предполагаются совместно учителем и учащимися основные направления, реализуемые целостно;

3) Операционалъно-деятелъностный: выбор средств и их реализация;

4) Аналитико-результативный: отслеживается эффективность процесса, которая

характеризуется изменением в уровне воспитанности учащихся.

Все процессы, входящие в ЦПП, выполняют определенную доминирующую функцию. Процесс обучения - обучающую(образовательную); процесс воспитания - воспитательную; процесс развития - развивающую. Но в ЦПП каждый процесс выполняет и сопутствующие функции: обучение - воспитательную, развивающую; воспитание - образовательную, развивающую; развитие - образовательную, воспитательную. Следовательно. ЦПП выполняет в целом такие функции как воспитательную (формирование норм, ценностей, правил и т.д.), развивающую (формирование психических процессов, операций), образовательную (формирование научных представлений, усвоение понятий, научных знаков),социальную (формирование качеств, способствующих активному вхождению в общество).

3. Выполняя свои функции, ЦПП должен развиваться отвечать запросам общества. Для этого 1ЦШ необходимы движущие силы. Движущие силы ЦПП- это противоречие между:

требованиями к личности общества и его собственными интересам,

■ возможностями, потребностями;

■ новыми событиями в жизни воспитанников и недостатком опыта для их осмысления;

ростом научных знаний и ограниченностью ЦПП по их переработке и передаче учащимся. Как в каждом процессе, так и в ЦПП есть свои закономерности- необходимые устойчивые связи, возникающие в том или ином процессе:

1) Закономерности динамики (промежуточное с конечным);

2) Закономерности развития (развитие +разнообразные факторы);

3) Закономерность внешней пед. деятельности и внутренней познавательной деятельности –э ффективность;

4) Закономерности управления учебно-воспитательным процессом (эффективности ЦПП = методы

обратной связи, степень усвоения, контроль);

5) Закономерности единства чувств, логики и практики в ЦПП;

6) Закономерности, обусловленные ПП (потребности личности, общества + условия протекания);

7) Закономерности стимулирования.

4.. Как и любой процесс ЦПП имеет свои этапы - это последовательность развития процесса Главными этапами можно назвать: подготовительный, основной, заключительный.

1. Подготовительный: целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.

2. Основной: постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности, взаимодействие педагогов учеников, использование намеченных методов, средств и форм ПП, создание благоприятных условий, стимулирование деятельности школьников, обратная связь и оперативный контроль.

3. Заключительный: анализ достигнутых результатов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 6412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.