КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема занятия: №4. Целеполагание в педагогическом процессе
Системы принципов воспитания в работах современных ученых
3. Принципы организации педагогической работы по воспитанию учащихся в соответствии с Концепцией региональных подходов к организации воспитательного процесса в Ярославской области. 1. Принцип гуманистической направленности взаимодействия педагогов и детей. 2. Принцип доминирования интересов учащихся. 3. Принцип эвристической среды. 4. Принцип вариативности. 5. Принцип интеграции результатов. 6. Принцип сотрудничества. 7. Принцип индивидуализации воспитания. 8. Принцип мотивации деятельности учащихся.
Цель − это один из элементов сознательной деятельности и поведения человека, это идеальное (мысленное) предвиденье результата деятельности. Под целями воспитания (образования) следует понимать предвосхищенный в сознании субъектов педагогического процесса результат их взаимодействия, т.е. заранее определенные (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающего поколения к жизни, которых стремятся достигнуть в образовательном (воспитательном) процессе в их личностном развитии и формировании. Цели образования (воспитания) оказывают большое влияние на разработку педагогической теории: они определяют характер воспитания (авторитарное, свободное и т.д.), его содержание, систему учебных дисциплин, изучаемых в школе и их социальную направленность. Практическое значение целей воспитания состоит в том, что они: 1) определяют методы, средства и формы организации педагогического процесса 2) придают работе педагогов необходимую осмысленность и целенаправленность. Понятие цель педагогического процесса «дополняется понятием» задачи педагогического процесса, так как реализация любой целевой установки воспитания связана с последующим решением разнообразных задач, конкретизирующих эту цель. Иначе говоря, цель определяет стратегию педагогического процесс, а задачи его тактику. Так как процесс социализации и образования (воспитания личности) происходит на макросоциальном, микросоциальном, личностном (межличностном) уровнях, то и целям педагогического процесса характерна разноуровневость: I. Макросоциальный уровень Определение идеала воспитания в обществе (в отдельной стране). Это общественный идеал совершенного человека, идеал человечества, цивилизации, т.е. это цели образования (воспитания), задаваемые обществом. II. Микросоциальный уровень. Конкретизация общих целей образования первого уровня в образовательных целях в конкретных образовательно-воспитательных учреждениях или учреждениях дополнительного образования. На микросоциальном уровне цели определяются в учебных программах и программах воспитания для учащихся определенного возраста, а также на микросоциальном уровне определяются цели обучения конкретному учебному предмету, отдельным разделам и темам данной учебной дисциплины. III. Межличностный уровень (IV личностный). Конкретизация целей, поставленных на первом и втором уровнях с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их способностей, наклонностей, интересов. Личностный уровень предполагает постановку целей и задач самообразования (самовоспитания, самообучения) личности. Цели образования формируются в общегосударственном масштабе, затем они конкретизируются в рамках определенных педагогических систем (учреждений образований) и в каждом конкретном цикле педагогического взаимодействия в виде педагогических целей и задач. Цели воспитания имеют исторический характер и меняются вместе с развитием общества, они определяются потребностями и уровнем развития общества, зависят от способа производства, от характера политического и правового устройства страны, от истории и традиций народа, а также от общественного воспитательного идеала (идеал воспитания – представление о совершенном человеке, недостижимый образец совершенного воспитания). История педагогики – это длинная цепь зарождения, осуществления и отмирания цели воспитания и осуществляющих их педагогических систем. Борьба вокруг целей воспитания разгорелась уже в античном мире: древние мыслители рассматривали в качестве воспитательной цели формирование добродетельного человека. Но Аристотель рассматривал добродетель как единство таких составляющих как мужество, умеренность, справедливость. Сократ – единство моральной чистоты и высокой интеллектуальности. Платон – гармонию физического, интеллектуального, духовно-нравственного начал. В средние века господствующая идея подчинения и служения человека богу, поэтому целью (идеалом) христианского воспитания было формирование смеренной аскетичной личности, посвятившей свои мысли и деля подготовке к вечной жизни на небесах и служению богу. Великий чешский педагог Ян Амос Коменский считал, что общественное образование должно быть направлено на достижение 3 целей: 1) познание себя и мира (умственное воспитание) 2) умение управлять собой (нравственное воспитание) 3) христианское воспитание Джон Локк указывал, что главная цель воспитания – сформировать джентльмена, человека деятельного, инициативного, обладающего острым умом и хорошими манерами. Философы-демократы России XIX века считали, что цель воспитания – это подготовка гражданина, свободной, гуманной личности, борющейся с общественным злом во имя идеалов добра и справедливости. Среди непреходящих целей воспитания есть одна, выражающая его наивысшее предназначение и определившая идеал общественного воспитания всех времен и народов на протяжении длительного периода существования общества – обеспечить каждому появившемуся на свет человеку всестороннее и гармоничное развитие. Ее сформировал древнегреческий философ Платон исходя из идеи калокагатии (от греч. «калос кай агатос» совершенный в духовном и физическом отношении). В период средневековья идея всестороннего и гармоничного развития личности была предана забвению, так как в качестве главное целевой установки воспитания выступал религиозный аскетизм – отказ от чувственного, удовольствий и т.д. В эпоху Возрождения прогрессивные гуманисты – философы Т. Мор и Компанелла вновь выдвинули идею о необходимости всестороннего и гармоничного развития личности (ВиГ) как цели воспитания. Но в то время и последующие исторические периоды эта идея не получила своего практического осуществления, так как в обществе для этого не было соответствующих социально-экономических предпосылок. Такие предпосылки сложились только в XIX веке с развитием машинного производства. Машинное производство пришедшее на смену ручному труду, коренным образом изменило характер трудовой деятельности людей: − оно потребовало соединение физического и интеллектуального труда работников − выдвинуло новые требования к их теоретической и практической подготовке, иначе говоря, чтобы работать в условия машинного производства нужно иметь основательную умственную и техническую подготовку, иметь хорошо развитые физические, нравственные, эстетические качества. Это привело к тому, что формирование ВиГ стало не только целью (идеалом) современного воспитания, но и объективной общественной потребностью.
Вопросы для контроля по теме «Принципы воспитания» Определите, о каком принципе воспитания идет речь: 1. Необходимо учить ребенка воспринимать отдельные события как часть единого мира, проявлять гармоничные отношение людей к миру. Пренебрежение принципом... (целостности), формирует импульсивного человека с непредсказуемой реакцией на окружающий мир, чьи знания, чувства, привычки складывались в сумму, но эта сумма аннулируется, как только ситуация жизни потребует от ребенка выявить свое личное отношение к происходящему. • Пример: чтение красивых стихов в грязной комнате способствуют формированию цинизма и духовной нечистоплотности, т.к. не учтена... (целостность) протекания жизненной ситуации. 2. Необходимо изучать школьника во всем многообразии его свойств, черт, интересов, ценностных ориентации, характер, способности и т.п. Это позволит правильно определить цели и задачи его воспитания. • Например; ДЖ. Дьюи считал, что удовлетворение потребностей, интересов, развитие способностей человека обеспечивает его рост, а К.Роджерс и Маслоу говорили о необходимости свободной реализации человека своего потенциала, для чего нужно создавать специальные условия, 3. Все общественные институты должны предъявлять школьникам согласованные • Не соблюдение данного принципа создает ситуацию, описанную в басне И. Крылова «Лебедь, рак и щука». • Это помогает освободить воспитанника от огромных психических перегрузок по вопросу «кому верить?».
4. Главная цель современного воспитания, преодолеть апатию, инертность и социальное отчуждение молодежи и способствовать формированию активной жизненной позиции (в том числе достигается через включение в процесс обучения специальных общественных дисциплин). 5. Данный принцип требует от классного руководителя социальной зашиты ребенка, соблюдение его прав и свобод в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, уважение позиции ребенка в рассматриваемых вопросах, 6. Надо воспитывать у ребенка потребность к ведению здорового образа жизни, формировать личную ответственность за состояние окружающей среды, последствия своих действий, за эволюцию ноосферы и самого себя. • Например: А.В.Дистервег считал необходимым учитывать процесс естественного развития человека на каждом возрастном этапе. 7. В старинных педагогических руководствах говорится: «Если вы в своем воспитаннике выявите хотя быкапельку хорошего и будете потом опираться на это хорошее в воспитании, то получите ключ от двери к его душе и достигнете положительных результатов». • Например. А.С.Макаренко рассматривал этот принцип как «подход к человеку с оптимистической гипотезой». 8. Содержание воспитания должно составлять универсальные общечеловеческие, общенациональные, региональные ценности, приобщать человека к различным пластам культуры. 9. Организуя систематические встречи с родителями на собраниях, консультациях, собеседовании, учебах, мы добиваемся реализации этого принципа.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 872; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |