Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема занятия: №3. Принципы воспитания




План:

1. Понятия о принципах воспитательного процесса. Требования к ним.

2. Характеристика принципов воспитания.

3. Принципы организации педагогической работы по воспитанию учащихся в Ярославской области.

Вопросы для самоподготовки самоконроля:

1. Что в современной педагогике понимают под принципами воспитания? Какие требования к ним выдвигают?

2. Сравните понятия «принципы воспитания» и «правила воспитания».

3. Найдите в психолого-педагогической литературе разные подходы ученых к определению системы принципов воспитания. Сравните подходы современных ученых.

4. Охарактеризуйте и подберите примеры их практики реализации современных принципов воспитания.

5. Установите взаимосвязь принципов с закономерностями воспитания.

6. Охарактеризуйте специфику системы принципов воспитания, представленных в Концепции региональных подходов к организации воспитательной работы в ярославской области.

 

Рекомендуемая литература:

  1. Концепции региональных подходов к организации воспитательной работы в ярославской области. / Под ред. М.И. Рожкова, Л.В. Байбородовой. - Ярославль, ДОЯО. 1995.
  2. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. - М. «Просвещение», 1996. с. 465-484. (или другое издание по данной теме).
  3. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Воспитание учащихся: теория и методика. Яославль,2002 - с 60-67.
  4. Воспитание в классе и школе: метод. пособие; под науч. ред. автор-составитель Т.Н. Сапожникова. - Ярославль: ДОЯО, 2008, с. 14-24.

 

 

1. Принципы воспитательного процесса - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.

В отечественной педагогике проблема принципов воспитания не имеет однозначного решения.

Они отражают специфику воспитательного процесса, опираются на закономерности воспитательного процесса, являются общими положениями, которыми руководствуются при решении воспитательных задач.

Требования, предъявляемые к принципам.

1. Обязательность. Принципы воспитания - это не совет, не рекомендация. Они требуют обязательного их выполнения. (За нарушения некоторых принципов, например, гуманизма и уважения к личности, может быть привлечен к судебному преследованию.

2. Комплексность. Предполагается их одновременное комплексное, а не поочередное использование в воспитательном процессе.

3. Равнозначность, т.е. среди них нет главных и второстепенных.

 

2. Принципы, на которые опирается воспитательный процесс составляют систему. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

1) принцип природосообразности;

2) принцип культуросообразности

3) принцип гуманизации воспитания;

4) принцип опоры на положительное в воспитании;

5) принцип связи воспитания с жизнью, с трудом;

6) принцип общественной направленности;

7) принцип личностного подхода;

8) принцип единства воспитательных воздействий.

 

Примеры для характеристики принципов воспитания.

Понимание воспитания как создание условий для развития человека обусловливает принципы природосообразности и культуросообразности.

 

принцип природосообразности воспитания принцип культуросообразности воспитания
Идея зародилась еще в античности в работах Демокрита, Платона, Аристотеля. Глубоко обоснована в работах • Я.А. Коменского: порядок школы необходимо заимствовать от природы и исходить из наблюдений над природными процессами; • Ж.Ж. Руссо: в воспитании надо соответствовать природе ребенка, его возрастным особенностям, создавать условия для естественного развития его врожденных способностей; • И.Г. Песталоцци: в воспитании надо соответствовать природе ребенка, его возрастным особенностям, создавать условия для естественного развития его врожденных способностей; • А.В Дистервег: необходимо учитывать процесс естественного развития человека на каждом возрастном этапе, следовательно, соответствует принципу учета индивидуального и возрастного подхода (обогатило понимание принципа природосообразности учение о ноосфере В.И. Вернадского) Современная трактовкаисходит из того, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласованное с общими законами развития природы человека, формировать у него ответить за эволюцию ноосферы и самого себя. Содержание, методы, формы воспитания должны учитывать возрастную и половую дифференциацию образования, организацию социологического опыта человека и индивидуальной помощи ему, воспитывать стремление к здоровому образу жизни, умение выживать в экстремальных условиях, формировать природоохранное поведение. Развитие человека и его потребностей необходимо выводить за пределы «я» и ближнего социума, помогая осознать глобальные проблемы человечества, ощутить свою сопричастность к природе и обществу, ответственность за их состояние и развитие. В первых трудах • Д. Локка отвергавшего теории «врожденных идей», утверждал душа ребенка - чистая доска (tabula raza), и, следовательно, человеческий опыт определяется его воспитанием и условиями жизни. • К.А. Гельвеций, утверждал: «Человек формируется под влиянием социокультурной среды и воспитания. • А. Дистервег: в воспитании необходимо учитывать условия места и температуру, в которой родился и живет человек, т.е. всю соответствующую культуру мировую и отечественную. • К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой развили эту идею до народности воспитания. В СССР понимался как противоречащий установкам классовости и интернационализма, утверждающий развитие культуры каждого народа (В своей практической педагогической деятельности руководствовались данным принципом и С.Т. Шацкий и В.А. Сухомлинский). Современная трактовка Воспитание должно опираться на общечеловеческие ценности и строиться с учетом особенностей этнических и региональной культур, решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой, физической, духовной, политической, нравственной, половой, экономической и др.). Цели, содержание, методы, формы необходимо учитывать исторически сложившиеся в конкретном социуме традиции и стиль социализации. Культурное ядро содержания воспитания необходимо составить универсальные общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности, а отношение к ребенку строится исходя из воспитания его как свободной, целостной личности, способной по мере своего развития к самостоятельному выбору общих ценностей, к самоопределению в мире культуры и творческой самореализации.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 837; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.