КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие фонематического слуха
Превращение лепетных звуков в слова Проиграли
ПРОВОЦИРОВАНИЕ ПРОСЬБЫ ЧЕРЕЗ «НЕПОНИМАНИЕ» Всякий раз, когда ребенок чего-то от вас хочет, стоит подсказать ему короткую формулировку просьбы, сопровождать его беззвучную просьбу нужным словом. Если фраза была много раз говорена, и вы знаете, что ребенок может повторить всю ее или хотя бы малую часть, отдельные звуки, - то взрослый может притвориться, что не понимает, чего хочет ребенок, пока тот не обратится к нему словом или хотя бы звуком. Когда ребенок простроил нужную фразу про себя, у него на лице мелькает легкая улыбка понимания; нам остается только дождаться, когда он сделает это вслух. Иногда на это уходит минут 20-30, но с каждым разом время ожидания становится все меньше.
ШЕПОТНАЯ РЕЧЬ Первые слова аутичные дети частот произносят тихо, шепотом, буквально «шелестят». (Проводящие пути в центральной нервной системе для громкой и шепотной речи несколько различаются). Поэтому надо очень внимательно прислушиваться к таким детям. Проиграли
СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ
Когда появляются первые действия по подражанию и указательный жест, начинаем утрировано произносить слова, указывающие на действия –УПАЛА, БАХ, ПОЛЕТЕЛИ, АМ и т.д. По нашему опыту, такие слова легче подхватываются детьми, чем названия предметов. (Р.Т.Августова «Говори! Ты это можешь»). На тело воздействуют!глаголы (А,С,)
… «ка» … мама подхватывала это «ка» с его интонацией, а затем дополняла: «Ка-кой, ах ка-кой ты умный, ка=ак хорошо занимался». Или, в другой ситуации, мама могла подхватить: «Ка-таться, кататься поедем. На машине ка-таться», Или: «Ка-ти мне мяч! Мяч, ка-тись!» … «с» или «ш» (то посвистывал, то шипел), мама подхватывала: «С-с-солныш-шко! Солшышко с-светит! А мы с тобой с-свистим!»… … «И-и-и» … «И-ишь какой!», либо: «И-иго-го, поет лошадка!, либо: «Ми-и-илый мальчик». Просим родителей придумать и помочь собрать такой словарь превращений звуков в слова.
ФОРМИРОВАНИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО ВЫДОХА Для того, чтобы говорить, нужно уметь форсированно выдувать воздух из полости рта. Учите ребенка задувать свечку, дуть на мыльные пузыри, на «бегающего человечка», выдувайте воздух через соломинку в стакан с водой, дуйте на разноцветные бумажки, ватки. Дуйте на одуванчики. Свистите на свистульках, играйте на дуделках и дудочках. Тяните любые доступные ребенку звуки. Особенно хороши для стимуляции артикуляторной мускулатуры длительное произнесение звуков МММММ…, ЗЗЗЗЗ…., ЖЖЖЖЖ…. - Учимся длинному выдоху. Учимся с родителями тянуть звуки. Не забывайте все это сопровождать веселым комментарием.
По нашим наблюдениям у большинства аутичных детей наблюдаются нарушения фонематического слуха. Поэтому, как только ребенок начинает показывать картинки, вводим: а) упражнения по обучению глобальному чтению (смотри ниже); б) упражнения по развитию фонематического слуха, с опорой на картинки. Сначала используем слова похожие, но четко различающиеся по звуковому составу (очень важно, чтобы слова были ребенку знакомы): мама/папа; мальчик/пальчик. Затем звуки становятся более близкими по звучанию: бочка/ дочка/ночка. И, наконец, переходим к дифференцировке звонких и глухих, мягких и твердых звуков. Для облегчения понимания задания очень важно каждое слово не только показать на картинке, но и эмоционально обыграть: «Ночка. Темная, только луна светит. Немножко страшно. – Дочка. Девочка спит, мишку к себе прижала. Хорошая, славная девочка. – Бочка … с водой. Вот какая большая и воды то в ней сколько! После дождя налилось». Тогда ребенку становится легче слышать различие между словами. - Эмоциональное обыгрывание слов для развития фонематического слуха.
УПРАЖНЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ Произносите гласные звуки ритмично и утрированно: А – широко открывая рот; У – далеко вперед вытягивая почти сомкнутые губы; О – округляя губы как «О»; И- растягиваем углы губ в стороны, как Буратино; Е – резко, весело, широко открывая рот. Для формирования верхнего подъёма языка – стимулируйте ребенка на облизывание верхней губки: намажьте ее медом или сметанкой. По возможности, больше давайте твердую пищу, которую нужно жевать. Работа у зеркала: отрабатывание движений подражания – открыть и закрыть рот («А-а-а-ммм»), высунуть и спрятать язык («Вот он – язычок! … Нет язычка!) и т.п.; Здесь возможна опора на более низкий уровень В – врожденная мимика и одновременно на более высокий уровень D – слежение за собой: сделай как будто ты смеешься (рот растянулся), - тебя обидели (губы надулись, нижняя губа и челюсть выходят вперед – мы приближаемся к звукам Ы или У), - покажи как ты будешь спать (закрыли глаза) и т.д – почувствовав движение сделанное «случайно», просим ребенка повторить его осознанно. или на сохранный уровень сознания – тогда мы просим ребенка «вести движение глазами», заранее продумывать и планировать, что он будет делать.
Движения, особенно ритмичные, сначала делаем очень медленно, прослеживая, прочувствуя его, напитываясь его афферентациями. Затем убыстряем ритм до необходимого.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |