Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структурные и функциональные нарушения речедвигательного аппарата (дислалии функциональные и органические) и их педагогическая коррекция




Симптоматика нарушений письменной речи.

Различают два вида нарушений письменной речи: дислексия, дисграфия.

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) ВПФ и проявляющееся в ошибках стойкого характера

Симптомы дислексии: 1.Замены и смешения звуков при чтении -- фонетически близких (звонкие-глухие), или графически сходных (Х-Ж, П-Н, З-В). 2.Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова: Р..А..К. 3.Искажения звуко-слоговой структуры слова: пропуски согласных в стечениях; пропуски согласных и гласных без стечения; добавление букв и звуков; перестановки звуков; пропуски слогов; перестановки слогов. 4.нарушение понимания прочитанного (от слова до текста). 5.замены слов (ЗАХЛЕСТНУЛА – ЗАХЛОПНУЛА). 6.аграмматизмы при чтении (падежные окончания, глагольные окончания, согласование членов предложения

Классификация нарушений письменной речи.

Дислексия – частичн. специф. наруш. проц. чт, обусл. несформир-ю (наруш) ВПФ и проявляющееся в ошибках стойкого характера. Классификация: 1.фонематич; 2.семантич; 3.аграмматич; 4.мнестич; 5.оптическая; 6.тактильная

Фонематич. Недоразв. фонематич. воспр. – 1 ф-ма (трудн. усв-я букв; замены букв, сходных акустич. и артикуляц. (Б-П, С-Ш), недоразв. фонематич. анализа - 2 ф-ма (побукв. чт; искаж. звукослогов. стр-ры; пропуски согл. в стеч.; вставки гласных м/у согл. в стеч-х (ПАСЛА – ПАСАЛА); переест-ки букв (звуков) (УТКА – ТУКА); пропуски и переест-ки слогов (ЛОПАТА – ЛОТАПА).

Семантич. (механич. чт). 1. наруш. поним. прочит-го при технич. прав. чт.; не м. ответить на вопросы по тексту). 2.несформир-ть представлений о синтаксич. связях слов в предл. (каждое слово воспринимается изолированно)

Аграмматич. обусловлена недоразв. грамм. строя речи, морфологич. и синтаксич. обобщ: 1.изм. падежных оконч. сущ.; 2.неправ. согласов. в роде, числе, падеже сущ. и прил.; 3.изм. числа местоим; 4.неправ. употр. родовых оконч. местоим.; 5.изм. ф-мы глаг. Чаще набл-ся у детей с ОНР.

Мнестич. 1. наруш. усвоения букв; 2.в трудн. установл. связей м/у звуком и буквой (не м. воспроизв. ряд из 3-5 букв или слов, наруш. порядок их следов-я).

Оптич. 1.замены и смешения графич. сходн. букв (Д-Л, З-В); 2.недифференц-ть зрит. представл; 3.наруш. оптико-пространств. воспр. (трудн. воспр. букв, напис. одна под другой _ Т_; не расчл-т буквы на сост. эл-ты Н; зерк. чт).

 

 

БИЛЕТ 9

Дислалия – наруш. звукопроизнош. при норм. слухе и сохранной иннервации речев. аппарата. В зав-ти от сохр-ти анатомич. строения речев. аппарата 2 формы:

а) функциональная – наруш. воспроизв. звуков, речевой аппарат не имеет патологич. изменений). В детском возрасте.

Акустико-фонематич. - несформированность фонематического слуха.

Артикуляторно-фонематич. - несформированность операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам. I вариант: артикуляторная база не полностью сформир, замены. II: артикуляторная база сформир. полностью, но при отборе звука принимается неправильное решение, что приводит- к смешению звуков.

Артикуляторно-фонетическая (обусловлена неправильно сформированными артикуляторными позициями, что приводит к искажению или пропуску звука).

б) механическая - неправильное произношение обусловлено выраженными нарушениями в строении артикуляционного аппарата. Возникает в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата.

В зав-ти от колич-ва наруш-х групп звуков: мономорфная (нарушен или 1 звук или 1 группа звуков)и полиморфную – наруш. 2 и более групп звуков.

Нарушения звукопроизношения могут проявляться по-разному:

1) отсутствует: акета (ракета);

2) произносится искаженно, т.е. заменяется звуком, отсутствующим в фонетической системе русского языка: вместо нормативного с — межзубный с;

3) заменяется звуком, более простым по артикуляции (л-»у).

В_зав-ти от того, какие звуки несформир-ны или нарушены, виды недостатков.

1. Сигматизм — недостатки произн. свист. (с, с', з, з’, ц) и шипящ. (ш, ж; ч, щ) звуков.

2. Ротацизм — недостатки произношения звуков р и р’.

3. Ламбдацизм — недостатки произношения звуков л и л'.

4. Дефекты произношения нёбных звуков: каппацизм — звуков к и к'; гаммацизм — звуков г и г': хитизм — звуков х и х'; йотацизм — звука и.

5. Дефекты озвончения — недостатки произношения звонких согласных звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими: б-п, д-тп, в-ф, з-с, ж- ш, г-к и т.д. Этот недостаток нередко встречается у детей, страдающих снижением перефирического слуха.

6. Дефекты смягчения — недостатки произн. мягких согл. звуков замена парными твердыми: например, д'-д, п'-п, и т.д. (тота - тетя, пат — пять).

Коррекционно-педагогическая работа при дислалии.

Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения проводится поэтапно. 3 этапа, каждый из которых преследует свою цель.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1062; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.