Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Биографический метод




По Подшивалкиной:

другое название – история жизни.

Этот метод явл. изучением индивидуального пути и жизненного опыта на разных стадиях. Этот метод использ. в др. дисциплинах, где центром являются личные переживания. Первыми применили Томам и Знанецкий в работе «Польский крестьянин в Европе и Америке». Основной метод получения инф-ции – длительные биографические беседы, мемуары, документальные источники. Так как повествование субъективно, то социологи могут подкреплять его объективными фактами.

Генцин выделяет 2 подход к истории жизни:

- классический, где исследователь использует биографический материал как основу для своих концепций

- интерпретативный, где сам исследуемый конструирует в своём рассказе некий образ себя, задача социолога выявить, почему человек так себя ведёт, почему именно такой образ себя, интересует, КАК человек представляет себя

Этапы создания интерпретации истории жизни:

1. фиксация элементов объективного опыта (обозначение жизн. этапов, ситуаций, кот.мы можем расположить в хронологическом порядке)

2. собрать более детальную информацию о контексте событий

3. истории, рассказанные респондентом, надо обобщить вокруг более общих тем (семья, досуг)

4. исследователь должен сфокусироваться на раскрытии отдельных историй жизни

5. можно обращаться к дополнительным источникам анализа (стат. данные, рассказы других людей)

История жизни может быть интересна, когда мы изучаем способы проживания жизн. событий. Биографические повествования могут стать результатом анализа коллективных событий.

История жизни – это способ анализа, кот. концентрируется на индивиде или индивидах, их опыте проживания жизни и отражения в них соц.-культ. процессов. Эта тактика сообщает о всей протяжённости жизн. пути и субъективных проживаний.

Общее для тактик истории жизни:

- ориентация на изучение каждодневной практики соц. взаимодействия

- изучение неструктурированных источников текстовой инф-ции, кот.содержат субъективные свидетельства о соц. существовании индивидов и практики взаимодействия с другими людьми

- кроме текстовой инф-ции мы можем использовать другие разноплановые данные

- анализ предполагает всесторонне описание и интерпретацию состояния соц. феномена в единстве его внутренних взаимосвязей

Схема анализа описания истории жизни:

1. отбор исследовательской проблемы и гипотез

2. отбор субъекта или субъектов

3. описываются объективные события и переживания из жизни субъектов. Эти события подлежат анализу

4. получение от субъекта его интерпретации данных событий, следуя либо естественному, либо хронологическому порядку

5. анализ всех утверждений и сообщений с точки зрения их внутр. и внешней валидности: отбираем наиболее достоверные источники, чтобы проверить наши гипотезы, потом проверяем предварительно сформированные гипотезы или создаём новые гипотезы

6. составление чернового наброска всей истории жизни и ознакомление с ней респондентов, исследования их реакций

7. составление отчёта


29. Особенности использования стратегии «casestudy» в социологии.


Исслед-е отдельной общности — кейс-стади (casestudy) — традиционная тактика кач. исслед-я для изуч-я уникального объекта в совокупности его взаимосвязей. Т. о.прежде всего может быть замкнутая общность, труднодоступная для изучения др. методами: «дно» общества (преступные группировки, бомжи, нищие), социальные элиты, религиозные секты.

Объектом изучения может быть и трудовое сообщество: напр., производственная или учебная группа. Объект интереса в кейс-стади имеет четко очерченные границы в соц. простр-ве: узкий коллектив — бригада или завод в целом. Определ-я также временные границы изучаемого объекта, совпадающие со временем проведения исследия: напр, 6 мес-в, год и т. д.

Методы: включ. наблюд-е, глубинные интервью, изуч-е офиц. и неформ. док-тов. Общая схема такого исследования состоит в опред-ии проблемы, контекста ситуации; вопросов, подлежащих изучению; формулировке выводов по принципу «какие уроки можно извлечь из данного случая». В центре внимания кейс-стади может быть и более сконцентрированное, хронологич. детальное описание развития одного экстремального события в жизни сообщества и его последствий. В настоящее время отечественные исследователи часто используют кейс-стади для изучения процесса развития рабочих движений протеста.

Специфика к.-с. состоит в глубинном изучении своеобразия, уникальности объекта, выводы о результатах наблюдения чаще носят локальный, прикладной характер и направлены на выработку рекомендаций к действиям.

-Исследователь первоначально четко определяет границы своего случая. Конкретно же все зависит от авторских задач: будет ли это одна проблема; несколько проблем в рамках одного случая; несколько случаев.

-Выбор временных границ случая для рассмотрения процессов, событий — вторая задача в кейс-стади. Однако четко определить временные рамки начала-конца процесса удается не всегда и тогда они устанавливаются хотя бы условно.

-Выбор в качестве объекта данного конкретного случая зависит от того, насколько он соответствует общим исследовательским целям, в какой степени отражает весь комплекс поставленных задач. Конечно, хорошо бы иметь случай, который дает возможность рассмотреть проблему с разных точек зрения, но можно выбрать и самый типичный или, наоборот, самый экстремальный.

-Очень важна глубина рассмотрения случая. Хорошо бы уже на этапе планирования составить условную матрицу и определить, какова будет глубина информации о тех или иных характеристиках «случая».-Длительное погружение в поле и одновременное использование разных методов сбора информации обеспечивает понимание глубинных смыслов, подтекста социальных отношений в узких границах данного случая.-Использование более 3—4 случаев для сравнительного анализа может привести к потере глубины и увеличивает опасность неадекватной интерпретации каждого из них.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.