КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этапы обработки и анализ результатов количественного СИХарактеристики шкал
1. Редактирование и кодирование информации. Основное назначение данного этапа состоит в унификации и формализации информации, которая была получена в ходе исследования (опроса). Часть анкетной информации заранее формализована: даны возможные варианты ответов и проставлены их цифровые коды. Однако, часто в таких ответах встречаются описки, нечеткое написание и т. п., что устраняется при редактировании собранных анкет. Другой тип собираемых данных представляют ответы на открытые вопросы. Их группировка и последующее кодирование также является задачей этого этапа. 2. Перенос данных на машинные носители. Объем информации, собираемой в ходе социологического исследования, как правило, достаточно велик. Среднее по объему исследование дает не менее нескольких тысяч единиц (байт) информации, а в некоторых случаях это число достигает миллионов. Обработка таких массивов данных без применения современных ЭВМ крайне трудна и малоэффективна. Применение средств вычислительной техники требует, чтобы обрабатываемая информация находилась на специальных носителях. Перенос данных с анкет на такие носители информации составляет содержание этого этапа. 3. Ввод данных в ЭВМ. Находящиеся на носителях информации данные исследований вводятся в ЭВМ и организуются в ней в соответствии с требованиями используемого пакета программ обработки социологических данных. Этот этап реализуется, как правило, специалистами вычислительного центра. 4. Проверка качества данных и коррекция ошибок. Введенная в ЭВМ и соответствующим образом организованная информация исследования во многих случаях содержит более или менее серьезные ошибки. Причины их возникновения разнообразны - это и ошибки опрашиваемых при заполнении анкет, и ошибки перенесения кодов на машиночитаемые носители информации, и ошибки технических устройств ЭВМ и т. д. Однако, независимо от их источника необходимо выявить и исправить все ошибки сразу после ввода данных в ЭВМ, до перехода к этапу анализа информации. 5. Создание переменных. Собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо не отвечает на вопросы, которые необходимо решить в исследовании. Связано это с тем, что подчас сложно бывает непосредственно измерить изучаемую характеристику. Для ее получения может потребоваться выполнение ряда преобразований собранных данных. Создание переменных является этапом в некотором смысле обратным этапу операционализации понятий- переменные выступают в качестве показателей, изучению которых, собственно, и посвящено исследование. Для многих вопросов анкет получаемая информация непосредственно отвечает задачам исследования, и в этом случае сами вопросы являются переменными. 6. Статистический анализ. Этот этап является ключевым в процессе анализа социологических данных. В ходе статистического анализа выявляются искомые статистические закономерности и зависимости. 7. Интерпретация - превращение социологических данных в показатели, которые являются не просто числовыми величинами, а определенными социологическими данными, соотнесенными с целями и задачами исследователя, его знанием, опытом. В количественном анализе оперируют понятиями переменных, влияющих друг на друга. При сборе, обработке, анализе, моделировании и сопоставлении результатов разных исследований используется совокупность методов и моделей прикладной математической статистики. К первой группе относят выборочный метод, описательную статистику, анализ связей и зависимостей, теорию статистических выводов, оценок и критериев, планирование экспериментов, ко второй - ряд методов многопеременной статистики, различные методы шкалирования, таксономические процедуры, корреляционный, факторный, причинный анализ, а также большую группу статистических моделей.
18. Вариационные ряды. Одномерные и двумерные распределения, их графическое представление Частота – это кол-во индивидов, обладающих тем или иным значением признака.
Одномерное распределение - распределение по одному признаку. 2) Гистограмма – это столбики с высотой N(Xi). Меры центральной тенденции — обобщенные характеристики распределения некоторого признака в данной совокупности индивидов. Их называют также средними, оперируя которыми, мы теряем часть информации, но отражаем типичное для изучаемой совокупности в определенных условиях. Чтобы средняя была характеристикой, улавливающей тенденцию, закономерность, она должна применяться к достаточно однородной совокупности. Поэтому исчислению М. ц. т. предшествует выделение из изучаемой общности в некотором смысле однородныхподобщностей. Наиболее часто используется так называемая средняя арифметическая величина М, определяемая как сумма всех значений признака у различных индивидов, деленная на общее число индивидов. Если данные сгруппированы, то М равна сумме произведений вариант на их частости (относительные частоты). Из свойств М отметим следующие: сумма произведений отклонений вариант от М на их частости (или частоты) всегда равна нулю; М не меняется при увеличении частостей в несколько раз; при увеличении вариант в несколько раз М увеличивается во столько же раз; при увеличении всех вариант на одну и ту же величину М увеличивается на эту же величину. Медиана Ме — значение признака, приходящееся на центральный член ранжированного ряда. У одной половины членов такого ряда значения данного признака меньше, чем медианное, у другой — больше. На медианное значение признака влияют лишь центральные значения его, поэтому ненадежное знание граничных значений (а такая ситуация встречается на практике), приводит к искажению М, но не искажает Ме. В отличие от М, Ме можно использовать и для описания качественных, неметрических признаков. Мода Мо — наиболее часто встречающееся в данной совокупности значение признака, т. е. это варианта с наибольшей частотой. Мо — не отражает степени модальности, т. е. не несет в себе информацию о том, насколько распространено данное значение признака в изучаемой совокупности. Подобно Ме, Мо может применяться для описания качественных и классификационных признаков. Для непрерывных количественных признаков Мо — абсцисса максимума кривой распределения. Если максимум один, то распределение называется унимодальным (например, распределение населения по возрасту в отсутствии войн и эпидемий), если максимумов два — бимодальным (например, распределение населения по возрасту в послевоенные десятилетия: два максимума на кривой распределения появляются из-за возникновения минимума, соответствующего снижению рождаемости в годы войны) и т. д. На Мо, как и на Ме, не влияют концы распределений. При так называемом нормальном распределении (например, распределение по росту людей данного пола) М = Ме=Мо. Ме всегда находится между М и Мо. Если при унимодальном распределении Мо>Ме, то говорят о левой асимметрии, если Мо<Ме,— о правой. В качестве М. в. используются также квантили. Квантиль (значение признака) делит сумму частот на равное число частей. Число частей может быть различным, отсюда различные квантили — квартили, децили, перцентили. Квартиль делит сумму частот на 4 части. Квартилей три: Q1, Q2, Q3— такое значение, что у 25 % индивидов значение данного признака меньше, а у 75 % —больше, чем Q1, Q2 — это, очевидно, медиана (Меры центральной тенденции). У 75 % индивидов значение признака меньше, чем Q3, а у 25 % — больше. В качестве М. в. используется величина /\ Q= Q3 - Q1— полуквартильное отклонение (половина вариант заключена между Q1 и Q3). Дециль делит сумму частот на 10 частей. Децилей девять: Д1..., Д9. В качестве меры разброса используется величина ^D = D9-D1. Перцетиль делит сумму частот на 100 частей. Их, очевидно, 99. Все рассмотренные М. в. относятся к количественным признакам. Для классификационных признаков можно ввести меру вариации, основанную на различии в качестве, но такие меры не получили распространения
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |