Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура русских земель и княжеств в XIII–XV вв




От вторжения Батыя в 1237 г. до стояния на Угре в 1480 г. русские земли находились в зависимости от Орды, что оказало крайне негативное воздействие на развитие русской культуры. Особенно тяжелы были первые несколько десятилетий. Тысячи людей погибли в битвах, огне пожарищ, от голода и эпидемий, были уведены в рабство. Чаще всего «в полон» забирали ремесленников и молодежь. На Руси наблюдалось повсеместное сокращение числа ремесленных специальностей: ювелирных, гончарных, кожевенных, кузнечных, стеклодувных и др. Прекратилось каменное строительство. К концу XIII в. положение начало немного улучшаться. В Твери, претендовавшей на роль центра Северо-Восточных земель, в 1285 г. начал возводиться каменный храм в честь Преображения Господня. Спасопреображенские храмы нередко строились в то время в этом регионе, поскольку Спас почитался покровителем Владимирской княжеской династии. С начала XIV в. каменное строительство постепенно приобретало размах. Возобновилось и летописание, а также переписывание и создание новых книг. Сохранившиеся до нашего времени новгородские берестяные грамоты этой эпохи свидетельствуют о наличии высокого уровня грамотности среди городского населения. По-прежнему «сказывали» былины, возникшие в более ранний исторический период. Наряду с ними появились и новые предания и легенды. Особенно любили «Сказание о граде Китеже» – городе, ушедшем при нападении захватчиков под воду, на дно озера, со всеми защитниками и жителями, не сдавшимися врагам. В XIV в. дорогой пергамен, изготавливавшийся из телячьих кож, стал заменяться бумагой, в обиход вошло более беглое и свободное письмо – полуустав, заменившее бытовавшее ранее «уставное» письмо. С XIV в. летописи вновь становятся все более подробными, ведутся почти во всех крупных городах, но постепенно центром летописания становится Москва. В 1408 г. был составлен Общерусский летописный свод, так называемая Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре 1812 г., а к 1480 г. относится создание Московского летописного свода. В 1442 г. Пахомием Логофетом был составлен первый русский Хронограф, в котором нашли отражение события всемирной истории.

Одним из самых распространенных литературных жанров были исторические повести, в которых описывались «хожения» (путешествия) и крупные исторические события. Выдающимся памятником русской культуры XV в. явилось «Хожение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, содержащее сведения об Индии и странах, лежащих на пути из Руси в Индию. Ценные географические описания других территорий представлены в «Хожениях» новгородца Стефана (1348–1349) и смолянина Игнатия (1389–405) в Царьград (Константинополь).

Широкое распространение до Куликовской битвы имели повесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», повести об Александре Невском. Поэма «Задонщина» была посвящена уже самой победе на Куликовом поле.

Церковная (житийная) литература пользовалась особой популярностью. Монголо-татары отличались веротерпимостью, так что русская церковь имела возможность и поддержать патриотические настроения народа. «Житие» Дмитрия Донского создавало образ мужественного полководца. Талантливые церковные писатели Пахомий Логофет, Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших деятелей Русской православной церкви: митрополита Петра, перенесшего церковную столицу из Владимира в Москву, Сергия Радонежского – основателя Троице-Сергиева монастыря.

 

Подъем русской культуры в XIV–XV вв. проявился и в архитектурном творчестве. В Новгороде в XIV в. были построены Ковалевская церковь, имеющая фресковую роспись, Волотовская церковь и др. Еще при Дмитрии Донском в 1367 г. были возведены первые белокаменные стены Московского Кремля. Спустя столетие с помощью итальянских мастеров были возведены уже из красного кирпича кремлевские стены, которые сохранились в основном до наших дней. Московский Кремль стал одной из крупнейших крепостей в мире. Под укрытием мощных стен в нем были возведены дворцы великого князя и митрополита, здания государственных учреждений, монастыри. В центре Кремля, на Соборной площади начали строить самое высокое здание в тогдашней Москве – колокольню, получившую название «Иван Великий», окончательно достроенную позже, уже при Борисе Годунове. В 1479 г. был сооружен на фундаментах старой церкви главный собор Московского Кремля – Успенский, который начали строить псковские мастера, а завершил талантливый зодчий итальянского Возрождения Аристотель Фиорованти. Пятиглавый Успенский собор являлся крупнейшим общественным зданием того времени.

В 1484–1489 гг. псковские мастера возвели Благовещенский собор – домовую церковь московских государей. Неподалеку от него несколько позже была сооружена усыпальница московских великих князей – Архангельский собор. В конце XV в. была построена Грановитая палата, названная так благодаря «граням», украсившим наружные стены. Грановитая палата являлась частью царского дворца, его тронным залом. Московский Кремль стал своеобразным символом могущества и силы сложившегося вокруг Москвы государства.

Идея русского единства воплотилась и в ряде других архитектурных памятников, например в соборе Савино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода, Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря, Звенигородском соборе и др. При сооружении этих храмов были использованы традиции древнерусского зодчества (планы зданий, особенности архитектурной композиции и т. д.). В некоторых соборах делались цветные (майоликовые) полы, медные двери с различными изображениями и украшениями, золоченые прорезные кресты, производилась внутренняя и внешняя роспись стен. На каменное зодчество XIV–XV вв. большое влияние оказал стиль деревянных построек, тесно связанный с народным творчеством. Характерное для русской культуры того времени подчеркивание исторических связей с предшествующим периодом нашло, в частности, свое выражение в реставрации архитектурных памятников Переяславля, Ростова, Владимира, Твери, Новгорода.

Русская иконописная традиция к XIV–XV вв. достигла замечательных высот. В Новгороде, при росписи Волотовской церкви, храма Спаса на Ильине улице, а позднее в Москве в конце XIV – начале XV в. работал выходец из Византии выдающийся художник Феофан Грек. Он расписал вместе с Симеоном Черным московскую церковь Рождества Богородицы.

Высший подъем иконописного искусства связан с творчеством современника Феофана Грека – русского художника Андрея Рублева. Впечатление цельности и законченности образов А. Рублева создается во многом благодаря сочетанию чистых и нежных красок. Знаменитая «Троица» стала одной из вершин не только русского, но и мирового искусства. Кисти А. Рублева принадлежит также фресковая роспись Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского собора, Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.